Священномученик Поликарп Смирнский

23 февраля / 8 марта

Свя­ти­тель По­ли­карп, епи­скоп Смирн­ский, ро­дил­ся око­ло 80 г., жил в Ма­лой Азии, в г. Смирне. Ра­но остав­шись си­ро­той, он был вос­пи­тан, по ука­за­нию Ан­ге­ла, бла­го­че­сти­вой вдо­вой Кал­ли­стой. По­сле смер­ти на­ре­чен­ной ма­те­ри По­ли­карп раз­дал свое име­ние и стал ве­сти це­ло­муд­рен­ную жизнь, слу­жа боль­ным и немощ­ным. Его очень по­лю­бил и при­бли­зил к се­бе свя­той епи­скоп Смирн­ский Ву­кол (па­мять 6 фев­ра­ля). Он по­свя­тил По­ли­кар­па в диа­ко­на, по­ру­чив ему про­по­ве­до­вать в хра­ме Сло­во Бо­жие.

В то вре­мя был жив свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Свя­той По­ли­карп был осо­бен­но бли­зок к свя­то­му Иоан­ну Бо­го­сло­ву, ко­то­ро­го со­про­вож­дал в его апо­столь­ских пу­те­ше­стви­ях. Свя­ти­тель Ву­кол ру­ко­по­ло­жил свя­то­го По­ли­кар­па во пре­сви­те­ра, а неза­дол­го до кон­чи­ны за­ве­щал по­ста­вить его епи­ско­пом на Смирн­скую ка­фед­ру. Ко­гда со­вер­ша­лось по­свя­ще­ние свя­то­го По­ли­кар­па во епи­ско­пы, ему явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Свя­ти­тель По­ли­карп с апо­столь­ской рев­но­стью ру­ко­во­дил сво­ей паст­вой. Поль­зо­вал­ся он боль­шой лю­бо­вью и сре­ди свя­щен­ства. С боль­шой теп­ло­той от­но­сил­ся к нему свя­той Иг­на­тий Бо­го­но­сец. От­прав­ля­ясь в Рим, где его ожи­да­ла казнь (он был рас­тер­зан ди­ки­ми зве­ря­ми), он пи­сал свя­то­му По­ли­кар­пу: «Как корм­чим нуж­ны вет­ры или обу­ре­ва­е­мо­му – при­стань, так на­сто­я­ще­му вре­ме­ни ну­жен ты для то­го, чтобы до­стиг­нуть Бо­га».

На рим­ский пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Марк Авре­лий (161–180), на хри­сти­ан бы­ло воз­двиг­ну­то од­но из же­сто­чай­ших го­не­ний. Языч­ни­ки тре­бо­ва­ли, чтобы су­дья ис­кал свя­то­го По­ли­кар­па – «от­ца всех хри­сти­ан» и «со­вра­ти­те­ля всей Азии». В это вре­мя свя­ти­тель По­ли­карп по на­сто­я­тель­ной прось­бе сво­ей паст­вы пре­бы­вал в неболь­шом се­ле­нии неда­ле­ко от Смир­ны. Ко­гда во­и­ны при­шли за ним, свя­той По­ли­карп вы­шел на­встре­чу и ве­лел их на­кор­мить, а сам в это вре­мя стал мо­лить­ся, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Его стра­да­ния и смерть опи­са­ны в «По­сла­нии хри­сти­ан Смирн­ской Церк­ви к дру­гим Церк­вам» – од­ном из са­мых древ­них па­мят­ни­ков хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти. Бу­дучи при­ве­ден на суд, свя­ти­тель По­ли­карп твер­до ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста и был при­го­во­рен к со­жже­нию. Па­ла­чи хо­те­ли при­бить его к стол­бу, но он спо­кой­но им ска­зал, что не сой­дет с ко­ст­ра, и его толь­ко свя­за­ли ве­рев­кой. Пла­мя окру­жи­ло свя­то­го, но не кос­ну­лось его, со­мкнув­шись в воз­ду­хе над его го­ло­вой. Ви­дя, что огонь не вре­дит ему, тол­па языч­ни­ков и иуде­ев ста­ла тре­бо­вать, чтоб он был убит ме­чом. Ко­гда свя­то­му По­ли­кар­пу на­нес­ли ра­ну, из нее вы­тек­ло так мно­го кро­ви, что она по­га­си­ла пла­мя. Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка По­ли­кар­па со­жгли. Смирн­ские хри­сти­ане с бла­го­го­ве­ни­ем со­бра­ли его чест­ные остан­ки, свя­то чтя его па­мять.

Со­хра­нил­ся рас­сказ о свя­том По­ли­кар­пе его уче­ни­ка, свя­то­го Ири­нея Ли­он­ско­го, ко­то­рый при­во­дит Ев­се­вий в «Цер­ков­ной Ис­то­рии» (V, 20): «Я был еще очень мо­лод, ко­гда ви­дел те­бя в Ма­лой Азии у По­ли­кар­па, – об­ра­ща­ет­ся свя­той Ири­ней к сво­е­му дру­гу Фло­ри­ну. – ...Я мог бы те­перь ука­зать ме­сто, где си­дел бла­жен­ный По­ли­карп и бе­се­до­вал, – мог бы изо­бра­зить его по­ход­ку, об­раз его жиз­ни, внеш­ний вид, его бе­се­ды к на­ро­ду, его дру­же­ское об­ра­ще­ние с Иоан­ном, как он сам рас­ска­зы­вал, и с про­чи­ми са­мо­вид­ца­ми Гос­по­да, – то, как он при­по­ми­нал сло­во их и пе­ре­ска­зы­вал, что слы­шал от них о Гос­по­де, Его уче­нии и чу­де­сах... По ми­ло­сти Бо­жи­ей ко мне я и то­гда еще вни­ма­тель­но слу­шал По­ли­кар­па и за­пи­сы­вал сло­ва его не на дос­ке, но в глу­бине мо­е­го серд­ца... Итак, мо­гу за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред Бо­гом, что ес­ли бы этот бла­жен­ный и апо­столь­ский ста­рец услы­шал что-ни­будь по­доб­ное тво­е­му за­блуж­де­нию, то он тот­час за­гра­дил бы слух свой и изъ­явил бы него­до­ва­ние свое обыч­ною по­го­вор­кою: «Бо­же Бла­гий! До ка­ко­го вре­ме­ни Ты до­пу­стил ме­ня до­жить».

При жиз­ни свя­ти­тель на­пи­сал несколь­ко по­сла­ний к пастве и пи­сем к раз­ным ли­цам. До на­ше­го вре­ме­ни до­шло его по­сла­ние к филип­пий­цам, ко­то­рое, по со­об­ще­нию бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, чи­та­лось в ма­ло­азий­ских церк­вах за бо­го­слу­же­ни­ем. Оно бы­ло на­пи­са­но свя­ти­те­лем в от­вет на прось­бу филип­пий­цев при­слать им со­хра­нив­ши­е­ся у свя­ти­те­ля По­ли­кар­па пись­ма свя­щен­но­му­че­ни­ка Иг­на­тия Бо­го­нос­ца.


Тропарь, глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.