Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Адрес:
141370, Россия, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, вл. 2
Телефон:
Храм
+7 (496) 543-00-05

Канцелярия
+7 (496) 543-05-18
E-mail:
monhotkov@yandex.ru
Дата основания:
1308
дата восстановления:
1992

История

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь был основан, согласно летописям, в 1308 г. Обитель вошла в историю Русской Православной Церкви и России как место пострижения и погребения в 1337 г. святых родителей преп. Сергия Радонежского – преп. Кирилла и преп. Марии.

Первоначально монастырь был смешанным, в нем подвизались старцы и старицы. В 1504 г. преобразован в женский. В 1544 г. обитель была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 г. монастырь стал самостоятельным.

После революции в 1928 г. монастырь был закрыт и подвергся разорению.

В 1989 г. Покровский собор обители был передан в ведение Московской Патриархии, в 1992 г. в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

0.jpgСемь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2012 году исполнилось 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 20 лет общецерковного прославления и 675 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.

XIV век

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

1.jpg


Над этой благодатной святыней помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

2.jpg

Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь. Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

3.jpg

Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.

Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие. Настало время возрождения России.

4.jpg

Тогда же стало возрождаться и монашество, подвергнутое страшному разорению во время монгольского нашествия. Этому способствовали три взаимосвязанных благодатных события – возвышение Москвы, рождение преподобного Сергия и переезд боярина Кирилла в Московские пределы. Зародилась монашеская жизнь на Хотькове, у Покрова Матери Божией. Оттуда, получив долгожданное родительское благословение, начал свое восхождение в Горняя будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры, с которой тесными узами будет связано жительство Хотьковской обители.

XV век

Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители.

XVI век

В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи со старческим руководством Троице-Сергиевой Лавры.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек. В этот период управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.

XVII век

17в-Осада.jpgНо период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В осаждённом Троицком монастыре скончался хотьковский священник отец Сергий. Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Во главе стояла игумения Евфимия (Королевинская).

Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событиях страны. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского. Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих. Государственное содержание обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Выручали небольшие угодья, оставленные монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

XVIII век

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

Рожд.Иоанна Предтечи 19в..jpg

Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век

XIX век

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

Покровский собор 19в.jpg

Покровский собор с монастырским кладбищем. XIX век

После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

Дело укрепления монастыря и совершенствования монашеской жизни продолжила преемница игумении Евпраксии, бывшая Хотьковская благочинная, игумения Магдалина. Современники отмечали её твёрдый волевой характер, настойчивость в достижении поставленных целей. Игумения Магдалина преумножила духовное и материальное наследие своей предшественницы. Особую заботу она проявляла о благочинном устроении жизни в монастыре. Послушниц она стала обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Матушка следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.

Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. Благодаря попечению игумении Магдалины у ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.

Примечательно воспоминание Елевферии, старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид, последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.

По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение». Преклонив колени пред святым образом, юная послушница пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней. Между тем старушка-монахиня начала торопить её идти к матушке игумении. В силу необходимости девушка поспешила за старицей.

Матушка Магдалина приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.

Затворница схим.Мария.jpg

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна)

В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.

Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.

Количество насельниц обители значительно возросло, что вызвало затруднения в управлении. До сих пор в монастыре сосуществовала «жизнь общежительная, полуобщежительная и особожитийная», т.е. отдельно по келлиям. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры святитель Московский Филарет выражал беспокойство по поводу трудности утверждения общежительного устава для 400 сестер. Игумения Магдалина продолжила преобразование монастыря с особожитийного устава на общежительный, начатое при игумении Евпраксии. Этот процесс завершился при игумении Варсонофии I.

Игумения Варсонофия уделяла большое внимание благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, в том числе Дмитров¬ского, через посредство Кирилло-Мефодиевского братства и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. 30 октября 1876 г. игумения Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Через 6 лет, когда девочки уже выросли, обучились различным рукоделиям и смогли начать самостоятельную жизнь, Московская консистория объявила игумении Варсонофии благодарность. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

санитарки 19в.jpg

Насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок. XIX век

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.

XX век

Никольский собор , 1904.jpgУже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе: «...он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен [25,56 м], высота 20 сажен [42,6 м], пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос.

Вид Хотькова монастыря в день освящения Никол.собора в 1904.jpgВо время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

иг.Варсонофия2.jpg

Последняя игумения Варсонофия II. Фото XIX века

Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.

разор. Никол.jpg  Разорен Покр.jpg 

У захоронения мощей прпп..jpg

У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)

Наконец, в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.

Первую Божественную Литургию совершил архимандрит Герман (Хапугин) в 1989 году..jpg

Он был первым настоятелем Покровского собора до открытия монастыря. Мученически скончался в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где впоследствии служил настоятелем.

1992 год - Возрождение

2006.jpg

Покровский Хотьков монастырь. 2006 год

Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

Алексий 2.jpg

В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.

вруч иг.посоха иг.Олимп.jpg

наст.jpgМатушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия. Обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Возрождённые обители и сейчас влекут к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой.

По милости Божией возобновилась монашеская жизнь и в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности. При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.

В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь. Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.

патрКирилл1.jpgВ своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Святейший Владыка поблагодарил Матушку Игумению Олимпиаду за нелегкий труд по организации монастырского пансиона для девочек. (В 2015 году пансиону исполнилось 15 лет.) Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами. Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».

Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами, – отметил Предстоятель, – возрождается образ Святой Руси».

11 марта 2012 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре впервые была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова). Насельницы и гости обители с радостью и благоговением участвовали в Божественной Литургии.

Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.

Игумения

Игумения Олимпиада (Баранова)

Святые и подвижники благочестия

18 / 31 Января, 28 Сентября / 11 Октября
5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
19 Июля / 1 Августа, 7 / 20 Августа, 23 Ноября / 6 Декабря, 4 / 17 Сентября
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Храмы и Богослужения

Покровский собор
1816 г.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, действующий в настоящее время, построен в 1816 году в период управления монастырем игумении Евпраксии (Коротаевой).
К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего.

Строительство началось, по благословению митрополита Платона (Левшина), в 1811 году и производилось на средства монастыря. Работы выполняла артель каменщиков под руководством крестьянина подмосковного села Мячкова Алексея Крюкова. По договору с монастырем в 1811 году Крюков разобрал «старую Покровскую каменную церковь с алтарями и с старою трапезою сверху до низу всю кроме крепких мест во внутренних стенах». Крепкие фрагменты стен старого собора XVII века были включены в состав кладки нового. Но строительные работы по возведению нового прервались Отечественной войной 1812 года, когда угроза быстрого приближения неприятельских войск к Москве вынудила многих покинуть родные места. Осенью 1812 года отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря. После войны строительство было продолжено. Кладку стен и сводов проводила уже другая артель – владимирских каменщиков из села Всеславского во главе с крестьянином Яковом Тимофеевым. Окончательная отделка и роспись храма закончена в 1816 году. Девятого июля того же года было совершено освящение его архиепископом Московским Августином (Виноградским).

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева. Автором проекта Покровского собора выступил двадцатишестилетний архитектор Иван Тимофеевич Таманский, выходец из крещеных крымских татар, ученик знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Школа Казакова сказалась в лаконичности архитектурного облика здания, в строгой симметрии, в использовании контрастных сочетаний света и тени, плоскостей и объемов. Большое значение имеют портики, которые зрительно облегчают облик и увеличивают высоту сооружения.

Подробное описание содержится в метрике собора, составленной священнослужителями монастыря в 1887 году. В частности в ней говорится: «Церковь Покрова Богородицы четырехугольная, с колоннами с трех сторон, на каждой по четыре колонны на пьедесталах. Церковь одноэтажная... В длину пятнадцать сажен, в ширину семь сажен и два аршина... Алтарь с одним полукружием, граней нет... Кровля на сводах шатровая, из железа, выкрашена краской, у спусков кровли подзоров нет; покрышка церкви из кокошников не состоит... На церкви пять глав, размещены по углам. Главы покрыты железом. Одна большая окрашена и украшена позлащенными звездами, а остальные позолочены. Кресты на главах медные, вызолоченные, восьмиконечные, без завиток, цепей на крестах, спускающихся к главам, нет...»

После Святых ворот с Предтеченским храмом (построенным в 1799 году) Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Стены новопостроенного храма украшала живопись. Деревянный иконостас столярной работы был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. В нижнем ярусе иконостаса помещалась почитаемая в обители и округе икона Толгской Богоматери, украшенная золотом, серебром, жемчугом и четырьмя алмазными запонами (утрачена) – дар государыни царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В приделе святителя Алексия у Царских врат помещалась Смоленская икона Богоматери, также ранее принадлежавшая царице Параскеве Феодоровне.

Величественные своды нового Покровского собора осеняли гробницу преподобных Кирилла и Марии, находившуюся, как и в старом храме, с правой стороны под деревянной резной позолоченной сенью. Надгробия были украшены иконописными изображениями Преподобных в схимах во весь рост в серебряных чеканных ризах, а в головах – троичные образа, также в чеканных серебряных ризах. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. – Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца». При гробнице Кирилла и Марии для богомольцев постоянно служились панихиды. А перед гробницей помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями (утрачена). Эта икона вместе с мощами святых Кирилла и Марии прославилась чудесным избавлением обители от холерных эпидемий. Возле гробниц преподобных Кирилла и Марии находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Много и других драгоценных святынь, икон, крестов с частицами мощей святых угодников Божиих хранилось в богато украшенном Покровском храме.

В 1930-х гг. Покровский собор был отдан под склад. В 1940-м было перестроено внутреннее пространство – разделено на два этажа. До 1985 года в храме располагалась Хотьковская промышленная артель, изготовлявшая изделия из пластмассы и стекляруса. В 1985 году в соборе случился сильный пожар, который нарушил целостность здания и уничтожил остатки фресок – наследие XIX века.

Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. Иконостас расписан студентами иконописной школы Московской Духовной Академии. К 700-летию обители, которое праздновалось в 2008 году, над мощами преподобных Кирилла и Марии была установлена новая резная сень.

В 2011 году совершилось историческое событие – Покровский собор был заново расписан. Работы выполнены учениками иконописной школы МДА под руководством преподавателя Анатолия Валерьевича Алёшина.

Богослужения в настоящее время совершаются в Покровском соборе.

 
Никольский собор
1904 г.
Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора..
Для русского человека с древних времен огромное значение имеет не только внутренняя красота добродетелей, стяжать которую призван человек, но и внешнее благолепие Божия храма, которое вдохновляет православного христианина к благоговейному богоугождению. Прекрасные храмы, возвышающиеся за древними монастырскими стенами, становятся важным свидетельством о величии Божия Царства, устраивать которое в душах людей призваны святые обители. Поэтому каждый русский монастырь, по мере своего укрепления, стремится возводить красивые величественные храмы.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители, множество паломников стекалось в нее в праздничные дни. Старый Никольский храм не мог уже вмещать такого количества молящихся, поэтому в конце 1899 г. игумения Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать старую, ставшую тесной, Никольскую церковь и построить на ее месте новую. Разрешение было дано в мае 1899 г. Автором проекта выступил архитектор Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латков.

Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. Как затем отметил наместник Лавры архимандрит Товия (Цимбал), благочинный Хотькова монастыря, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Крестообразное в плане двухсветное здание центрического типа стоит на сводчатом полуподвале. Завершается большим центральным куполом с высоким шпилем, увенчанным крестом, а также четырьмя малыми боковыми куполами. Центральный купол опирается на мощный световой барабан, выполненный в виде перспективной аркады с двенадцатью большими полуциркульными оконными проемами. Световой барабан, в свою очередь, утвержден на четырех внутренних опорах, смещенных к углам здания. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады собора были декорированы белокаменными пилястрами с резными капителями. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы. Центральный иконостас имел три, а боковые – два яруса. Обширные клиросы сделаны также из белого мрамора, по стенам и вокруг столбов располагались прекрасные старинные иконы в серебряных ризах из прежнего храма. Все мраморные работы исполнены И.А. Орловым, а бронзовые Т.Н. Мешковым. У западной стены во всю ширину были устроены железные хоры для певчих, которые в настоящее время восстанавливаются.

В первых числах сентября 1904 года игуменья Филарета доложила архимандриту Товии об окончании работ и попросила ходатайствовать перед митрополитом Московским об освящении нового Никольского собора. Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г. В первый день были освящены главный алтарь и правый придел, во второй – левый придел собора. Главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца освятил сам митрополит Московский Владимир. Правый, во имя святых апостолов Петра и Павла, – епископ Дмитровский Трифон. Наместник Лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова.

Вот что писала газета «Московские церковные ведомости» № 41 от 1904 года под заголовком «Торжество в Хотьковском монастыре Дмитровского уезда»: «В воскресенье 26 на понедельник 27 сентября в Хотьковском монастыре при торжественной обстановке было совершено освещение вновь построенного теплого храма и приделов. Вновь построенный Никольский храм по своей архитектуре принадлежит к числу выдающихся церквей Московской епархии. Он находится в середине монастыря и сооружен на месте прежней тесной и неудобной теплой церкви. Он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его двенадцать сажен (29,76 м), а вышина двадцать сажен (49,60 м), пол сделан из метлахских плит... Все три алтаря находятся на одной линии. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колоннами и бронзовыми украшениями... Все мраморные работы исполнены И.А.Орловым. Царские врата, алтарные двери, паникадила, подсвечники и лампады сделаны из бронзы с большим вкусом Т. Н. Мешковым. Святые иконы в иконостасах живописной работы, а на стенах храма в мраморных иконостасах помещены старинные иконы в серебряных ризах, бывшие в иконостасе и на стенах прежнего храма. У западной стены церкви во всю ширину устроены железные хоры для певчих».

Иконы для иконостасов были написаны также в византийском стиле, но не на деревянных, а на цинковых досках в бронзовых вызолоченных рамах. Иконы из старой Никольской церкви помещались в алтарях и в мраморных киотах у стен и столбов. Расписан храм был позднее, в 1911 году, палехскими мастерами Сафроновыми.

Никольский собор впечатляет своими масштабами и величественностью. Подобно Успенскому собору в Лавре, Никольский храм в Хотькове стал высотным ориентиром, организующей доминантой как архитектурного комплекса Покровского Хотькова монастыря, так и окрестных селений. Он продолжает выполнять эту роль и в наши дни.

По наследству от старой Никольской церкви новый собор взял роль усыпальницы для настоятельниц обители. В крипте собора находились сохраненные при строительстве могилы хотьковских настоятельниц, игумений Евпраксии, Антонии, Филареты I и Варсонофии, погребенных в подклете старой церкви. Менее чем через год, 13 июля 1905 года, мирно скончалась и была погребена под Никольским собором строительница храма игумения Филарета II, возглавлявшая обитель с 1895 года.

В 1932 году Никольский храм закрыли. Великолепного убранства больше не было. Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. Благолепный, не так давно отстроенный храм подвергся жестокому разорению.

Хотьковский историк-краевед Григорий Ефимович Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства. Роспись его была одной из лучших в Московской епархии. Нижняя часть храма была отделана черным лабродаритом. Этот мрамор забрали в Москву на строительство метрополитена. Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи: четыре Апостола и животные, больше ничего. Советские власти, чтобы вести какую-то антирелигиозную пропаганду, закрашивали роспись. Ее закрасят, через некоторое время она вновь появляется, один раз, второй, третий. Стали сбивать штукатурку, сухую, теплую, толстую. Это тоже не помогло. Собьют, замажут, но роспись опять появляется. В конце концов решили всю штукатурку отбить».

С 1934 года храм использовался как склад боеприпасов для конвойного полка НКВД, некоторое время стоявшего на территории монастыря. С 1944 года – как учебные классы артиллеристов. В 1948-м в подклете располагались механические мастерские школы комбайнеров и трактористов, в храме ремонтировали сельхозмашины. В последующие годы 1950 – 1980-е – как склад готовой продукции столярного цеха сельскохозяйственного техникума; какое-то время в нем находился клуб.

Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви произошло в 1990 году. За прошедшие годы были восстановлены 5 куполов по старинному образцу, выполнена внешняя и частично внутренняя отделка, установлены белые мраморные иконостасы в трех приделах, на главном иконостасе закончена роспись, выложен мрамором пол, имеющий систему подогрева. В 2011 году преподаватели и выпускники иконописной школы МДА занимались росписью иконостасов в боковых пределах. Они выполнены из белого мрамора также, как и центральный иконостас, московскими мастерами. Автором проекта является Александр Николаевич Солдатов. В настоящее время в нем продолжаются реставрационные работы. 11 октября 2012 года, в день празднования памяти преподобных Кирилла и Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин Великого освящения Никольского собора. В этот день Хотьков монастырь отмечал 20-летие возрождения монашеской жизни, 675-летие преставления и 20-летие канонизации прпп. Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.
Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
1791 г.
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построен в 1791 году над северными Святыми вратами..
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построен в 1791 году над северными Святыми вратами, освящен известным церковным деятелем, знаменитым проповедником, настоятелем Лавры и главой Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным). Этот храм считается самым древним из сохранившихся монастырских зданий, но есть основания предполагать, что до наших дней он дошел в сильно перестроенном виде.

Надвратный храм служил приходским для жителей окрестных деревень, в нем совершались для них Таинства крещения, венчания и другие требы, и его священник некоторое время в XIX веке был Хотьковским благочинным. В 1870 году иконы возобновлялись сестрами монастыря.

В описаниях XIX века содержатся некоторые сведения о внешнем виде и внутреннем убранстве церкви: «Храм однопрестольный, имеет в длину 8 сажен и 2 аршина, в ширину 4 сажени, на главе крест железный, под крестом яблоко и глава обиты жестью, покрыт железом, и кровля окрашена медянкою».

Иконостас церкви был столярной работы «с малыми резными штуками, весь вызолочен … царские врата решетчатые вызолоченные».

До 1921 года храм стоял нетронутым, и лишь поновлялись иконостас и храмовые росписи. После закрытия монастыря иконостас надвратной церкви был разобран, всё убранство погибло. В храме жили рабочие хотьковских промышленных артелей. В 1940 году в нем располагался склад оружия войсковой части и артиллерийская школа. С 1948 по 1968 год храм использовался для хранения спортинвентаря сельхозтехникума, разместившегося на территории обители. В 1968 – 1982 гг. – как подсобное помещение для нужд техникума. С 1982 по 1999 год его помещения занимал Хотьковский Краеведческий музей (филиал Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево»).

С 1998 года идет реставрация храма Рождества Иоанна Предтечи. В настоящее время храм расписывается.
Надвратный храм в честь святителя Митрофана Воронежского
1833 г.
Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными.

По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келлии.

Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу.

В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю.

В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовой.


Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее Богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Молебен с акафистом преподобным Кириллу и Марии
8 : 0
Литургия

Служение

Воскресная школа

Воскресная школа, действующая при Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре, открылась в 1991 году на приходе при Покровском храме за год до возрождения монашеской жизни в обители. Первым ее руководителем был протоиерей Вячеслав Брегеда.

В настоящее время Воскресную школу посещают 80 детей. Учебный год начинается после праздника Покрова Пресвятой Богородицы и заканчивается перед Праздником Святой Пасхи подготовкой концерта, который традиционно проходит для прихожан монастыря в день святых Жен-мироносиц (3-я Неделя по Пасхе).

Занятия в школе проводятся по субботам и воскресениям. В субботу занятия начинаются в 12.00, заканчиваются в 13.30. Уроки длятся по 30 минут. Первый урок – Закон Божий, затем чаепитие, второй урок – рукоделие.

В воскресный день дети обязательно присутствуют на Божественной Литургии, по окончании которой в школе причастники слушают молитвы по Святом Причащении, а остальные дети – одну главу Евангелия. Занятия начинаются после завтрака около 11.00 и длятся по 45 минут. Первый урок – один из церковных предметов (Закон Божий, Литургика, История Русской Церкви, Катехизис), второй урок – рукоделие. По мере приближения Рождества Христова и Святой Пасхи проводится третий урок – пение, на котором дети разучивают песни к этим великим церковным Праздникам.

К Рождественским и Пасхальным Праздникам готовятся концертные выступления, в которых все охотно принимают участие. Пасхальный концерт, как правило, дети показывают прихожанам в Неделю Жен-мироносиц.

Учащиеся Воскресной школы имеют возможность совершать паломнические поездки по святым местам.

Детский пансион

С древних времен духовное просвещение было важнейшим делом русских монастырей. Монашество наложило печать святости на весь уклад жизни русского народа. Оно несет обновление и возрождение всех сторон государственной жизни и имеет огромное воспитательное значение.

В 2000-м году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и согласия главы администрации района при Покровском Хотькове монастыре был открыт Православный детский пансион для девочек. Таким образом, было положено начало возрождения монастырской традиции попечения о детях с трудной судьбой.

Выходя из неблагополучной социальной среды, дети сохраняют свои недобрые навыки, которые требуют особого внимания для их искоренения. Часто девочки, будучи еще совсем маленькими, оказываются уже знакомы с пороками взрослой безнравственной жизни, с её тайными сторонами в самом неприглядном и циничном виде. Как стереть эти нечистые впечатления из их памяти? Как восстановить разлаженную психику ребенка? Как отучить лгать, воровать, сквернословить? Возникает множество подобных вопросов. Психологи нам отвечают – это невозможно сделать без опоры на традиционную этику страны, её духовное и культурное наследие, то есть родовую память ребенка, весь уклад жизни которого выпал из гармоничного строя столетиями отлаженной жизни наших предков.

Мы убеждены, что самое главное в развитии ребенка, как физическом, так и интеллектуальном, – это устроение гармоничной внутренней духовной жизни, которая освобождает ребенка от возможных конфликтов и предохраняет его от безрадостного и бессмысленного существования. Это возможно, если научить его употреблять силы души и тела служению высшим идеалам и ценностям, а не угождению своим слабостям. Нашим детям, мы можем сказать, привиты навыки анализа своих поступков и построения исповеди. Исповедь – это один из самых действенных методов воспитания, и он принадлежит Богу. По словам пастырей Церкви – над причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности.

Православная школа учила не только математике, грамматике и другим наукам, но в нераздельной связи с этим учила знать и любить Бога, любить Отечество, почитать родителей, давала познание, как жить по вере и творить добро. В деле воспитания и обучения детей наши воспитатели руководствуются наставлениями св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Будем же питомцам внушать, что все знания научные без науки подчинения властям и установленным законам и порядкам не принесут никакой пользы, что познание веры и заповедей Божиих, уклонение от греха и добрая жизнь необходимы человеку и здесь, и в будущей жизни».

Подрастающее поколение примет ответственность за будущее нашей Родины. Сейчас особенно необходимо возрождение добрых основ человеческой нравственности – почтения к старшим, сознания ответственности перед своей Отчизной и своими ближними. Любящий Родину человек знает и чтит историю своего Отечества, его честь и славу. Как важно прививать детям чувство благодарности своим предкам и благоговение перед подвигами соотечественников, что поможет им в творческом служении и будет вдохновлять их на достойную жизнь, а это упрочит и государственный порядок, потому что политическая крепость держится прежде всего на силе нравственной. Мы не знаем, кем будут наши воспитанницы, но хотим воспитать их так, чтобы они радовали людей усердием к труду, благонравием и были полезны нашему дорогому Отечеству.

"Любим мы тебя, Россия, подрастаем для тебя..."

Пансион для девочек при Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре существует уже 16 лет. Он был открыт на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Детям пришлось перенести много скорбей за свою небольшую жизнь, а здесь они нашли утешение и тепло.

В монастырском пансионе девочки обучаются по программе общеобразовательной школы, под руководством сестер они занимаются рукоделием, швейным делом, рисованием, учатся выполнять несложные трудовые послушания, приобщаются к традициям нашего православного Отечества.

Но больше всего наши девочки любят петь. Музыкальным занятиям в учебном расписании отведено немало времени. Дети обучаются музыкальной грамоте, разучивают разной сложности произведения на фортепиано. Самое интересное время наступает в период подготовки к православным праздникам: Рождеству Христову, Пасхе и к престольным дням обители – Покрову Божией Матери и преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских Чудотворцев. Вместе с преподавателями, сестрами монастыря, девочки устраивают концерты и утренники, которые собирают много гостей: и детей, и взрослых. Через музыкальные постановки они передают людям добрые поучения, в которых славится наша Святая Русь, христианские добродетели, утверждается красота, мир и любовь.

Главная направленность воспитания в пансионе отражается и на музыкальном репертуаре, который исполняют девочки, – это духовные песнопения, детские и патриотические песни. Уже стало традицией для воспитанниц пансиона участвовать в городском празднике, посвященном Дню Победы.

Важным событием в жизни детей является участие в церковном Богослужении. В храме они не только учатся молиться, обращать свое детское сердце ко Христу, но и приносят Ему в дар свой талант – поют на Божественной Литургии. И нет ничего утешительнее для людей, приходящих на службу, как слышать пение детских голосов, пусть еще не очень умелых и ровных, но зато искренне прославляющих своего Творца.

Ни для кого не секрет, что воспитание полученное ребенком в детстве, во многом определяет его дальнейшую судьбу, отражается на всей его жизни. Сестры обители, решившись на это ответственное дело, опираются на многовековой опыт монашеского учительства и обращаются за помощью к преподобным Кириллу и Марии, святым угодникам Божиим и искусным воспитателям.

За 16 лет в пансионе было несколько выпусков. Все девочки успешно закончили школу, старшая получила высшее педагогическое образование, несколько воспитанниц приобрели профессии модельера, швеи, художника-оформителя, юриста, остальные выпускницы в настоящее время обучаются в различных профессионально-технических колледжах.

По окончании школы девочки сами выбирают дальнейший жизненный путь, решают, какой образ жизни избрать. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «в истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами». Надеемся, что и наши выпускницы «возрастут Господу Богу во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Контактный телефон: +7 (496) 543-64-45



Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Электропоездом из Москвы: 

C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова.
На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут.

Автотранспортом из Москвы:

С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад).

Возврат к списку