Жизнь в послушании

Игумения Елисавета (Евдокимова)

Доклад игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря (Тверская и Кашинская епархия) на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2–3 июля 2018 года)

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, возлюбленные о Христе братия и сестры, благословите!

Позвольте выразить вам искреннюю благодарность за предоставленное слово, что является для меня большой честью и огромной ответственностью.

Наш Спаситель Господь Иисус Христос послушанием Своему Небесному Отцу принес человеку свободу и возвратил его в Рай.

Послушание превосходит все другие виды подвижничества. Если послушник отсекает свою волю, то становится похожим на Христа.

Послушанием Бог входит в человека, а непослушание заграждает от Него.

Душа послушника становится легкой, когда расстается с собственной волей. Она следует путем спасения, становится кроткой, смиренной.

Когда послушник все доверяет духовному наставнику, то получает прощение, преуспевает на духовном пути. И это доброе состояние рождает в нем спокойствие совести.

Послушание освобождает человека от страстей, он становится чистым и непорочным.

Когда человек не понуждает себя к добродетели послушания, он страдает. В душе такой человек чувствует себя несчастным. Но если монах подвизается в отсечении своей воли, то ощущает радость, опытно постигает, что в духовной жизни заключена живая сила Божественной благодати.

Исполняя послушание, мы соблюдаем заповедь о любви. На этих двух главных добродетелях почивает Святой Дух.

Послушание дарует человеку духовный взор. Он видит каждого ангелом, видит свои недостатки и испытывает большое желание бороться с ними и искоренять их.

Великое благословение Божие – встретить на жизненном пути духовного руководителя (старца). Это бесценное сокровище, можно сказать, гарантия надежности на пути ко спасению.

По милости Божией, по благословению мне довелось в середине 1990-х годов прийти на послушание в Рыльский Свято-Никольский монастырь под духовное окормление старца архимандрита Ипполита (Халина), главными духовными качествами которого были кротость, смирение и любовь Христова.

Рыльский Свято-Никольский монастырь был открыт вновь в 1991 году в очень тяжелое время. Закрывались предприятия, люди оставались без работы, без средств на существование, унывали, заболевали, впадали в смертные грехи.

И Господь управил так, что со Святой горы Афон в наши края – на свою Родину – прибыл добрый утешитель: кроткий, терпеливый, смиренный батюшка, наш дорогой архимандрит Ипполит.

Всеми глубоко почитаемый старец, архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он «самый добрый батюшка на Земле».

В те годы многие люди пошли к нему за советом и утешением. Отец Ипполит помогал нам и исправлял духом кротости, любви и милосердия.

Батюшка говорил нам: «Смиряйтесь, терпите, имейте волю к добру».

Архимандрит Ипполит всегда считал себя ниже всех. За это необыкновенное смирение Господь щедро одарил его Своей любовью и даром согревать и врачевать страждущие души.

Отец Ипполит не обращал внимания на внешность, смотрел на сердце человека. Мог принять изгоя общества, от кого отвернулись все, – видя его истинное сердечное устроение. У отца Ипполита были свои параметры оценки личности, свои мерки.

Он любил людей, и любовь, исходившая от него, отражалась в их сердцах.

Все мы знали, что в общении с батюшкой самое главное – это полное послушание и доверие.

Его советы и поучения не были многословны.

Отец Ипполит был очень скромен, кроток и смирен. Были такие моменты, когда он давал нам послушание, а мы противились и начинали вносить свои поправки. Батюшка с теплой отцовской улыбкой великодушно нам уступал, а потом мы сами понимали, насколько были неправы, уклонившись от его благословения.

Мы росли в любви, не знали епитимий. Но отцовская строгость всегда незримо ощущалась, и мы старались не переступать больше дозволенного.

Батюшка благословлял нас регулярно исповедоваться, причащаться, неукоснительно посещать общее молитвенное правило и много трудиться. Мы сильно уставали, но это давало радость преодоления самости, лености и духовной немощи. Это попаляло наши страсти и помогало видеть себя изнутри. Так от силы в силу мы обретали опыт духовный и житейский.

В монастыре были разные люди – высокообразованные и простые, молодые и пожилые. Но жили мы как одна дружная семья.

Каждое утро мы получали благословение у батюшки и наставление на грядущий день.

Отец Ипполит, терпеливо слушая нас, не судил строго и говорил совсем кратко.

Когда в сердце гнездилась обида, он говорил: «Надо потерпеть».

Когда находили помыслы осуждения, – «А кто ж без греха?»

Каждому человеку давал свои сугубые наставления.

Батюшка часто говорил притчами, поговорками, прибаутками. И только с годами сердце стало понимать, что несли его слова.

Монастырь жил в бедности. Чтобы выжить, мы занимались сельским хозяйством. Земли было много, водили коров, коз, овец. Каждый имел достаточно серьезное послушание, которое давалось нам нелегко. Ведь все мы пришли из мира – городские, изнеженные, ничего не умеющие. Но сойти с пути редко кто решался.

Благодать батюшкиной молитвы была так утешительна, что расстаться с ней было не просто трудно, а невозможно.

Послушания периодически менялись, что давало нам возможность накопить многогранный практический опыт ведения хозяйства, а также опыт общения друг с другом, опыт кротости, терпения, смирения, великодушия – без таковых в монастыре не прожить.

Живя в родной обители, мы все окрепли. Никто не болел. Все стали выносливыми. Спали немного, трапеза была аскетичная, одежда простая. Каждый стремился обрести Иисусову молитву. Говорили мало. А когда собирались на общее послушание, пустых разговоров не вели. Кто-нибудь рассказывал о посещении святых мест, об общении с духовными людьми. На общих послушаниях с нами иногда бывал и батюшка.

Всё в обители было предельно просто и скромно, и мы во всем старались подражать батюшкиному примеру. Всеми силами стремились обрести послушание и быть не просто послушниками, а послушными детьми.

А главное – каждый стремился не упустить возможности общения с отцом Ипполитом и, рассказав о себе, получить от него необходимый совет.

Все мы – каждый по своей мере – обрели навык в послушании, которое дает сердцу мир и духовное утешение.

Мы были обласканы батюшкиной любовью. Для каждого из нас Рыльский Свято-Никольский монастырь был и остается родным любимым домом.

Отец Ипполит не ругал нас, когда мы не слушались. Он терпеливо слушал наши объяснения. Смотрел на нас кроткими любящими глазами, и становилось очень стыдно за свой поступок.

Любовь и молитва батюшки исцеляли тяжелейшие духовные и смертельные физические недуги.

Люди обращались за помощью, и отец Ипполит оставлял их в монастыре. Приняв его предложение за святое послушание, они жили в обители, трудились, исполняя все духовные наставления. Укреплялась их вера, и совершались чудеса. Люди выздоравливали. Бросали свои пристрастия, исцелялись от неизлечимых болезней. Онкологические больные, которые приезжали в монастырь провести последние месяцы жизни, живут уже более двадцати лет.

Батюшка никогда не назидал, любил каждого человека, принимал и понимал. Когда к нему приходили за советом, он всегда внимательно и смиренно слушал, и если у собеседника появлялись нотки гордости, тщеславия или лукавствия, то кротость батюшкиного сердца внушала вопрошающему, что не надо много говорить – старец все видит и все понимает.

Неукоснительным правилом в монастыре было отсечение своей воли. Каждый понимал, что без благословения делать ничего нельзя, и старался исполнять это. У каждого, кто был на послушании у батюшки Ипполита, этот навык прошел через всю жизнь.

Когда спрашивают, какие чудеса происходили в обители, хочется сказать, что чудеса – это все мы. Живя в монастыре, день ото дня мы постепенно менялись, уходило своеволие. Мы старались нести тяготы друг друга, утешать, уступать, взаимно помогать, смиряться перед каждым человеком – и большим, и маленьким.

В 2000 году батюшка благословил меня на новый этап жизни. Я переехала в Тверскую епархию на послушание в скит Марфо-Мариинской обители.

Благословляясь на отъезд, я со страхом и трепетом просила святых молитв. Батюшка благословил и сказал: «Всё у тебя получится». Я приняла его слова как святое послушание.

В 2002 году меня направили восстанавливать порушенный Богородицкий Житенный женский монастырь.

В этом же году батюшка преставился ко Господу.

Здесь я прочувствовала, что такое настоятельский труд, сколько нужно терпения, смирения, кротости для того, чтобы люди под твоим руководством стремились к Богу, учились молитве, трудились, хранили сердечный мир и любили свой дом. И что пример собственного послушания дает сестрам пример правильного устроения монашеской жизни. Для себя я поняла, что надо начинать во всем с себя, послушаться, смиряться, молиться, трезвиться – словом, жить строго по-монашески.

Прошли годы. Монастырь с Божией помощью восстанавливается, сейчас в обители проживает 34 сестры. Послушания несут разные. Так же, как в Свято-Никольском монастыре, для того чтобы выжить, засеваем поля и огороды, содержим коров, коз, кур, производим сельскохозяйственную продукцию, печем хлеб для себя и для населения.

Каждая сестра знает, что у монаха два крыла – труд и молитва. Труды у нас большие, без молитвы их не осилить. Духовные беседы, исповедь, причастие стоят на первом месте в нашей монастырской жизни. Сестры стараются ради пользы своих душ и возрождения святой обители. Основная цель – стяжать послушание с любовью и радостью.

Наша обитель преодолевала бедность и лишения. Сейчас идет большое строительство.

Живем мы пока тесно. Но это тоже несет пользу: мы учимся взаимно послушаться, уступать, помогать, претерпевать, милосердствовать, чтобы искренне сродниться во Христе.

Каждая сестра испытала на собственном опыте, что послушание – это главное монашеское делание и основа жизни в монастыре. Без этого качества на монашеский путь не встанешь.

В нашей обители имеется социальная гостиница «Дочки-матери», куда приходят матери с детьми, по разным причинам потерявшие кров над головой; она насчитывает 84 человека. Люди часто приходят в тяжком духовном состоянии – израненные, униженные, в унынии, на грани отчаяния.

Чтобы им помочь, необходимо приложить много трудов. Тут постоянно приходится оглядываться на то далекое время и сопоставлять, как в данном случае поступил бы батюшка. И вспоминаешь, что он каждому вступившему на порог обители протягивал руку помощи. Всех любил, всё терпел и с любовью помогал стать на правильный жизненный путь.

Из жизнеописания отца Ипполита мы знаем, что он сам много пребывал на послушаниях, был келейником у ныне причисленного к лику святых глинского старца преподобного Андроника (Лукаша). Затем, после закрытия Глинской пустыни он нес послушание в Псково-Печерском монастыре, далее по послушанию был направлен на Святую Гору Афон. И везде, по сей день, его вспоминают как кроткого, смиренного и трудолюбивого монаха. Обретя великий опыт, он вернулся к себе на Родину.

Встретив батюшку, каждый из нас понимал, что он прошел большой монашеский путь. И души наши тянулись к свету, исходящему от его смиренного сердца.

Много людей, преображенных молитвой отца Ипполита, больше жизни дорожат частичками его любви и духа. Память о нем хранит вся Россия.

Мы молим Господа о даровании нам духовных качеств наших наставников, которые помогали и помогают нам продвигаться по Божьему пути.

За святое послушание Господь дает молитву, умудряет, посылает здравие, терпение, духовную отвагу и много других даров для того, чтобы пройти поприще земной жизни и сподобиться радости встречи с Богом.

В завершение хотелось бы от души сердечно поблагодарить всех за искреннее внимание и молитвенную поддержку!


Список литературы:

  1. Ефрем Святогорец. Искусство спасения. Т.1: беседы/ Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой Горе Афон (перевод с новогреч. А.Л. Данилин). – М.: Святая Гора, 2012.
  2. Иосиф Ватопедский. Ватопедские Оглашения: Беседы о монашеской жизни: Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни./ Старец Иосиф Ватопедский. – Богородице-Сергиева Пустынь, 2007.
  3. Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия. – М.: Свято-Данилов монастырь, СП «Квадрат», 1991.
  4. Муравлев Е. Когда открывается вечность. Старец архимандрит Ипполит. – М.: Индрик, 2017.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Доклады