Крест-Распятие храма Сошествия Святого Духа

14 / 27 сентября
В Храме Сошествия  Святого Духа есть драгоценная святыня-Крест с изображенным на нем Спасителем. Сам деревянный Крест-современный, а написанный на холсте Спаситель, точнее Его Лик и верхняя часть корпуса- наследие старинной росписи храма , выполненной в конце XIX-начале XX века, еще до закрытия монастыря. В советские годы  храм Сошествия святого Духа, некогда служивший местом молитвы для пожилых, немощных монахинь, проживавших тут же, в богадельне, соединенной с храмом, был обезображен,  лишен и купола, и внутреннего убранства, полностью перепланирован  и превращен в официальное государственное учреждение. С начала возрождения монашеской жизни в стенах обители в 1992 году до начала восстановительных работ в Свято-Духовском храме прошло  8 лет, в течение которых постепенно, шаг за шагом, молитвой, крестными ходами, чтением Псалтири, воодушевляемые верой и любовью к родной обители, настоятельница монастыря  матушка Иулиания с сестрами «отвоевывали» храм от занявших его арендаторов, с упорством не желавших покидать храм, даже после  издания Постановления Правительства Москвы о передаче строения монастырю. Милостью Божией, в 2000 году Матушка получила ключ от одного из помещений в пристройке, а затем и все здание было освобождено, и сразу же начались ремонтно-реставрационные  работы по воссозданию первоначального облика храма. Необходимо было восстановить планировку, разобрать второй этаж, раскрыть заложенные арки, найти место окнам и дверям, одним словом, трудов было много.  Но Господь не оставлял Своей помощью  и укреплял различными чудесными открытиями. Одно из них -запрестольный образ Распятия Спасителя.

В 2001 году под праздник Вознесения Господня на восточной стене храма, над горним местом был обретен образ — Лик распятого Господа, фрагмент стенной росписи над Горним местом в алтаре-Спасителя, распятого на Кресте (Обнаружили его архитектор Б.Г. Могинов, руководивший работами, и художник-реставратор А.Чепурной в ходе восстановительных работ, проводившихся тогда в помещениях храма). Спасение этого замечательного образца русской фресковой живописи (некоторые из специалистов предполагают, что образ написан В. М. Васнецовым либо кем-то из его ближайших учеников под непосредственным руководством мастера) — настолько замечательная страница в истории реставрации вообще, что достойно отдельного рассказа. Сохранить образ (кроме которого из старых фресок в храме практически ничего не сохранилось) смог реставратор Юрий Пахомов, использовав уникальную технику. Изображение было аккуратно снято со стены целым куском вместе со штукатуркой, после чего штукатурка слой за слоем была осторожно удалена вплоть до грунта, и грунт вместе с изображением наклеили на холст. Ранее реставратору с помощниками доводилось производить подобные работы (например, в храме св. Георгия Победоносца в Бейруте), но всегда натянутый на подрамник холст вместе с изображением передавался в музей. В данном же случае, поскольку размеры изображения примерно соответствовали величине распятия, которое обычно используется в храме для молитвы, изображение с помощью новой основы – холста было затем перенесено на специально вырезанный из дерева по традиционной технологии деревянный крест. Впервые в истории реставрации произведение монументальной живописи, спасенное таким образом, обрело новую жизнь не в музее, а в храме, символически соединив две эпохи в истории нашей Церкви. Ныне это распятие находится в Свято-Духовском храме.