«Бог слушает того, кто чтит Его и творит Его волю»

Игумения Викторина (Перминова)

Евангельское чтение Недели о слепом, последнего воскресенья до отдания Пасхи, призывает нас о многом поразмыслить. Господь совершает великое чудо – дарует прозрение человеку, родившемуся слепым. На вопрос учеников, предполагающих, что причиной болезни послужил чей-либо грех, Спаситель отвечает, что этот человек родился таким, чтобы на нем явились дела Божии.

Рассуждая о том, что Бог очищает грехи человека скорбями и болезнями, ученики Христовы не ошибались. Но тогда они, как и многие люди, были ограничены в духовных понятиях. Великим благом для будущих апостолов было то, что, пребывая со Христом, они начали постигать слепоту, ограниченность и несовершенство падшей человеческой природы. Поэтому они открывали сердце Божественному Учителю и, не смущаясь, задавали Ему вопросы.

Господь милостиво отвечает ученикам, а вместе с ними и всем, читающим Евангельские строки. Он показывает, что глубину судеб Божиих не исчерпать несколькими доводами. Только Всеблагой Бог знает до конца, как и почему происходят события человеческой жизни. Поэтому Он желает, чтобы мы доверяли Ему и не судили наших ближних. И, если будем так поступать, нам откроются новые духовные горизонты, и мы станем намного больше видеть, понимать и постигать.

Немощь сделала сердце слепого от рождения человека смиренным и способным принять Спасителя. С верой и послушанием он исполнил все то, что повелел Ему Господь. Прозрев телесно, он явил и то, что он видит и духовными очами лучше, чем люди зрячие. Он показал благодарность и верность своему Исцелителю перед фарисеями и книжниками, исповедал истинность своего исцеления и зрелость понятий. Слепорожденный сказал, что Бог слушает того, кто чтит Его и творит Его волю.

Нужно с сожалением сказать, что мы редко творим волю Божию так, как подобает, и расстраиваемся, что Господь будто бы нас не слышит и не исполняет то, чего мы просим. Бог слышит нас и готов исполнить наши прошения. Но, если мы не исполняем Его волю, то часто не знаем, чего просим, и не видим, куда идем. И разве во благо нам будет исполнение нашего прошения? Разве Любящий Отец Небесный подаст нам камень вместо хлеба? А если мы будем стремиться исполнять волю Божию, возвещаемую в Евангелии и являемую в обстоятельствах жизни, через наших ближних, которых нам заповедано любить и не судить – вот тогда действительно наши прошения будут исполняться к общей пользе.

Можно также заметить, что когда мы с любовью молимся о ближних, тем более о тех из них, которые причиняют на боль и делают зло, Господь внимает нам и дарует полезное.

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет то, почему исцеленный Христом человек родился слепым: «Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло…»

Мы часто видим только внешними глазами и рассуждаем о благополучии и неблагополучии этой жизни только по внешней ее стороне. А если подумать, то каким благом для евангельского слепого было доброе, чуткое, благодарное сердце! Какая духовная красота в смирении, терпении, искренней вере, преданной любви и послушании Богу! Это был духовно зрячий человек, который увидел в жизни самое главное.  Поэтому Бог даровал ему радость видеть не только Божий мир, но и воплотившегося Творца этого мира. Он увидел Свет Истинный, просвещающий всякого человека. А фарисеи и книжники, видя перед собой Христа, оставались слепы. Почему? Потому что их внутреннее устроение, гордый, лукавый, себялюбивый нрав, который они не желали исправлять, не позволял им сердцем принять Истину, Которая освободила бы их. 

Блаженный Феофилакт Болгарский разрешает еще одно недоумение: «Как, говорят, сказано, что Бог не слушает грешников? Он Человеколюбец. Что же, говорят, значат здесь слова: Бог не слушает грешников? На такой вопрос не следовало бы и отвечать. Однако же нужно сказать, что словами этими - Бог не слушает грешников - выражается та мысль, что Бог грешникам не дает силы творить чудеса. Ибо Дух Божий не станет обитать в теле, обложенном грехами. Тех же, которые искренно и от сердца просят себе прощения грехов, Бог выслушивает не как грешников, а как кающихся. Ибо вместе с тем, как они просят себе прощения, они перешли уже из ряда грешников в ряд кающихся. Посему справедливо сказано, что Бог не слушает грешников. Он не дает грешникам и благодати творить чудеса… А если Он слушает просящих прощения, то слушает не как грешников, а как кающихся. - Примечай. Сказав: «если кто чтит Бога», прибавил: «и творит волю Его». Ибо многие чтут Бога, а воли Божией не исполняют. А должно быть вместе то и другое: и богопочтение, и исполнение воли Божией, иначе, вера и дела, или, как выразился апостол Павел, вера и добрая совесть (1 Тим. 1, 5), короче сказать; созерцание и деятельность. Ибо вера истинно жива тогда, когда при ней есть и богоугодные дела, от которых бывает добрая совесть, подобно как от худых дел порочная совесть. И опять, дела тогда живы, когда при них есть и вера, а в раздельности друг от друга они мертвы, как сказано: вера без дел мертва (Иак. 2, 26), и дела без веры. Примечай, пожалуй, и то, какую смелость дает истина нищему, нисколько не замечательному человеку, и он обличает великих и славных между иудеями. Так велика сила истины, тогда как ложь весьма робка и несмела».

После того, как исцеленный человек явил свою преданность, большое мужество и был изгнан правды ради, Христос встретил его и дал увидеть Себя.  Прекрасно говорит об этой встрече с Господом святитель Иоанн Златоуст: «Когда изгнали слепого из храма, его нашел Иисус. Евангелист показывает, что (Христос) для того и шел, чтобы встретиться с ним. И смотри, чем награждает его: первым из благ. Открывает Себя слепому, который прежде не знал Его, и включает его в число Своих учеников. Но ты заметь, с какою подробностию повествует евангелист. Когда Христос спросил: ты веруеши ли в Сына Божия? – (слепой) отвечает: и кто есть? …(Христос), как некий подвигоположник, принимает его, как подвижника, много потрудившегося и увенчанного. И что говорит? Веруеши ли в Сына Божия? Что это значит? После такого состязания с иудеями, после стольких слов (слепого), спрашивает: веруеши ли? (Спрашивает) не по неведению, но желая открыть Себя и показать, что высоко ценит его веру. Столько людей, говорит, поносили Меня, но Я не обращаю на них никакого внимания; об одном у Меня забота – чтобы веровал ты. Лучше один, творящий волю Господню, чем тысячи беззаконных.

Ты веруеши ли в Сына Божия? Спрашивает так, давая разуметь, что Он находится здесь и слышит ответ, и уже наперед возбуждает в нем любовь к Себе. Не сказал вдруг: веруй, но предложил вопрос. Что же слепой? И кто есть, Господи, да верую в Него? Глас души любящей и усильно ищущей! … Рече же ему: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть (ст. 37). Не сказал: это – Я, но скромно и смиренно: и видел еси Его. А как это еще было неясно, то и прибавил яснее: глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему тотчас (ст. 38). …Слепой, в знак великого расположения, тотчас поклонился, что сделали немногие из исцеленных, как то: прокаженные и некоторые другие. Этим он исповедал Его Божественную силу: чтобы не подумали, что сказанное им только слова, он присоединил и дело».

Так и каждый из нас имеет возможность присоединить хоть малое дело, угодное Богу. Сколько благ даровал нам Господь, как любит Он нас и как к нам милостив, несмотря на то, что мы оскорбляем его грехами, невниманием к Его словам, неисполнением Его воли. Он даровал нам светлую пасхальную радость и ведет по пути жизни, ниспосылая все необходимое и полезное. И то, чего Он ждет от нас – это доверие и благодарность Ему. «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26), – обращается Господь к каждому человеку.  А самый близкий и краткий путь к очищению сердца – принятие и исполнение воли Божией.

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Макарьева пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь