В Москве работает выставка «Успение Богоматери. Иконы, графика, декоративно-прикладное искусство XV – начала XX вв.»

17 августа 2017 года в Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная образу Успения Богоматери в русском церковном искусстве. Широкий ряд разнообразных памятников позволяет проследить развитие иконографии в иконописи, графике и декоративно-прикладном искусстве, начиная с конца XV века. На выставке представлены памятники из Музея имени Андрея Рублева, собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного и частных коллекций.

Наиболее древняя икона, представленная на выставке, была написана в первой половине XV века. Ее композиция восходит к традиционной византийской схеме и очень лаконична. Развернутый вариант иконографии Успения включает в себя историю чудесного перемещения апостолов в Иерусалим к смертному одру Богоматери. На выставке представлено несколько образов такого типа. Один из них написан на рубеже XV–XVI веков в мастерской знаменитого изографа Дионисия и происходит из Успенского собора в г. Дмитрове.

Во второй половине XVII века иконография Успения Богородицы претерпевает значительные изменения: композиция усложняется, в нее включаются западноевропейские элементы, подробно иллюстрируется «Слово об Успении Богородицы» Иоанна Богослова. Иконографической вехой этого периода является икона 1658 года из Успенского собора Московского Кремля со Сказанием в 16-ти сценах, которая послужила образцом для большого образа из Христорождественской церкви г. Балахны Нижегородской губернии из собрания Музея.

Новые варианты иконографии разрабатывали и лучшие иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. На выставке представлен образ Успения Богородицы со сценами Сказания, созданный в 1694 году для церкви Покрова в Филях иконописцем Кириллом Улановым, одним из выдающихся изографов своего времени. Мастер акцентирует внимание на сцене коронования Богоматери, включая этот новый для русских иконописцев западноевропейский мотив в средник иконы.

Особым почитанием пользовался образ Успения Богоматери, находившийся в Киево-Печерской лавре. История святыни описана в Киево-Печерском патерике, а списки с нее в меру и подобие были распространены по всей Руси. Они отличаются особой горизонтальной композицией. Киевское Успение встречается не только в иконах, оно украшает и многочисленные печатные издания типографии Киево-Печерской лавры. В книжных гравюрах можно увидеть иконографические варианты этого праздника, которые не встречаются в иконах.

Помимо икон и книжных иллюстраций, на выставке экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них эмалевые образки, массово заказывавшиеся как паломнические реликвии в Ростове Ярославской губернии, деревянные резные иконки, изготовлявшиеся в Киеве, а также произведения старообрядческого медного литья.

Выставка, посвященная иконографии Успения, своим открытием приурочена к самому празднику,  многообразие изображения которого в русской художественной традиции она призвана показать. Она в равной степени будет интересна как специалистам, так и самому широкому зрителю, давая каждому возможность открыть для себя новые и важные аспекты в прочтении зрительных образов одного из главных праздников церковного календаря. 

Выставка будет работать для посетителей до 2 октября 2017 года.