Посвятившая жизнь Богу и людям. История одной монахини

О монахине Алексии (Чистосердовой)

Монахиня Алексия (Чистосердова) родилась в 1886 году в Петербурге в семье военного врача Петра Алексеевича Чистосердова. Всего в их семье было восемь детей.Отец Анны, так звали мать Алексию в миру, происходил из духовного сословия Чистосердовых. 

Он учился в первой Рязанской мужской гимназии, закончил в Петербурге медико-хирургическую академию. Во время русско-турецкой войны служил дивизионным врачом и за мужество был награжден орденами и медалями.

Мать Анны Петровны, которую так же звали Анной, происходила из древнего дворянского рода, корни которого уходили ко французскому дворянскому роду де Биль. Один из его представителей переселился в Россию во время Французской революции и женился на Ирине Троегубовой, внучке героя Отечественной войны 1812 года Евграфа Никифоровича Голубцова. В свое время она учредила частный женский пансион в Рязани, в котором преподавали ее дочери.

Анна Петровна окончила гимназию и курсы сестер милосердия при Покровской общине Красного Креста на Васильевском острове. С раннего детства девочка была глубоко верующей, любила посещать храм, ходила по святым местам. Отец Анны не одобрял ее взглядов и только после его смерти она смогла последовать стремлению своей души и принять иноческий постриг.

После окончания курсов сестер милосердия девушка поступила на работу в клинику женского медицинского института. В 1914 году ушла добровольцем на фронт. Служила Анна Петровна в Киевском эвакуационном пункте. Эта невысокая хрупкая девушка проявляла такую выдержку на операциях и такую работоспособность, что опытные хирурги говорили, что им есть чему у нее поучиться. Ее часто посылали на самые ответственные участки. В своем самоотверженном служении она всеми силами старалась поддержать самых безнадежных больных. Девушка была способна на принятие очень ответственных решений при спасении тяжелораненых.

В рукописи, которую сохранила и передала в Рязанский Казанский женский монастырь вместе с некоторыми сохранившимися вещами монахини Алексии ее воспитанница Маргарита Алексеевна Мороз, описывается несколько случаев такого самоотверженного служения: «У раненого солдата был перебит пищевод; его зашили, но жизнь пациента была под угрозой – ему нельзя было есть. И тогда Анна Петровна решилась ввести в пищевод ниже шва зонд, через который поила раненого молоком. Через какое-то время он поправился».

С 1918 года Анна Петровна работала в Рязани сестрой милосердия в военном госпитале, а затем – в приемном пункте в больнице имени И.А. Салтыкова (ныне им. Н.А. Семашко), где выхаживала заболевших сыпным тифом в послевоенные годы.

В 1922 году Анна Петровна перевезла в Рязань из Петербурга, где был голод, остававшуюся там семью: маму, сестру, брата и его детей. Чистосердовы никогда не проходили мимо чужой беды. Не боясь гонений и несмотря на очень скромное материальное положение, принимали у себя сестер из закрывшихся в Рязани монастырей. Их дом был всегда открыт для нуждающихся. В комнате Анны Петровны проживало иногда по несколько человек, нуждающихся в поддержке. 

После окончания гражданской войны Анна Петровна прекратила свою медицинскую практику и стала работать председателем церковного совета Введенской церкви. Когда общину закрыли, матушку пригласили на ту же должность в Вознесенский храм. Это был последний храм, в котором работала Анна Петровна. Его закрыли в 30-х годах.

Ее дом часто посещали многие священники рязанских храмов, а также монашествующие из закрывшихся монастырей. Часто бывали в доме Чистосердовых юные Борис Ротов, впоследствии митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, и Коля Македонов, ставший через несколько десятилетий архимандритом Авелем, наместником Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Посещала Чистосердовых и схимонахиня Серафима (в миру Елена Арсеньтьевна Масалитинова), составившая житие блаженной Любушки Рязанской.

В Великий четверг постом 1947 года Анна Петровна сподобилась мантийного пострига с именем Алексия в честь святого праведного Алексия, человека Божия. Архиепископ Глеб (Смирнов), вспоминая о монахине Алексии, писал: «…Добрая, всегда приветливая, но в то же время мудрая и строгая, Анна Петровна была окружена людьми, близкими ей по духу и глубоко верующими в Господа. Она всегда стремилась пополнить стадо Христово и служить Ему в Великом Ангельском образе – монашестве».

Монахиня Алексия дожила до 96 лет. Последний год своей жизни она тяжело болела, но оставалась в твердой памяти. Преставилась монахиня Алексия 8 мая 1982 года. По ее завещанию матушку облачили в нательную рубашку с пришитым на нее красным крестом, который носили на груди сестры милосердия в годы Первой мировой войны, положили в гроб волосы, которые она хранила после пострига. Похоронили матушку на Скорбященском кладбище в ограде.

Казалось бы обычная, ничем непримечательная история жизни монахини Алексии, одной из многих, кто вступил на путь монашества в сложные предреволюционные годы и годы гонений на Церковь в нашей стране. В этой истории нет свидетельств об особых подвигах или особых духовных дарах матушки. Но именно благодаря таким, как она, людям, всей жизнью, всем сердцем и всей душою исповедавшим веру и верность Христу, посвятившим свою жизнь служению Богу и людям, и была сохранена православная вера в нашей стране для будущих поколений и духовная преемственность монашеских традиций в России.


По материалам информационного портала Рязанской епархии «Логос»

Материал подготовила Анна Фейгина