Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн родился около 876 года в болгарском селе Скрино, которое находилось к северу от горы Руен, составляющей северное окончание Осоговских гор, в двенадцати часах езды от города Софии. Ныне Скрино не существует, и видны только его развалины. Родители преподобного были небогатыми, но очень благочестивыми людьми, старавшимися воспитать сына в любви ко Господу. Когда родители умерли, юный Иоанн, роздал все свое имущество бедным и неимущим и, стремясь к иночеству, свободный от семейных и общественных обязанностей, в одной кожаной одежде ушел в ближайший монастырь в Осоговской горе, где и стал сначала послушником, а потом иноком.

Монашескому житию Иоанн отдавался со всей искренностью и пылкостью своей нежной души. Развив в себе аскетический дух, он задумывается уже о совершенном уединении и безмолвном житии. Ради этого, после горячей молитвы ко Господу, инок Иоанн оставляет монастырь и уходит в пустынные горы близ Витоша, где, сплетя из хвороста шалаш и питаясь только дикими растениями, в уединении, вдали от мира, не тревожимый его волнениями, суетой и скорбями, в беседе с Самим Богом, стремясь сокровенным деланием во Христе к духовному совершенству, предается подвигам поста и молитвы. Но мир не оставляет его и здесь. На более чем скромное жилье отшельника нападают разбойники, они избивают Иоанна и изгоняют из шалаша. В желании найти более безопасное и уединенное убежище преподобный приходит в пустыню Рыльскую и поселяется в диких горах Голец в глубокой пещере «идеже солнце не призираше, ни ветр веяше, но токмо ангел един прихождаше к нему». Так живя в постоянном посте и слезной молитве ко Господу, не давая ни отдыха, ни покоя своему телу, провел он двенадцать полных лишений лет.

Однажды отшельника посетил его племянник Лука. С любовию Иоанн принял юношу и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения и готов разделить с ним подвижнические труды. Но брат Иоанна, скорбевший об уходе своего сына, обретя отрока у подвижника, по наущению духа злобы воспылал на сына гневом, порицал его и даже ударил камнем и повлек за собой домой. Иоанн, видя все это, молчал и, размышляя о суете мирского жития, пал на землю и стал слезно молить Господа устроить спасение отрока. Насильственно удаленный отцом юноша пошел домой, но дорогой был укушен змеей и умер. Отец, внезапно лишившись сына, осознал свою вину, раскаялся и, возвратившись к брату, сообщил ему ужасную весть. Подвижник велел погребсти юношу невдалеке от своего жилища и часто с молитвой навещал могилу; это тихое место стало любимым местом отдыха пустынника.

Укрывшиеся в горах вблизи преподобного, разбойники продолжали причинять отшельнику много скорбей. И тогда он по велению своей души, жаждавшей новых подвигов, стремящейся к полному безмолвию и уединению, решает оставить свою пещеру и уходит вглубь пустыни, найдя убежище в дупле дерева. В одиночестве, не видя и лица человеческого, имея покровом своим небо, вкушая только злаки земные, в неустанной молитве терпеливо переносит он все невзгоды жизни. Господь не оставил без милости великое терпение своего избранника и благословил земле для подкрепления физических сил преподобного произращать стелющийся по земле горох-сланутки, которым угодник Божий питался многие годы своей жизни сам и радушно угощал всех, посещавших его безмолвие.

Пустыня Рыльская долгое время хранила от людей это духовное сокровище в тайне: никто не знал о пребывании здесь великого подвижника. Но однажды укромное место случайно открылось проходившим со своими стадами пастухам. Было это так. Овцы, пасшиеся в горах, вдруг испугались и стремительно побежали в сторону, где спасался святой Иоанн, но, достигши места, где обитал преподобный, остановились. Следовавшие за ними пастухи, усталые и голодные после своих трудов, испугались и были изумлены встречей и видением в таком диком месте пустынножителя. А тот успокаивал их смиренными и приветливыми словами: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе мой горох и вкушайте». Все ели и были сыты. И тогда один из пастухов тайно, без благословения пустынника решил набрать себе гороху про запас. Когда же дорогой все товарищи стали угощаться, то заметили, что в украденных стручках гороха не оказалось — они были пустыми. Скорбь, стыд и раскаяние в похищении чужого привели пастухов обратно к доброму старцу, а тот, спокойно простив им их проступок, только ласково сказал, что эти плоды земные Всесильным Господом благословлены и определены для питания и вкушания только здесь — на этом месте. Пораженные добротой старца и виденным в пустыне Рыльской, эти свидетели высокой подвижнической жизни преподобного, вернувшись домой, не могли сохранить чудо в тайне и поведали об отшельнике всем и в своем, и в окрестных селениях.

Многие стали благоговейно притекать к пустыннику. Одни искали у него утешения в скорбях и утешались, другие просили молитв о здравии и исцелялись. За шедшими во множестве в пустыню к преподобному Иоанну, последовал однажды и некий болящий, одержимый уже много лет нечистым духом. Не дойдя нескольких шагов до места, где обитал подвижник, он вдруг упал на землю, стал биться и громко кричать: «Не могу идти далее, огонь палит меня». Спутники, горячо желая, чтобы болящий все же достиг келии пустынножителя, надеясь на его помощь больному, связали и принесли его к преподобному, прося помолиться и исцелить. «Не по моим это силам, дети мои, — сказал пустынник. — Я человек немощный, как и вы, и один только Бог может исцелить его». Но, по просьбе верных Господу людей, преподобный помолился, и болящий выздоровел. Все, видевшие такую милость Божию, вместе с пустынножителем прославили Господа.

Удаляясь от известности и быстро распространявшейся славы человеческой, пустынножитель ушел от своего дупла еще дальше и выше в горы. Он скрывался в едва доступных скалах, где под открытым небом в подвигах молитвы и поста провел еще семь лет. Но весть о великом подвижнике Рыльском широко распространялась и дошла даже до благочестивого болгарского царя Петра. Император, сильно желая видеть преподобного и беседовать с ним, послал письмо и много злата преподобному, но подвижник от всего этого отказался. Предприняв путешествие и достигнув высот, где находился подвижник, царь увидел его лишь издали, а через особых посланцев получил ответ отшельника, отклонившего свидание и наставляющего всех в добром житии, благочестии и вере.

После посещения преподобного царем почитание к подвижнику еще более разрослось. Со всех концов Болгарии благочестивые люди стекались к скиту. К пустыннику приходили люди, искавшие удаления от мира и заботившиеся о спасении души, просили остаться у него и поучиться благочестию; многие желали поселиться около него и спасаться под его руководством. Преподобный не в силах был отклонить их просьбы и желания. Постепенно рядом с пещерой подвижника появлялось все больше и больше келий его учеников, а в близлежащей пещере была устроена церковь. Так при духовном попечении преподобного создалась в пустыне Рыльской обитель, возникновение которой относят к 930-935 годам. Это место находится на расстоянии часа ходьбы от нынешней Рыльской обители и теперь именуется «старый скит» или «старата постница».

Преподобный мудро, по-отечески управлял своим богоизбранным стадом и еще многих привлек ко Господу. Слава о подвижнике быстро распространялась по всей Болгарии, число желающих поселиться рядом с ним увеличивалось, и старого скита было уже недостаточно, новые же помещения в скалистой и безводной местности строить было невозможно. Тогда пустынножитель избирает новое место на реке Друшлявице, где и начинают возводиться первые строения теперешнего Рыльского монастыря, разросшегося в обширную и многолюдную обитель, какой она остается до наших дней. Сам же преподобный со своими первыми учениками остался на «старой постнице», не оставляя все же без руководства и насельников новопостроенной обители, дав им, как более полезное для иноков, общежительное начало.

Через некоторое время, положив прочное начало монашеской жизни в Рыльской обители, преподобный Иоанн,   все же желая пребывать в тиши и безмолвии, оставил свое начальствование, передав его возлюбленному ученику своему Гавриилу. Уходя, основатель обители завещал братии предостерегаться от мирских прелестей, поучаться в законе Господнем «день и нощь», не оставаясь праздными, заниматься чтением святоотеческих писаний, заниматься просвещением единокровного народа, утверждая их в вере и наказуя им оставить нелепые языческие обычаи и злые нравы. Верные завету своего учителя, иноки Рыльской обители проповедовали слово Божие болгарскому народу и вели просветительное делание, создав школы и книжное дело при обители.

Народ, почитая преподобного, свое уважение при этом переносил и на обитель его. Люди приходили во множестве. А вместе с наплывом богомольцев рос и достаток монастыря.

18 августа 946 года семидесяти лет от роду преподобный Иоанн почил и был погребен на месте своих великих подвигов. Великий молитвенник при жизни, таким он остался и после своей кончины. Все знамения и чудеса, происходившие через него, подвижник Рыльский приписывал Милости Божией, а не силе своей молитвы. Но чем больше он смирялся, тем больше Господь его прославлял. Мощи преподобного остались нетленными и, полные благоухания, были обретены и открыты к всеобщему поклонению и почитанию. Слава святой жизни преподобного не умерла с его кончиной; великий подвижник, скончавшийся в святости, стал почитаем не только в окрестностях Рыльской обители, но и по всей Болгарии.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, около 980 года, преподобный Иоанн Рыльский явился в видении ученикам, повелевая перенести его мощи из родной Рыльской обители в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан. Открыв гроб, ученики обнаружили тело Иоанна целым и нетленным, источающим благоухание. С честью перенесли они его в город Средец и положили в храме святого евангелиста Луки. Впоследствии на том месте была создана прекрасная церковь во имя преподобного Иоанна, и в ней были положены честные мощи его, от коих истекали дивные и преславные исцеления.

В 1183 году венгерский король Белла II во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес его в в свой престольный город Остергом.

Архиепископ Остригомский усомнился в святости преподобного, говоря, что не знает святого, непоминаемого в писаниях, и дерзновенный язык его вдруг онемел. Поняв, что причина его немоты состояла в том, что он похулил преподобного, архиепископ поспешил к ковчегу святого, и, припадши к нему, облобызал честные мощи его, прося прощения за свою вину. Угодник Божий, святой Иоанн, скоро услышал молитву архиепископа: немедленно разрешил язык его. Получив исцеление, архиепископ с плачем исповедал всем свое прегрешение пред святым и славил Бога и величал угодника Его, святого Иоанна.

Лишившиеся великой святыни, сердца всех благочестивых болгарских людей переполнились глубокой скорбью, и Господь благословил их милостью: в 1187 году, при восстании в Тырнове, венгерский король, одержимый страхом наказания от Господа за полонение святыни, украсил раку преподобного Иоанна серебром и золотом и, облобызав мощи его, с великой честью возвратил мощи святого в Средец (Софию).

Спустя некоторое время Богу было угодно возобновить самостоятельность Болгарского государства, истощенного насилием греков. Это возрождение Болгарского государства произошло при христолюбивом царе Иоанне Асене. Этот царь возобновил и укрепил разрушенные болгарские города, завоевал и присоединил к своему царству новые окрестные города. Дойдя до города Средца и завоевав его, он увидел там мощи преподобного Иоанна Рыльского и, услышав о чудесах, совершавшихся при мощах, поклонился его святому ковчегу. Облобызав пречестные мощи, он повелел Патриарху Василию и клиру его взять всеславную раку святого и с великой честью нести ее в столицу Болгарии Тернов, где мощи святого были положены в новой церкви, устроенной во имя святого.

1 июля 1469 года святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.


Тропарь, глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения,/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и пощениих, и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений.Тем зовем Ти: радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Новости

Все новости