Монахиня Миропия (Аденкова). Тамбовский Вознесенский монастырь.

1 / 14 Декабря
Монахиня Миропия, в миру Мария Ивановна, родилась в московской дворянской семье в 1766 году. Когда родители выдавали ее замуж за дворянина Г. Ф. Аденкова, они благословили ее родовой иконой Казанской Божией Матери, украшенной золотым крестом с частицами святых мощей апостола евангелиста Матфея, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и частицей крови св. Иоанна Предтечи. Семейная жизнь Марии Ивановны продолжалась недолго — вскоре ее муж скончался. Молодая богатая вдова имела полную возможность вести светскую жизнь и снова выйти замуж, но предпочла этому тихое уединение в Московском Зачатьевском Алексеевском женском монастыре. Здесь вдали от мирской суеты на положении простой послушницы-белицы Мария Ивановна исполняла всякие труды, которые возлагались на нее игуменьей. Во время нашествия наполеоновской армии в Отечественную войну 1812 года сестры Зачатьевского монастыря покинули Москву. Собралась в путь и послушница Аденкова, решившая навсегда оставить Москву и устроиться в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, о существовании которого она узнала от знакомых. Путь предстоял неблизкий, в 440 верст, и Мария Ивановна, оставив практически все свое имущество, взяла с собой заветную икону Казанской Богоматери. Ямщик, везший монашенку, задумал расправиться с ней и ограбить. Заподозрив опасность, Аденкова от всего сердца обратилась с молитвой к Царице Небесной о защите от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», — послышался вдруг голос на ее молитву. В ту же минуту ямщик лишился зрения, покаялся в своем преступном замысле и слезно попросил пассажирку помолиться о его исцелении, пообещав доставить ее на место в целости и сохранности. После краткой совместной молитвы перед иконой Божией Матери ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности Богу и искреннего уважения к Марии Ивановне благополучно доставил ее в Вознесенский монастырь.

По ходатайству игуменьи Маргариты вдова Мария Ивановна Аденкова 9 июня 1816 года приняла постриг с именем Миропия. Жила монахиня Миропия в простой деревянной келье, в переднем углу которой главное место занимала Казанская икона Божией Матери с непрерывно горящей перед ней лампадой. Перед ней матушка Миропия ежедневно читала акафисты. Жизнь монахини протекала тихо и незаметно, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания, в окружении любви и уважения со стороны сестер.

Перед смертью монахиню Миропию очень волновала судьба святой иконы, она собиралась передать ее в свой монастырский храм, но Господь судил иначе. В марте 1827 года к монахине во сне явилась Сама Богоматерь и повелела вручить Свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена.

Таким образом Казанская икона Божией Матери, четырнадцать лет освящавшая Вознесенскую обитель, стала достоянием Вышенской пустыни и получила дополнительное название «Вышенской».

Монахиня Миропия скончалась 14-го декабря 1829 года и была погребена внутри монастыря с южной стороны Вознесенского храма.

Тем временем от переданной иконы начали совершаться знамения и чудеса, свидетельствующие о пребывании на ней особой Божией благодати. Очевидцы наблюдали исходящее от иконы чудное сияние, озаряющее храм, происходило много случаев исцеления больных. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры в 1861 году в городе Моршанске. Болезнь уносила большое количество человеческих жизней, и горожане, уже не надеясь на врачебную помощь, уповали лишь на милосердие Божие. В Моршанск специально принесли икону Царицы Небесной из Вышенской пустыни, и жители города стали перед ней усердно молиться. Все сразу заметили, что болезнь начала отступать с самого первого момента появления иконы, новых случаев заболевания практически не было, и эпидемия сошла на нет. Через десять лет икона помогла и жителям Тамбова, где тоже разразилась холера. Святую икону восемь месяцев в году обносили по Тамбовской губернии, от месяца до нескольких часов она бывала в шести городах, в сотне сел, в крупных имениях, трех монастырях. Благодарные почитатели святыни жертвовали значительные средства, которые позволили украсить ее золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, а также сделать для нее ценную киоту из чистого серебра. По мере прославления чудотворной Вышенской иконы Божией Матери оживала и память о ее прежней обладательнице монахине Миропии. Связь эта вполне понятна и естественна: если Господу было угодно возвеличить и прославить икону Богоматери, являвшуюся когда-то собственностью скромной монахини, и на ней первой проявил свою милость через икону, избавив от смерти, то нет сомнений в том, что главная виновница Божьего Промысла — монахиня Миропия — была незаурядным человеком и имела особую ценность в очах Божиих.

В благодарную память за великий дар монахини Вышенским архимандритом Аркадием над могилой Миропии воздвигли памятник в виде четырехгранной железной часовни, созданной Санкт-Петербургской фирмой С.-Гали и стоящей около пяти тысяч рублей. Кроме того, во время пребывания святой иконы в Вознесенском монастыре сопровождающий ее иеромонах по распоряжению своего настоятеля отправлял большую панихиду по монахине Миропии в ее бывшей келии. Такая же панихида служилась и у могилы монахини в храме по окончании Крестного хода с иконой вокруг монастыря.

Имя монахини Миропии стало широко известно в Тамбове и за его пределами. С большой любовью и уважением к ее памяти относились и сегодня относятся и сестры Вознесенского монастыря. Накануне дня ее кончины (14-го декабря) в обители проводится заупокойное всенощное бдение, а в сам день — заупокойная литургия и панихида. Кроме того, имя Миропии одним из первых стоит в каждом поминании сестер монастыря.

В начале XX века, в 1906 году, началась перестройка и расширение Вознесенского храма, южная стена захватила могилу монахини Миропии. Часовню пришлось сдвинуть с места и поставить южнее, на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии сделали новый склеп под самим храмом. Однако епископ Иннокентий (скончавшийся в сане Экзарха Грузии) не разрешил сдвигать гроб с места и приказал перекинуть через него в стене арку. Таким образом гроб монахини оказался в самом храме, в ниже его южной стены. После отделки и освящения храма в 1907 году около гроба Миропии по словесному благословеию Преосвященнейшего Иннокентия была построена пещера с каменным сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини. Гроб сильно пострадал от времеи (со дня погребения прошло уже 85 лет), и его накрыли специальным чехлом в виде гробовой крышки, изготовленным из плотного листового железа с медным распятием. Вход в пещеру внутри храма отгородили решеткой и накрыли деревянной крышкой.

В 1998 году вновь появилась часовня над могилой монахини Миропии.