RSS

Исследования

11 Июля 2018
В городе Ростове Великом вот уже седьмое столетие существует Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. За свою долгую жизнь он испытал многое – в средневековье знавал времена забвения и упадка, но в XVIII столетии достиг необычайного расцвета, став одним из самых известных монастырей России. Возвышение этой обители прочно связано с именем святителя Димитрия Ростовского – первого святого Российской империи.

Протоиерей Сергий Третьяков
Русское монашество с самого своего начала на Руси связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития прп. Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на св. Горе и был направлен игуменом на Русь. Статья посвящена сравнению традиций монашеского делания на Святой горе Афон и в Валаамском монастыре, а также вопросам преемства духовного подвига.
Сергей Новак
Культура православного монашества является одним из немногих немузеефицированных проявлений традиционной христианской культуры в обществе XXI века. Вместе с тем не вызывает сомнений то обстоятельство, что принципы культуры православного монашества далеко не идентичны принципам современной светской, секулярной, «постхристианской» культуры.
Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева
Продолжаем публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители. В статье рассматриваются основные эпизоды истории храма преподобного Сергия Радонежского со времени его устроения в здании монастырской колокольни в конце XVIII века до наших дней.

М. Л. Рубцова
Автор данной статьи – референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумена Августина (Неводничека). Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка “Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского”». Проект реализуется Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
2 марта 2018 года, в 40-й день по преставлении наместника Оптиной Пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова) я приехал в монастырь, чтобы послужить панихиду по батюшке и воздать дань памяти человеку, который был моим духовником и близким для меня человеком.

Сергей Платонов
С каждым годом, стремясь выслужиться перед высшей властью, республиканские, областные и краевые руководители активней наступали на Церковь, в том числе и на православные обители. Правовое положение монастырей в СССР оставалось неизменным, но постепенная подготовка идеологическими органами ЦК по изменению законодательства уже начиналась. Впоследствии она нашла свое выражение в новых Постановлениях об изменениях в научно-атеистической пропаганде. Важно понимать, что стремление местных органов власти к устранению количества монастырей в своих областях начинало получать молчаливое, а иногда и законодательно оформленное, одобрение на уровне республиканских государственных органов.
Варвара Каширина
О книге святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»

Епископ Воскресенский Савва, А.Е. Виденеева
Сайт «Монастырский вестник» продолжает публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители.

Сергей Платонов
После того, как И. В. Сталин отодвинул в сторону вопрос о роли Церкви во внешней политике СССР, идеологи партий, выступающие против веры в стране, воспользовались данной ситуацией и направили свои силы на борьбу с верующими, особенно в регионах страны.Наглядно такую политику можно наблюдать на последовательном сокращении числа православных обителей Молдавской ССР – республики, некогда лидировавшей среди остальных как по уровню религиозности населения, так и по количеству монастырей