RSS

Исследования

Священник Михаил Желтов
В статье подробно описываются и тщательно анализируются исторические события, связанные с устроением церковной жизни в Киевской, Московской и Западной Руси на протяжении последнего тысячелетия.
А.Б. Ванькова
Предлагаем вниманию читателей исследование кандидата исторических наук Анны Борисовны Ваньковой, сотрудника Центра истории Византии и восточно-христианской культуры Института всеобщей истории Российской Академии наук, основанное на скрупулезном изучении византийских монашеских уставных документов
Протоиерей Андрей Новиков
Данная статья ставит своей целью проанализировать выступление Патриарха Константинопольского Варфоломея на Синаксисе архиереев Константинопольского Патриархата, проходившем в Стамбуле 1–4 сентября 2018 г. В своей речи, не оспоренной ни одним епископом Константинопольской Церкви и даже встреченной общим одобрением, Патриарх Варфоломей на официальном церковном уровне провозгласил четко и недвусмысленно догматическое положение о наличии у Константинопольского (или «Вселенского») Патриархата и его Патриархов первенства сакральной, административной и судебно-апелляционной власти во всей полноте Церкви Христовой.
Священник Александр Мазырин
Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20–30-е годы ХХ века – время весьма тяжелое для обоих Патриархатов, ознаменованное как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался во внутренние проблемы греков (такие как, например, конфликт новостильников и старостильников), в то время как Константинополь пытался активно влиять на ход церковных дел и в России (СССР), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской богоборческой властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви.
Варвара Каширина
В 1862 году в Россию из Афонского Пантелеимонова монастыря для сбора средств прибыл иеромонах Арсений (Минин). С собой он привез святыни Афонской обители: крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Живоносного Гроба Господня, частицу мощей святого великомученика Пантелеимона и многих других угодников Божиих и чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Благодаря ревности отца Арсения, его неленостному служению и яркому дару проповедника, усердие верующих к афонской обители было велико.
11 Июля 2018
В городе Ростове Великом вот уже седьмое столетие существует Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. За свою долгую жизнь он испытал многое – в средневековье знавал времена забвения и упадка, но в XVIII столетии достиг необычайного расцвета, став одним из самых известных монастырей России. Возвышение этой обители прочно связано с именем святителя Димитрия Ростовского – первого святого Российской империи.

Протоиерей Сергий Третьяков
Русское монашество с самого своего начала на Руси связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития прп. Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на св. Горе и был направлен игуменом на Русь. Статья посвящена сравнению традиций монашеского делания на Святой горе Афон и в Валаамском монастыре, а также вопросам преемства духовного подвига.
Сергей Новак
Культура православного монашества является одним из немногих немузеефицированных проявлений традиционной христианской культуры в обществе XXI века. Вместе с тем не вызывает сомнений то обстоятельство, что принципы культуры православного монашества далеко не идентичны принципам современной светской, секулярной, «постхристианской» культуры.
Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева
Продолжаем публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители. В статье рассматриваются основные эпизоды истории храма преподобного Сергия Радонежского со времени его устроения в здании монастырской колокольни в конце XVIII века до наших дней.

М. Л. Рубцова
Автор данной статьи – референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумена Августина (Неводничека). Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка “Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского”». Проект реализуется Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.