Первый в России памятник Вел. кн. московскому Иоанну III установлен в скиту Свято-Тихоновой пустыни Калужской епархии

Во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни, на территории которого находится музейный комплекс "Великое стояние на Угре", начались работы по благоустройству территории вокруг скульптурной композиции.

Сильный князь независимого государства, Иоанн III – правитель, который в 1480 году положил начало свободной России, – теперь приветствует паломников и  посетителей музейного комплекса "Великое стояние на реке Угре".

Памятник создавали лучшие скульпторы Санкт-Петербурга. Великий князь Иоанн III вылит в бронзе, общая высота вместе с гранитным постаментом около 4,5 м. Он завершает композицию музейного комплекса, который состоит из храма, поклонного креста, диорамы художника Павла Рыженко.

Великий князь  Иоанн III – легендарная личность для России. Он оказался в тени своего внука Ивана Грозного, однако его вклад в историю страны велик и значим. Великий князь положил конец двухвековому ордынскому игу. Он сделал нашу страну сильной, независимой. Он создал и сформировал государство, которое и именуется Московской Русью. В его правление возвысилась Москва. К ней были присоединены многие княжества, включая Великий Новгород и Псков. Именно при великом князе Иоанне III было осуществлено строительство московского Кремля и Успенского собора, ставшего главным храмом нашего Отечества. Он сыграл огромную роль в судьбе многих монастырей. Например, по его указу нынешний московский Новоспасский монастырь был вынесен из Кремля и устроен на новом месте. Отсюда и получил такое именование.  При великом князе Иоанне III Русь получила имперский размах.  Сейчас о Великом князе  Иоанне III снимают фильмы, создают памятники.

Архимандрит Тихон (Завьялов), наместник монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь, в своем слове отметил: «Иоанн III – это необычная личность, которая созидала наше государство, которая объединила разрозненные княжества. Он сумел создать свод государственных законов, продумать культурное развитие страны. Он был величайшим политиком, создавшим новую Русь – Русь не Киевскую, а Московскую. И наша цель сейчас – рассказать людям о подвиге этого человека».

Официальное открытие памятника Иоанну III запланировано на 8 июля. Принять участие в этом историческом событии может любой желающий.

Краткая справка

История Тихоновой пустыни восходит ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под руководством дивного наставника – преподобного Тихона.

Когда основатель обители отошел ко Господу, ее игуменом был избран преподобный Никифор, ближайший ученик прп. Тихона. В XIX – начале XX вв. во многих церквах Калужской епархии можно было увидеть иконы, на которых преподобные Тихон и Никифор изображались рядом.

Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме.

В 1610 году монастырь разрушили польско-литовские отряды. Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян.

Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и келиями, затем было начато строительство двух новых – но все еще деревянных – храмов в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона Калужского. В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда. Три четверти столетия находилась Тихонова пустынь «в юрисдикции» Донского монастыря. В 1765 году Тихонова пустынь стала заштатным монастырем.

Казенного содержания обитель, находясь за штатом, не получала, а сильного покровителя в лице Донского монастыря потеряла. Но зато приобрела большую свободу в управлении собственными делами и распорядилась ею наилучшим образом: в 1789 году настоятель отец Иринарх ввел в Тихоновой пустыни общежительный устав.

Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее.

Дальнейшая история монастыря неразрывно связана с Оптиной пустынью – самой знаменитой обителью на Калужской земле. Настоятелями Тихоновой пустыни в XIX столетии назначались именно оптинцы.

К 1917 году Тихонова пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Среди калужских обителей по числу паломников и известности она уступала лишь Оптиной пустыни. Число братии к этому моменту возросло до 226 человек (тогда как в первой половине XIX века здесь подвизались 16 иноков). Но вскоре это цветущее монашеское древо было срублено под корень. Топор начали вострить сразу же после революции.

В мае 1918 года конфисковали все хозяйственные постройки Тихоновой пустыни, в начале июня изъяли продукты и деньги, 8 октября отобрали Никольский храм, 9 октября опечатали Сретенский скит, осквернили храм-усыпальницу в честь Воскресения Христова и разграбили монастырский свечной завод...

Монастырь  подошел к 1990-м годам в ужасающем состоянии. В довершение всего был буквально стерт с лица земли источник преподобного Тихона: его забетонировали и огородили колючей проволокой.

В 2006 году было завершено создание резной позолоченной раки над мощами преподобного основателя Тихоновой пустыни. До революции над местом погребения прп. Тихона Калужского стояла серебряная рака.

Возрождение монашеской жизни на поруганных руинах потребовало от первых насельников Тихоновой пустыни поистине подвижнического труда. Ныне плоды этого труда очевидны. Более того, они поражают воображение гостей обители.