Монастырь – это большая прекрасная семья

 В монастыре живо обнаруживаются человеческие страсти, предупреждает игумения пермского Успенского женского монастыря игуменья Мария (Воробьева). Так почему же тогда в монастырь приходят все новые и новые люди, оставляя миру все его краски и меняя их на тяжелый подвиг сражения с самим собой? Об этом рассказывает матушка в интервью газете «Пермь православная».

– Матушка, почему люди уходят в монастырь?

– Правильней говорить, что в монастырь приходят, а не уходят. Самый простой ответ на этот вопрос: приходят из любви к Богу. Это всегда было и остается непостижимой тайной. Поневоле вспоминаются евангельские слова: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3, 8).

Есть, конечно, глубоко воцерковленные семьи, где сами родители желают, чтобы их дети были в монастыре. Но нередко в монастырь приходят люди только-только окрестившиеся, едва прикоснувшиеся к Истине. Видимо, так коснулась их сердца благодать Божия, что они сразу же захотели безвозвратно следовать за Христом.

Возрожденный Успенский монастырь существует почти 20 лет, среди нас немало сестер, которые пришли сюда в возрасте 17–18 лет, оставив университет или другие вузы ради служения Богу. Теперь многие из них приняли постриг, стали монахинями. Для каждой из нас монастырь – непостижимая умом милость Божия, ибо Сам Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Возможно, что в роду монаха есть тот, кто еще при жизни стяжал высокое достоинство в очах Божиих, а теперь имеет дерзновение стоять у престола Божия и молиться за свой род.

В Библии написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). И очень важно, каковы эти источники – или потоки загнившей, мутной воды, от которой всем, а прежде всего самому человеку, плохо, или это чистые, живительные родники. Нигде не бывает так легко сохранить в чистоте свое сердце или очистить его, как в монастыре. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что и двухлетняя, и столетняя жизни одинаково малы и ничтожны перед Вечностью. То есть главное не в количестве прожитых лет, а в их качестве. Многие выбирают иноческий путь, да немногим он по плечу.

На вопрос, почему человек приходит в монастырь, нет однозначного ответа. Толчком к этому может послужить совершенно незначительный с виду факт. Например, одна из наших сестер, будучи еще школьницей, читала Евангелие от Марка, опубликованное в «Литературной газете». Это было лет 20 назад. Впечатление от прочитанного было столь сильным, что она окрестилась. Затем, уже будучи студенткой, пришла она на службу в Успенский храм, что на Старом кладбище в Разгуляе, где в то время молились наши сестры, поскольку своего храма у монастыря еще не было. Девушка начала ходить в монастырь, помогать сестрам на послушаниях, да так и осталась в обители. Сейчас это уже мантийная монахиня.

Много заманчивого оставляет монах в миру, приобретая в монастыре духовные сокровища, которым на земле нет равных; правда, они прикровенны, то есть сокрыты от посторонних глаз и постигаются только личным опытом. Сегодня много молодых людей тянется к подлинно духовной жизни, возможно, сбывается пророчество преподобного Серафима Вырицкого, который говорил, что будет время, когда молодые в своем бесчинстве и грехах дойдут до самого дна, но с ужасом оттолкнутся от него, с тем, чтобы очистить себя покаянием и вернуться к Богу. Во всяком случае, на меня молодежь производит отрадное впечатление.

– Есть ли в Успенском монастыре свои традиции, как в других обителях?

– Традиции – это то, что продолжается из поколения в поколение. Несмотря на вынужденный многолетний перерыв монашеской жизни в связи с закрытием монастырей, мы чувствуем неразрывную связь с нашими предшественницами – сестрами Успенского монастыря, подвизавшимися здесь в дореволюционное время. Тогда Успенский монастырь был преимущественно миссионерским. Мы продолжаем развивать это направление. Уже более десяти лет в обители действуют трехгодичные катехизаторские курсы для взрослых. Наши сестры проводят уроки в общеобразовательных школах и в других учебных заведениях. В прежнее время при монастыре был приют для девочек-сирот, где их обучали грамоте, прививали какие-то профессиональные навыки, подготавливали для поступления в Мариинскую гимназию. Сейчас мы не в состоянии организовать подобный приют, потому что очень стеснены в площадях, ведь монастырь ютится в двух крохотных корпусах. Однако традиция воспитания детей продолжается: при монастыре действует воскресная школа, в которой занимается 170 детей школьного и дошкольного возраста. Для развития именно просветительской деятельности сегодня строится новый корпус, где на первом этаже разместятся учебные классы, а на втором – храм во имя апостола Иоанна Богослова. Наша воскресная школа изначально носит его святое имя. И хотя мы преподаем много дисциплин (развитие речи, математику, литературу, историю, и т.д.), но главная наша зада-
ча – научить детей любить Бога, понимать и любить окружающих людей, любить свой город, своё Отечество.

Неизменной монашеской традицией является чтение Неусыпающей Псалтири – это молитва за весь мир.

Вообще традиции часто рождаются из самой жизни. Вот такой пример. Мы выбирали дату – когда совершить чин основания строящегося Иоанно-Богословского храма. Сначала хотели совершить его на Успение, потом – на Покров, ведь именно праздник Покрова Пресвятой Богородицы считается днем рождения Успенской обители. Но у Бога Своя «высшая математика».

Закладной камень был освящен митрополитом Пермским и Соликамским Мефодием 8 января 2012 г., во второй день Рождества Христова. К этому празднику присоединилось еще два христианских торжества: во-первых, сугубо чествуется Матерь Божия (а у нас ведь Богородичный монастырь); во-вторых, день был воскресный, это уже праздник, и Церковь в этот день вспоминала тех, кто был причастен к чуду Боговоплощения: благороднейшего царя Давида, праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. А между тем святой Иаков являлся родным дядей апостола Иоанна Богослова. Видите, как незримая нить связала воедино столько людей и событий! А еще именно на второй день Рождества, ровно 90 лет назад, в 1922 г., ушла в вечность вторая игуменья Пермской Успенской обители – матушка Нина (Хвальковская), которую мы благоговейно чтим.

И вот теперь, по прошествии многих лет, произошло радостное для нас событие. Трудно передать словами, как хорошо нам было в этот день вместе с владыкой Мефодием впервые молиться в новом храме, несмотря на то, что в нем только голые стены, нет еще даже оконных рам, зато уже прозвучало и прославилось имя Божие. Вот вам еще одна традиция Успенской обители, установленная по промыслу Божию – сугубо чествовать праздник Собора Пресвятой Богородицы, второй день Рождества Христова...

– Что является сутью и главной целью монашества?

– Об этих вещах говорить непросто, потому что многие светские люди имеют довольно поверхностное, лубочное представление о монашестве: ходят в романтических черных одеяниях некие люди, перебирают чётки и, возводя очи горе, стоят на службах в церквах, где звучат красивые песнопения и тают свечи... Просто идиллия! На самом же деле монашеская жизнь – это тяжелый труд, и прежде всего труд воспитания и преображения собственной души. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Это самое стяжание Святого Духа дается совсем непросто, но мужественной работой над «внутренним» человеком. Был такой великий подвижник – настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (в миру его звали Иван Михайлович Воронов). Он был участником Великой Отечественной войны и прямо с фронта поехал не домой к родным, а в Троице-Сергиеву Лавру: видимо, вынес из той страшной войны свой таинственный урок. (Именно архимандрит Алипий отстоял Псково-Печерский монастырь во время жестоких хрущёвских гонений). Так вот, даже отец Алипий, человек мужественный, прошедший суровую школу
жизни, говорил о послушниках (это в послевоенные-то годы!): «Приходят в монастырь, рожки спрячут, хвостик подожмут, а как обживутся, так все и проявится».

И верно, в монастыре живо обнаруживаются человеческие страсти, поэтому монаху как никому понятны слова молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Суть этой молитвы – это суть монашества. И где же ещё, как не в монастыре, можно найти столь доброжелательное, жертвенное отношение друг к другу и к людям!

Да, люди уходят из мира и приходят в монастырь, но не только ради собственной души и своего рода, хоть и сказано: «Блаженна утроба, родившая монаха, и род тот процветает». Тем не менее люди уходят из мира еще и ради этого самого мира, чтобы предстательствовать за весь род человеческий, за нашу Россию, за свой город.

– Что Вы пожелаете тем, кто хочет встать на путь монашеской жизни?

– Если человек, решившийся на служение высокому, годы спустя оглянется и сравнит свою жизнь – до и после монастыря (ведь у многих монахов прежде была успешная карьера, положение в обществе, материальное благополучие), то, поверьте, все эти якобы «преимущества» – ничто в сравнении с той простотой и глубиной, которые заключает в себе монашество. Решиться на такой шаг дано не каждому, особенно в наше непростое время, когда борьба с миром, плотью и дьяволом (о чем, кстати, говорил еще апостол Иоанн Богослов), обостряется как никогда. Современные средства массовой информации, Интернет и прочие «высокие» информационные технологии нередко стремятся пробудить в человеке низменные инстинкты и желания, низводя его до положения животного. А человек, мы знаем, имеет троичную природу, по образу Святой Троицы: дух, душу и тело. Так вот, сущность человека определяется по тому, какая из трех составляющих доминирует. Как говорил апостол Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно!» (1 Кор. 2, 14). А уж если человек культивирует в себе только инстинкты плоти, то ему, конечно, было бы очень трудно в монастыре.

Так или иначе, в православных монастырях существует обязательное испытание для желающих вступить в монашеское братство или сестричество, так называемый «послушнический искус». Испытание это может длиться несколько лет. Это нужно для того, чтобы человек имел возможность на практике познакомиться с правилами монашеской жизни, применить их к себе, разобраться, по силам ли ему этот крест. Да и к нему в монастыре тоже присмотрятся: готов ли послушник дать страшные монашеские обеты.

Вообще же монастырь – это большая прекрасная семья. Само собой, как в любой семье, даже в самой маленькой, в монашеском сообществе есть свои сложности, ведь тут сходятся десятки сложившихся, самостоятельных личностей. Однако, как известно, сила Божия совершается в немощи, и благодать Божия обязательно поможет.

В заключение разговора хочу вспомнить одного замечательного человека. В этом году умерла Галина Сергеевна Волосникова – в постриге монахиня Мария, большой друг нашего монастыря. По образованию она была архитектором, а еще – супругой главного дирижёра Пермского оперного театра Георгия Павловича Волосникова, их сын – известный в Москве дирижер. Было время, когда она ничего не знала о Боге, но со временем воцерковилась и всей душой полюбила Церковь и наш монастырь. Галина Сергеевна трудилась не покладая рук и очень много сделала для украшения обители, ее эстетический вкус был безупречен. Так вот, еще не будучи монахиней, она говорила: «Если нагрузку каждой из сестер обители разделить на десять человек, то и это для одного будет слишком много». Так что пусть каждый сам решает, что ему по силам.

Вопросы задавала Ольга Троицкая

28.01.2012

Материалы по теме

Публикации:

Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь