Последование малой схимы, или мантии

Настольная книга священнослужителя

Чинопоследование пострижения в малую схиму (греч. "то микрóн схима" – малый образ) совершается на Литургии. При чтении часов, перед Литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред святые двери, преклоняет здесь колена, затем кланяется братии и настоятелю обители. После того выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в одной власянице, не опоясан, не обут, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.
Во время пения антифонов по входе на "Слава, и ныне" поется тропарь: "Объятия Отча отвéрсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизждиваемое взирáяй щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее не прéзри сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою".
Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает постригаемого как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: войдя в западные двери, на середине храма и перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.
На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые напомнятся ему в день Судный.
Затем настоятель вопрошает пришедшего: "Что пришел еси, брате, припáдая святому жертвеннику и святей дружине сей?" Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Получив ответ: "Желая жития постническаго, честный отче", опять вопрашивает: "Желаеши ли сподобитися ангельскаго образа и вчинéну быти лику монашествующих?" – "Ей, Богу содействующу, честный отче", смиренно отвечает послушник; настоятель же одобряет его благое намерение словами: "Воистину добрó дело и блаженно избрал еси, но аще и совершиши е (его): добрая бо делá трудом стяжаваются и болезнию исправляются".
Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: вольною или невольною мыслию приступает он к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания. Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознания своей немощи и упования на благодатную поддержку: "Ей, Богу содействующу, честный отче".
Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас образ раба. В конце еще раз спрашивает: "Сия вся тако ли исповéдуеши в надежды силы Божия и в сих обетех пребывати обещáешилися даже до конца живота, благодатию Христовою?" – "Ей, Богу содействующу, честный отче", – звучит ответ.
Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие Щедрого Бога, сказавшего Израилю: "Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе"; укрепляет дух нового брата обетованием Небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.
Постригаемый преклоняет колена и преклоняет главу, игумен возлагает на его главу книгу (Большой Требник или Последование пострижения) и читает две молитвы: возгласную и главопреклонную, в которых просит Господа, призвавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, оградить и этого раба Своего силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избрáнных.
Затем игумен, указывая постригаемому на Святое Евангелие, лежащее на аналое, говорит: "Се, Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу; виждь, яко ты от своего предложения хощеши обручения великаго и ангельскаго образа". Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: "Возьми ножницы и подаждь ми я (их)" – трижды подает настоятелю верженные им долу ножницы и целует его руку.
Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: "Се, от руки Христовы приемлеши я (их); виждь, Кому сочетавáешися, к Кому приступаеши и кого отрицаешися". Затем, взяв ножницы от Евангелия, постригает власы на его главе крестообразно, произнося: "Брат наш (сестра наша, имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, помилуй!" Братия поет: "Господи, помилуй!". Пострижение волос, отнятие их с главы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру. При этом первый раз произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Перечень принятых для монашеского чина имен предлагается в конце Большого Требника. Часть из них отсутствует в Месяцеслове, поэтому игумен должен сообщить новопостригаемому день, когда празднуется память его нового Небесного хранителя.
При тихом пении всей братии: "Господи, помилуй" начинается облачение нового монаха в одежды его чина руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение, с призыванием имени Триединого Бога. Сперва надевается хитон (власяница) со словами: "Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, ппомилуй!".
Затем надевается параман, то есть четырехугольный плат с изображением Креста, носимый на персях или рáменах. "Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение великаго образа и знáмение Креста Господня". Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается монаху во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С параманом возлагается Крест, в воспоминание Крестных страданий Господа и смерти Его и в знáмение последования Господу, то есть претерпевания всех скорбей и страданий.
Затем постригаемый одевается в рясу – одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: "Брат наш (сестра наша, имярек) облачится в ризу радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая монаху о смерти и плаче, именуется "ризою радования", потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.
Потом монаху при словах игумена: "Брат наш, имярек, препоясýет чрéсла своя силою истины, во умерщвление тела и обновление духа", надевают пояс, чтобы, крепче стянув свое плотскóе естество, в бодрости и духовной силе он всегда творил заповеди Божии и соблюдал данное ему послушание.
Далее он облачается в мантию (пáллий), что знаменýет обручение ангельского образа. Игумен говорит: "Брат наш, имярек, приемлет пáллий, обручение великоаго и ангельскаго образа, во одежду нетления и чистоты". Мантия – знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая монаху, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, а свободно развеваясь при ходьбе, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу.
Затем надевается шлем спасения – клобук, или камилавка, иначе кукуль, или "плат камилавки, еже имать покрывало".  Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и монах надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира, "покрывается шлемом надежды спасения" и "покровом послушания".
Далее постригающийся в малую схиму обувается в сандалии (кáллиги) при возглашении игумена: "Брат наш, имярек, обувается в сандалия во уготовление благовествовáния мира".
Наконец, постригающемуся в малую схиму дается вéрвица, то есть веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершённые молитвы и поклоны, положенные монаху по молитвенному правилу. Игумен произносит: "Брат наш, имярек, приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой. Всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устéх своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго".
Настоятель дает Крест в правую руку монаха, напоминая ему слова Христовы: "Рече Господь: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне". Он дает ему и зажженную свечу, с которой тот должен стоять всю Литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит: "Рече Господь: тако да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех".
По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, сопричести к словесному Своему стаду, очистить его мудрование от плотских похотей и дать ему непрестанно воспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся житием монашеским ради Царствиа Небесного.
Если пострижение совершается не на Литургии, далее возглашается великая ектения, в которой возносятся моления и о принявшем монашеский образ. После возглáса: "Яко Свят еси, Боже наш..." поется: "Елицы во Христа крестистеся...", затем поется прокимен, и читается Апостол (Еф. 6:10-17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуиария читается Евангелие (Мф. 10, 37 38; 11, 28-30), где благовествýется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери и что тот, кто не идет во след за Господом, недостоин Его.
Потом возглашается краткая сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже", и "Еще молимся о оставлении и прощении грехов раба Божия, имярек". Затем постриженному даются Крест и свеча, а иеромонаху вручается еще и Евангелие. В завершение чина пострижения бывает братское целование при пении стихиры: "Познаим, братие, Таинства силу, от греха бо ко Отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец, предусрет лобызает...". Затем следует отпýст.
Если пострижение совершается на Литургии, то по облачении новопостриженного и по молитве о нем игумена совершается Божественная Литургия обычным чином. Во время причащения духовник берет у стоящего перед иконой Спасителя монаха Крест и свечу и он, приложившись к святому образу, причащается Святых Божественных Таин.

Материалы по теме

Монашество:

Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов)
Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов)
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь