Шестоковская икона Божией Матери

19 марта

Икона прославилась в Москве во второй половине XVIII в. в доме секунд-майора Н.Д. Скрипицына. Образ был обретен хозяевами дома в виде большого холщового свитка, выпавшего из печной трубы на шесток. О том, что в печи находится икона, хозяева не подозревали. Подтверждением того, что икона побывала в огне, но чудесным образом осталась невредимой, были следы ожога на правой руке Божией Матери. Поскольку с течением времени московский дом Скрипицыных уже не мог вмещать всех желавших поклониться новообретенной иконе, то Николай Дмитриевич перевез ее в свое тверское имени в село Шелтомеж Кашинского уезда (сейчас село находится в Некоузском р-не Ярославской обл.). Здесь ради чудотворного образа он построил новый каменный храм, но и он через некоторое время не смог вмещать всех паломников к образу. В течение XIX почитание иконы в Тверской и соседней с ней Ярославской областью только росло. Проводились многочисленные крестные ходы с иконой по окрестным городам и селениям Тверской и Ярославской губерний. Постепенно при храме сложилась женская община, к началу XX в. получившая статус монастыря. Обитель имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, который в 1896 г. участвовал в закладке его храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери. В начале XX в. в с. Шелтомеж был построен новый большой собор, монастырские жилые и хозяйственные корпуса, церковно-приходская школа, принадлежащие монастырю. Судьба чудотворного образа после закрытия монастыря неизвестна, но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с подлинной иконы весьма большого размера (сам подлинный образ был около 2х1,5 м). Один из таких списков был передан в Спасо-Яковлевский монастырь как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители ее первым духовником, известным старцем архимандритом Павлом Груздевым, большую часть жизни прослужившем в тех местах, где Шестоковская икона была столь широко почитаемой святыней.