19 мая (дата принесения святыни в монастырь (19.05.2001 г.))

Крест-мощевик принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам

Этот золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году и в конце ХVIII века передан князьями Шаховскими царствующему Дому Романовых. Он спаян из нескольких литых частей золота. Сверху к нему крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, сам мощевик. На обратной стороне креста выгравированы слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...». Здесь также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике: Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апостола Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих.

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.

   Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

   Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова** матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

   Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое». После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик  храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). В дарственной записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий»[1]. 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.

-----------------------------------------------------------

** Протоиерей Константин Плясунов. В 1932 году отца Плясунова приговорили к 15-летней ссылке по статье «Контрреволюционная деятельность». Его жена Мария Александровна добровольно последовала за ним в изгнание. После освобождения отец Константин снова стал приходским священником. Служил в разных городах. Последние годы – в Оренбургской области.  С 1949 по 1958 год был настоятелем Никольского собора в Оренбурге. Его очень любили прихожане за искренность и доброту. Работал над книгой - толкование на Четвероевангелие. Но не закончил её - помешала внезапная болезнь. В 1956 году Плясунов попал в автомобильную аварию (ездил он с водителем). Стала болеть голова. Через 2 года скончался в институте им. Бурденко в Москве. Тело его самолётом перевезли в Оренбург. В последний путь настоятеля провожали несколько тысяч человек. 

Незаурядной личностью была и супруга настоятеля Мария Александровна, дожившая до 97 лет. Она была дочерью священника, который тоже подвергся репрессиям. Вела переписку с писателями и поэтами. Уже после смерти мужа в Никольском соборе она познакомилась с монахиней Серафимой. Та передала ей на хранение уникальный крест-мощевик, великую православную святыню, которая некогда принадлежала дому Романовых.

[1] Монастырь в честь святых Царственных Страстотерпцев – Екатеринбург, 2003. – С. 107-108.