Святитель Тихон Задонский как учитель монашеской жизни

Иеромонах Гавриил (Мельников)

Доклад иеромонаха Гавриила (Мельникова), насельника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря на конференции, проходившей в рамках секции «Монастыри и монашество» регионального этапа ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой митрополии,  24 ноября 2017 года.

В середине мая 1763 года святитель Тихон Задонский прибыл на Воронежскую кафедру с титулом епископ Воронежский и Елецкий. Уже в августе этого года он издает Указ, по которому не только священнослужители, но и все монахи должны иметь у себя Новый Завет и читать его, в этом же году он рассылает по монастырям сочинение «Зерцало монашеского жития» (сочинение до нас не дошло).

В декабре 1764 года святитель издает Указ, чтобы в монастырях каждый понедельник прочитывались монашеские обеты и его сочинение «Зерцало монашеского жития».

В сочинении 1767 года «Плоть и дух» (за полгода до ухода на покой в Толшевский монастырь), он говорит, что «Мир презреть и от мира отречься – это… не иметь пристрастия к тленным и суетным вещам: к чести, богатству… Отречься от мира не только одни монахи… должны, но и все христиане… о горнем помышлять, а не о земном всем повелевается, хотя монахам особенно долг этот надлежит». Итак, отречение от мира нужно всем, но монахи должны особенно к этому стремиться.

В дальнейшем, начиная с 1768 года на покое в Толшеве, Задонске святитель Тихон наставляет монашествующих в своих письмах:

 В письме «Напутствие новоначальному иноку» он пишет: «Ты пошел в монастырь по своему желанию. Живи же. Бог тебе Помощник, брат! Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, лености, осуждения, презрения, негодования и прочего, и блажен будешь».

В «Увещании к монашествующей братии» он говорит: «Вошли вы в монастырь спасения искать. Ищите же в нем, а не теряйте… Не ищите скорбей, но приключившиеся терпите и блаженны будете… если претерпите их до конца».

В «Наставлении монашествующему, как поступать по обетам, данным при крещении и пострижении»: «Входят в монастырь спасаться, а не терять спасение, трудиться, а не лежать. Внимай сему, возлюбленный монах! Все имеешь готовое: пищу, одеяние, дом и так далее. Оброка и подушной подати не платишь. Что же тебе более остается, как только заботиться о своем и ближнего спасении и молиться Богу как о себе, так и обо всех? Дважды ты обещался Христу служить верой и правдой: при Крещении и пострижении. Где же твои ныне обеты, покажи? Само одеяние твое и твои обеты будут поставлены пред тобой на Страшном Суде Христовом, если живешь и поступаешь иначе, чем обещался, ибо Богу лжешь, а не людям».

Что же нужно для соблюдения обетов?

  1. «Настоятелю всякое послушание оказывай… если он свято живет, следуй ему, как своему отцу. Если же он живет иначе, тогда то, что он законно повелевает, делай, а по делам его не поступай, как Христос сказал. Только крайне берегись осудить и оклеветать его, но молись, чтобы Бог его исправил. Ибо это есть дело христианское. Берегись, чтобы его (настоятеля) никак: ни словом, ни делом – не оскорбить. Когда будет журить за что, молчанием и поклоном и признанием вины своей отвечай. Это от тебя чести твоей не отнимет, ибо лучше всегда себя признавать виновным, нежели себя оправдать. Бог только тех оправдает, которые себя грешниками признают, а тех, которые сами себя оправдывают, со своей правдой оставляет».

  2.  Без крайней нужды из монастыря не выходи и в светские дома не входи, иначе не тем уже возвратишься, каким выйдешь. Люди падают не только телом, но и сердцем, и умом, и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом и глазами.

  3. Знай только церковь и келью свою, а в другие кельи без крайней нужды не ходи, чтобы не впасть в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет ничего лучше, как своей кельи держаться. В келье не примешь, ни подашь соблазна, но она всему тебя научит, если со страхом Божиим будешь в ней жить. В уединении и в тишине, а не среди народа и молвы рождаются добрые и небесные мысли. Помни, что ты монах. Итак, будь не только по одеянию, но и по сути и делу монахом, то есть уединенным.

  4. Стоя в церкви на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах, ибо это место, а особенно святой алтарь, – место святое (см. Исх. 3:5), святое же место должно свято почитать.

  5. Не будь праздным, ибо праздность всему злу учит. Итак, всегда пребывай в добрых трудах, то есть или читай книги, или молись, или будь в богомыслии, или рукоделье какое делай. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как то: о Царствии Божием, о спасительном воплощении Сына Божия и о прочем. Так ум и сердце ваше занято будет, и не будет крова или места дьяволу, и убежит дьявол. Обращайтесь умом и сердцем вашим в небе и в вечности, и не будете пойманы дьяволом. Птица, чем выше летает, тем безопаснее бывает, а когда вниз, на землю спустится, то или поймана или подстрелена бывает. Ни к кому так удобно враг не приступает, как к живущему в праздности. Тут ему дом подметен и украшен (см.: Мф. 12:44).

  6. Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Молись не только о себе, но и обо всех христианах, ибо сие есть призвание монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия, ибо враг всегда на монахов нападает.

  7. Очень опасно монаху с женами водиться и знаться. Берегись же, монах, чтобы все, что многим трудом собрал, в одну минуту не потерять и самого себя не погубить. Столпы  чудотворцы падают, как видим в истории, чего же ожидать тростям сокрушенным? Берегись же, возлюбленный, женщины, да не сожжешься.

  8. Вспоминай часто смерть, Страшный Суд Христов, геенну и царствие небесное. А особенно тогда к этим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко греху искушаешься, обращай и проси помощи у Господа. Ибо без Него наше старание бессильно. «Память геенны, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не допустит впасть в геенну».

  9. Когда какой-либо злой помысл находит, то тотчас отгоняй его и на помощь призывай Господа, говоря: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злого, чтобы он не возрос и не укрепился и не убил тебя самого. Старайся всегда быть победителем, а не побежденным. Будь добрым борцом и противься врагу, а не будь у него в подданстве. Господь да поможет тебе.

  10. О людях, а особенно о властях и высоких лицах берегись говорить, чтобы не впасть в грех осуждения и клеветы.

  11. Чужие пороки и грехи испытывать берегись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой.

  12. Брата своего, то есть другого монаха и всякого человека крайне берегись обидеть и укорить: ты-де такой и сякой человек, ты плут, мот и прочее. Ибо это тяжкий грех. Помни, что и сам ты грешник, такой же, как и он, а может быть, он и лучше тебя. К тому же не знаешь, что с ним и с тобой утро сделает, ибо бывает, что добрый развращается, а злой исправляется. Каждый падает, если его Бог не укрепит: не можем стоять без помощи Божией.

  13. Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости его тотчас и молись о нем Богу, дабы и Бог ему простил, и хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй к этому и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить (см.: Рим 8:7,13). Трудно это, но требуется от христианина, а особенно от монаха. Надобно простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости, и тебе будет прощено, а если ты не простишь, то и тебе не будет прощено.

  14.  На всякого христианина, но особенно в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае должно обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, воздыхать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Если унынию и скуке будешь поддаваться, то еще большее уныние на тебя восстанет и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение.

Таково учение святителя Тихона Задонского о том как исполнить монашеские обеты, в самом крупном своем сочинении «Об истинном христианстве» он учит о том, что одев мантию, рясу, наперсный крест мы можем оказаться ложными христианами, и даже причащаясь и ходя в храм, оказаться вне Церкви, пленниками дьявола. Страшно: не находимся ли мы вместе с еретиками и раскольниками вне Церкви Христовой, испытывать себя учит нас святитель: в вере ли мы, в Церкви ли мы? Таково было основное попечение святителя Тихона о наших душах: чтобы христианин был истинным христианином, а монах – истинным монахом и все мы достигли спасения.