«Отложим дела тьмы и облечемся во оружия света»

Размышления о посте

Не так давно Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил митрополит Лимассольский Афанасий. Владыка беседовал с насельницами обители о духовной жизни, в том числе и о посте.

«Как-то в одном из монастырей, где я являюсь духовником, – рассказывал владыка Афанасий, – незадолго до начала <…> поста мне сказали: “На какое делание нам следует обратить внимание, что нужно делать больше всего, когда начнется пост? Может быть, увеличить правило, больше поститься, сделать службы продолжительнее?” Я ответил: “Ничего из этого. Я предпочитаю, чтобы вы ели каждый день хорошо и спали хорошо, но самое главное, чего я хочу, чтобы вы сказали сами себе: “Мое правило на весь период поста – чтобы я не разгневалась, чтобы у меня не было ни одного пререкания и преслушания»”. Поборитесь так».

monasterium.ru rbm-01Это наставление Его Высокопреосвященства перекликается с мыслями духовника Богородице-Рождественской обители протоиерея Бориса, который перед каждым постом напутствовал сестер словами стихиры из Постной Триоди: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Он давал на пост советы, в которых, на первый взгляд, не было ничего особенного: меньше говорить, стараться никого не осуждать даже в мыслях, не принимать греховных помыслов, не обижать ближних, приносить деятельное покаяние, то есть действовать противоположно своим страстям. Но в этих советах заключалась глубина духовного опыта. Батюшка пытался донести до нас мысль, что не только пост, но и вся жизнь христианина должна проходить в молитве, трезвении и аскетическом труде. Тем более это относится к монашествующим, выразившим во время пострига желание жития постнического.

Отец Борис не давал на время поста каких-то особых правил воздержания от пищи сверх Устава Церкви. Он всегда призывал к воздержанию в широком смысле слова. Напоминая слова апостола «всяк подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9, 25), отец Борис так говорил о значении аскезы в жизни православного христианина: «Борьба с грехом необходима, без нее нет преуспеяния. Вступая на путь духовной жизни, помилованный грешник не сразу становится человеком духовным, не сразу достигает ангелоподобного состояния: для него противостояние царству тьмы, борьба плоти и духа только начинаются. Волны житейского моря еще долго будут бросать его в разные стороны. Цель духовной жизни заключается в том, чтобы подчинить духу душу и плоть. По словам апостола Павла, “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся” (Гал. 5, 17). В этом противостоянии духа силам тьмы, действующим через плоть, и заключается духовное делание. Предначатие же вечной жизни состоит не в одном только противостоянии силам тьмы, но и в предвкушении духовных благ теперь, в земной жизни».

Батюшка напоминал, что Подвигоположник – Господь Иисус Христос – в Своей земной жизни прошел путь поста и подвига и освятил его для того, чтобы человек, укрепляемый Свыше, мог невозбранно следовать по тому же пути, восходя от силы в силу.

monasterium.ru rbm-03Отец Борис говорил о том, что трезвение одухотворяет и обогащает молитву, пост, труд и всю жизнь христианина в целом, укрепляет его духовно-телесную природу: «Трезвение непосредственно связано с внутренним вниманием, которое по сути есть самонаблюдение. Человек непрестанно следит не только за совершаемыми им действиями, анализируя их, но, опережая действие, научается видеть возникающие помыслы и душевные движения, различая их, одни отревая, а другим следуя. Учение о трезвении зиждется на основании Священного Писания и святоотеческих правил: Священное Писание и творения святых отцов есть то зеркало, в котором подвизающийся видит, насколько его мысли, чувствования и поступки соответствуют или не соответствуют заповедям Божиим и вообще духу Православного христианства».

Проводя беседы по Священному Писанию, батюшка извлекал из библейского повествования уроки покаяния и трезвения – внимательной духовной жизни, чему придавал огромное значение: «Борьба с грехом, в которой человек может победить и приблизиться к Своему Создателю, была заповедана Богом. Мы читаем об этом во многих местах Священного Писания. Приведу один из многочисленных примеров. Каин, видя, что Господь отверг его дар, впал в уныние. Опечаленный и смущенный, он услышал голос Отца Небесного, слышать который еще могли люди, изгнанные из Эдема. Господь сказал Каину: “Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним” (Быт. 4, 6–7). Господь призывает человека к борьбе с грехом: “Ты господствуй над ним”. Каин был еще неопытным в духовном делании, и Господь учил его тому, что нужно вести борьбу с грехом, начиная с момента возникновения греховных помыслов. Но Каин не внял голосу Господа, а послушал врага-диавола, заметившего его уныние и внушившего ему недобрые мысли. Он стал завидовать родному брату, злиться на него, хотя тот ничего плохого ему не сделал. Через некоторое время грех полностью завладел сердцем Каина, и он совершил убийство брата. Если бы злые помыслы были отсечены в самом начале, этого не случилось бы».

Батюшка подчеркивал, что трезвение – это не только самонаблюдение, равно как и покаяние не просто раскаяние в содеянном. Для преуспеяния в духовной жизни необходимы деятельные трезвение и покаяние, ведущие к исправлению жизни, и всеобъемлющее, а не одностороннее духовное делание – устроение Царствия Божия в душе подвижника.

monasterium.ru rbm-02В отношении трезвения отец Борис давал практические советы: «“Познай самого себя”, − говорят святые отцы-подвижники. – Но с чего начать? Как научиться следить за тем, что происходит внутри, когда трудно бывает правильно понять и успеть среагировать на происходящее совне? Мы привыкли жить внешним, а нужно постараться войти в самого себя. И первым шагом может быть вот такое делание, которое можно проходить и в обителях, и в обычной мирской жизни. Каждый вечер можно уделять немного времени на самоиспытание. Для этого нужно уединиться. Уединение – это не обязательно уход от окружающих, но состояние внутренней сосредоточенности, мысленное отложение житейских попечений, внутреннее удаление от суеты. Нужно сесть где-нибудь, собраться с мыслями и, вспоминая, мысленно пройти весь прошедший день: все события в течение дня, все, что непосредственно нас касалось, в чем мы участвовали. Необходимо спросить себя, какие мысли возникали, какие чувства нас волновали, каковы были наши поступки, не было ли чего неподобающего, греховного, несоответствующего заповедям Божиим в помышлениях, желаниях и действиях, насколько взаимосвязаны внутреннее состояние и наши поступки, какую реакцию вызывают в нас те или иные обстоятельства жизни.

Из этих жизненных наблюдений можно делать выводы, какие страсти нас беспокоят, а также извлекать многие уроки и стараться на следующий день быть внимательнее в тех или иных случаях, постепенно привыкая сперва сдерживать себя от злых дел, а далее учась отражать помыслы, с которых начинается путь ко греху. (Имеются в виду греховные помыслы, предлагаемые врагом и развиваемые нами по нашим страстям, а не вся мысленная деятельность человека).

В Рижской женской пустыни во времена, предшествующие революции, было такое правило в отношении трезвения. Новоначальная послушница вручалась опытной в духовной жизни старице, которая принимала откровение помыслов начинающей. Старица давала своей подопечной памятку – листок с предлагаемыми вопросами, которые должна была задавать сама себе послушница в течение дня. Это своеобразное пособие оказывало немалую помощь тем, кто еще не привык следить за своим внутренним состоянием и внешними действиями. На листке были написаны вопросы: «Как ты провела ночь? Не было ли какого искушения в течение ночного времени? Как ты встала утром? С молитвой ли начала день? Не была ли ты побеждаема многозаботливостью, раздражительностью или еще чем-нибудь греховным в начале дня? Как встретила сестер? Как отнеслась к данному тебе послушанию? Выполняла ли его с ропотом и недовольством или приняла, как данное от Бога? Какие искушения встретились тебе в течение дня? и т.д.» Такую памятку может иметь каждый: как монах, так и мирянин. Совесть человека всегда подскажет ему, что он делает неправильно – только необходимо не заглушать ее голос и не обманывать самого себя. Хорошо, если Господь дарует человеку на сем пути духовного наставника, но это случается, как правило, тогда, когда желающий обрести путеводящего истинно стремится к Царствию Божию (а не к каким-то другим целям) и готов оказывать послушание и исправляться».

Напомнив некоторые из наставлений духовного отца Богородице-Рождественской обители и поделившись его словом назидания с посетителями сайта, постараемся с пользой провести начавшийся Рождественский пост, в чем да поможет всем нам Господь.

Материалы по теме

Публикации

Игумения Домника (Коробейникова)
Митрополит Афанасий Лимасольский
Митрополит Афанасий Лимасольский
Игумения Домника (Коробейникова)
Митрополит Афанасий Лимасольский
Митрополит Афанасий Лимасольский

Доклады

Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)
Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ