Преподобный Зосима (Верховский)

24 Октября / 6 Ноября
10 / 23 Июля

По времени своей подвижнической жизни на земле преподобный Зосима Верховский (24 марта 1768 – 24 октября 1833) являлся современником преподобного Серафима Саровского. Известно удивительное небесное предзнаменование подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Ещё перед рождением его, отец будущего подвижника во время ночной своей молитвы услышал голос: "У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию".

Родился в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского, в честь которого и был назван. В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г., а корни его уходят в Польшу. Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома. 

Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определён каптенармусом 1 января 1784 г. Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апреля 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии – с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать.

В детстве особенно занимали душу Захарии жития преподобных пустынников. Когда мать читала вслух жития святых, он разгорался духом подражать им. Будучи ещё шести-восьми летним отроком, часто убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: однажды во сне явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия. 

Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Будучи по рождению дворянином, имел он наследственные земли и деревни, служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Собирался уже и жениться. Однако тайный голос совести предостерегал его. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он, прогуливаясь верхом на хорошей дорогой лошади, мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь, да так сильно, что он пошатнулся на лошади, и в это время внятно услышал слова: "Ты пойдёшь в монахи". 
Житие описывает несколько предзнаменований монашеского пути преподобного. Около 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 ещё числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захария была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это – звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель.

По благословению коневецкого строителя иером. Адриана Захария пёк просфоры и служил пономарём в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), он практиковал регулярное откровение помыслов о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на остров Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи – для Зосимы и прп. Василиска. В уединённом безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников он составил большую рукопись – «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» – описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить своё давнее желание – удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в котором он сообщал адресату о своих планах. Получив благословение митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь.

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печёрской лавре, осмотрели горы Крыма, Северного Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря. В конце 1800 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 г. старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах. Наконец зимой 1801/02 г. прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была дер. Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до которого было около 50 верст. В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озёрах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.

Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью в таком высказывании: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живём во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слёзы и совершенное забвение самого себя и всего земного. Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовым дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, всё зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией».

Согласно Житию, первоначально Зосима подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на «надоедающих мух». Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем «высочайшего к Господу горения» юноши, Зосима составил его жизнеописание. Одновременно Зосима в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска. Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав впоследствии это сочинение, отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное». Московский митрополит свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в своё руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие».

Около 1820 г., после 20 лет отшельничества, Зосима и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей дер. Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой – Анастасия Николаевна. В дер. Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестёр особое «Поучение о послушании». Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма – «заветы», как называли их сёстры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.
 
Через некоторое время и старцы и сёстры ощутили потребность в устроении обители и в регулярном церковном богослужении, стали искать какой-либо упраздненный монастырь для поселения. По благословению Тобольского архиерея в 1821 г. Зосима посетил С.-Петербург, был принят Московским митр. Филаретом (Дроздовым). Святитель содействовал преподобному в составлении прошений в Синод. Наконец указом Синода от 13 февраля 1822 г. ранее упраздненный мужской туринский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь был обращён в женский и отдан на попечение «поручика Верховского». 26 октября 1822 г. Зосима со старцем Василиском и с сёстрами прибыли в Туринскую обитель и приняли от духовного правления всё монастырское имущество согласно указу духовной консистории от 16 октября. Старцы Василиск и Зосима поселились ближе к обители, в уединённом месте, в 8 верстах от Туринска. 
Зосима составил для сестёр особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого. В начале 1823 г. Зосима вновь посетил С.-Петербург, чтобы представить в Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губ., где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в московском Симоновом монастыре племянницы Зосима были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита. 

Вскоре в женской общине начались нестроения, мать и дочь Васильевы, «таившие в сердцах своих страсть любоначалия», стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестёр и прочих «чувствительнейших угнетениях», они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игумению. На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» Зосима писал объяснение архиерею: «Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всём открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями». В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 декабря 1824 г.).

Указом Синода от 24 января 1825 г. Зосима был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные старцу сёстры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, который много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестёр. В декабре того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей.
 
После приезда в Москву Зосима обратился к митр. Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впоследствии святитель говорил о причинах «немирия» в туринском монастыре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд повреждён был человекоугодием: и верные руководству старца сёстры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться».

В феврале 1826 г. верные духовнику сёстры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В середине июля (когда в Москву по случаю коронации императора Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестёр в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митр. Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 20 ноября 1826 г. сёстры поселились в кельях общины. В течение 3 лет Зосима часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестёр всё необходимое. Видя такое самопожертвование, обители стали покровительствовать московский купец 1-й гильдии С. Л. Лепёшкин (1787-1855) и его супруга. Одновременно жажда безмолвия не покидала Зосиму. В 3 верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке 5 дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время его посетили 2 неких старца из Орловской губ., от которых он принял великую схиму.
 
Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чём, в частности, свидетельствуют письма Лепёшкину. Так, в августе 1832 г. он просил «не покидать» сестёр после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители. В октябре 1833 г. Зосима заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Святых Таин. Прощаясь с сёстрами, завещал им жить в любви и смирении. «Не расходитесь по моём исходе, – убеждал их Зосима, – Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою». Завещал 1-й престол посвятить Святой Троице, а 2-й – Смоленской иконе Божией Матери. Завещание преподобного исполнилось – община была утверждена и развилась, став Зосимовой Троице-Одигитриевой пустынью.

Скончался Зосима в день праздника иконы «Всех скорбящих Радость», похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу». Впоследствии над могилой был построен Троицкий храм.
 
Память о старцах-подвижниках, проживших 20 лет в окрестностях Кузнецка, сохранилась среди местного населения. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные Зосима и Василиск, местное население называло «Монашки». Осенью 2002 г. православная общественность Новокузнецка отметила 200-летний юбилей обоснования преподобных Зосимы и Василиска в местности Три Курьи близ Кузнецка, отслужив у озера Монашка молебен и посвятив этому юбилею публикации в краеведческом журнале «Родные святыни». Начались регулярные крестные ходы к озеру Монашка.

Почитание Зосимы началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм. После расширения храма в 1855 г. 2 приделами «в промежутке между главным и правым устроена усыпальница над могилою основателя пустыни старца Зосимы, дабы все усердствующие невозбранно могли туда входить». 
В начале 80-х гг. XIX в. состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 г.: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что всё тело старца цело, а ступни ног предались тлению». 
В 30-х гг. XX в. Троицкий храм был обращён в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп Зосимы, неизвестно. 25 декабря 1999 г. в возрождённой обители были проведены работы по обретению могилы Зосимы. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2009 г. местонахождение мощей неизвестно. 

Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-западным углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, который выкопал преподобный близ лесной кельи. К середине XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от рака на лице». У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пустынь, посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрождённая обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления Зосимы, или в ближайшее воскресенье. 

Житие преподобеного оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на английский язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг. 

Канонизация Зосимы в лике местночтимых святых Московской епархии была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II 11 октября 1999 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны 2 иконы Зосимы и издано «Житие прп. Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000). К лику общецерковных святых старец и прп. Василиск причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 октября 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила Зосиму в Собор своих святых.


Тропарь, глас 8

Любовию Христовою уязвился еси, преподобне, вся красная мира отринув, подвигом безмолвия подвизався, добродетели Божественныя стяжал еси; премудрости Божия причастниче, отче наш Зосимо, моли Христа Бога и Пречистую Деву Богородицу спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Избранниче Божий и старче премудрый, наставниче наш Зосимо, от юности постническою стезею шедый, во одежду кротости и терпения облеклся еси, темже дар Святаго Духа улучив, многие души Христу уневестил еси. Ныне в сонме преподобных на Небесех ликуеши, моляся непрестанно о чтущих святую память твою.