Священномученик Серафим (Чичагов)

28 Ноября / 11 Декабря

 11 декабря — день памяти священномученика Серафима (Чичагова). Человека удивительной жизни, потомка известного дворянского рода, блестящего военного, послужившего Отечеству всеми силами, самобытного мыслителя-богослова, писателя, художника, композитора, врача, создавшего собственную систему лечения, а затем и талантливого иерарха, послужившего Церкви и людям всеми вверенными ему Господом талантами. И завершившего свой земной путь на 82 году жизни в Бутово — приняв мученическую кончину за исповедание веры.

«Сила не в силе, а сила в любви»

В феврале 1893 года в  Успенском соборе Московского Кремля был рукоположен в сан священника 37-летний полковник лейб-гвардии Преображенского полка Леонид Чичагов, будущий священномученик Серафим. Спустя 12 лет там же, при хиротонии во епископа, владыка Серафим сказал: «Мог ли я себе представить, что мой первоначальный светский путь, продолжавшийся так долго и с таким успехом не тот, который мне предназначен Богом?!».

Леонид Михайлович Чичагов родился 9 января 1856 года в Петербурге в аристократической семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Получил прекрасное военное и общее образование в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, по окончании которого в 1875 году произведен в подпоручики и направлен на Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады.

Особая страница его жизни как военного – участие в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг., где Леонид Чичагов проявляет себя как активный участник. Впоследствии им написаны книги: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г.», отмеченная благодарственными письмами царской семьи, и «Примеры из прошлой войны 1877 – 1878 гг.», рассказывающая о подвигах русских солдат и офицеров. Тема духовного смысла жизни и смерти, во всей остроте поставленная войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся в подвигах русских воинов, стали важнейшими и побудительными для глубоких послевоенных религиозных размышлений будущего святителя.

Стремление к подвигу во имя Веры, Царя и Отечества пронизывало всю жизнь священномученика Серафима. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен 14-ти российских и иностранных орденов и отличий.

Уже позже в своих проповедях в храме, владыка будет призывать паству к истинно христианской жизни, к внутреннему подвижничеству: «Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух… любовь к великой и святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища – Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм»

«Должна быть освящена и укреплена у нас семейная жизнь, или неизбежна гибель в будущем не только государства, Церкви, но и народа!»

«Пока совершается Божественная, спасительная Литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении… литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия».

Весь дальнейший жизненный путь Л.М. Чичагова предопределялся покровительством двух великих русских святых: преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 22-летнем возрасте блестящий гвардейский офицер Чичагов становится духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и в течение тридцати лет находится с ним в тесном духовном общении. Решительные повороты жизни Л.М. Чичагова происходили по его глубокому послушанию своему духовнику: женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество.

Жизненный опыт и потрясения войны, научившие глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, привели к глубокому изучению  Л. М. Чичаговым медицины. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов стала разработанная Л.М. Чичаговым и успешно испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения.

Сделав важнейший выбор, в возрасте 34 лет, к тому времени возведенный в чин полковника,  Леонид Чичагов уходит в отставку, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Чем, конечно, ошеломил Петербург, при его безупречной службе, высоких наградах, в глазах общественности это выглядело как неоправданная порча карьеры. К тому времени в семье Чичаговых родились четыре дочери.

Для его супруги такая перемена жизни была настоящим потрясением, об этом тяжелом для семьи времени владыка вспоминал позже: «..что только я не перенес в свое время, поставив и бедную жену в положение субъекта, которого только ленивый не атаковал за мое увлечение отцом Иоанном, за порчу карьеры, потерю пенсии, прав для детей и т.п

В первые годы служения отец Леонид взял на себя одно из важнейших послушаний своей жизни – составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Глубоко он чтил память преподобного Серафима Саровского и черпал духовные силы в посещении древнего Саровского монастыря, Дивеевской обители. И впоследствии летопись была составлена и преподнесена владыкой Николаю II, и этот благодатный труд послужил основой для прославления преподобного Серафима Саровского, состоявшегося в 1903 году.

Испытания самого первого года служения отца Леонида предопределили во многом его дальнейший путь, в том числе и через неожиданную тяжелую болезнь его супруги, а потом и ее смерть.

Через некоторое время, оставив своих уже несколько повзрослевших дочерей на попечение доверенным лицам, Леонид Чичагов принимает монашеский постриг с именем Серафим.

За долгие годы священнослужения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. На каждом месте своего служения, во всех вверенных ему епархиях, он занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа. Он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни.

«Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений.

Равнодушие, отсутствие ревности по вере – вот что более всего страшит! Единственное средство к вразумлению, это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно!»

Главным делом своего служения владыка считал проповедь Слова Божия. И свое продолжение она находила во многих его произведениях, как талантливого писателя, историка, философа, художника и музыканта.

В том числе на свет появлялись удивительные иконы «Спасителя в белом хитоне», преподобного Серафима Саровского. Музыка занимала особое место в  жизни владыки, митрополит Серафим сочинял ее на протяжении всей своей жизни, это была естественная потребность души, продолжение молитвы и проповеди.

Митрополит Серафим всю свою жизнь боролся за чистоту Православия. Он был участником Всероссийского Поместного собора 1917 – 1918 гг. Вместе со всей Церковью испил митрополит Серафим и чашу гонений от безбожной власти. 1921 — 1925 гг. он проводит в тюрьмах и ссылках.

Последним местом святительского служения владыки Серафима был Ленинград, куда он был направлен для борьбы с раскольниками-обновленцами в 1928 году.

В те богоборческие времена он призывал своих духовных чад не отвлекаться от Божьей Правды, не подчиняться злу: «Учись внутренней молитве, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, приближающая к невидимому небу. Учись прощать всем их недостатки и ошибки. И ввиду подчинения их злой силе и, несомненно, не нормального состояния, говори: «Помоги ему Господи!», ибо он духовно болен. Такое сознание помешает осуждению. Ибо судить может только тот, кто сам совершенен и не ошибается».

 Отдавший все силы епархии, 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея.  14 октября 1933 года  временный Патриарший Священный Синод издает указ об увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в Спасо-Преображенском соборе, в храме своей юности, где когда-то венчался со своей супругой, был старостой прихода, Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул родной город.

Последние годы земной жизни владыка Серафим провел в Подмосковье, в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от подмосковной станции Удельная Казанской железной дороги. Там его навещали духовные чада, посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий), так или иначе, он продолжал оставаться в центре церковной жизни.

Последовательная стойкость и принципиальность, всегда отличавшие митрополита Серафима, в условиях советской власти привели к его мученической кончине.

Владыка Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года. В то время это был прикованный к постели 81-летний старец-святитель. Из дома он был вынесен на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи».

11 декабря 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян в Бутово.

Канонизация митрополита Серафима (Чичагова) состоялась 23 февраля 1997 года.  Во многом благодаря усилиям внучки владыки — игуменьи Серафимы (в миру Варвары Васильевны Черной-Чичаговой), ставшей первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря в Москве и много потрудившейся в делах прославления и канонизации митрополита Серафима.

Талантливый иерарх, пламенно послуживший Отечеству, Церкви и людям, самобытный мыслитель-богослов, блестящий военный, писатель, композитор, иконописец, талантливый врач и патриот земли русской.

История жизни этого удивительного человека, исповедника, мученика, до конца жизни оставшегося верным Господу Иисусу Христу, является наследием для нас сегодня.  Подвиг его жизни совсем еще недавний. И потому особенно проникновенны могут быть сейчас мысли, высказывания и пример жизни новомученика, близкого нам по времени.

Жизнь владыки Серафима — это еще и потрясающий пример того, как человек может возрасти в полную меру своих сил и талантов, дарованных Богом, как может распоряжаться этим богатством, самоотверженно отдавая миру, людям.

Мученическая кончина — ярчайший пример веры и верности. Подвиг, который разделили множество новомучеников в прошлом столетии. Это были живые люди, которые боялись мучений и смерти, но оказавшиеся готовыми умереть за то, во что верили. Кому как не им молиться об укреплении веры.

«Сила не в силе, а сила в любви!» — говорил святитель Серафим Чичагов. И вся его жизнь стала ярким тому свидетельством. Любви деятельной, живой, вдохновенной.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас!


Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужы и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившыя и кровьми Истину соблюдшыя. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кондак, глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Величание

Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Материалы по теме

Священномученик Серафим (Чичагов)
Все материалы