Вознесение Господне

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Земля празднует и ликует, радуется и Небо вознесени­ем днесь Творца твари... Мир весь празднует, видимый и невидимый, в радости Ангели ликуют, и человецы сла­вословят непрестанно Вознесение»,1 – так в нынешний день Святая Церковь победно воспевает Господа Иису­са Христа, вознесшегося от земли на Небо.

Господь пострадал, воскрес, ходил по земле, являясь ученикам Своим и другим людям для уверения, что Он действительно воскрес. А в сороковой день после Свое­го Воскресения Он вознесся на Небо. «Ныне люди упо­добились Ангелам, – говорит святитель Иоанн Злато­уст. – Человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз. Господь сел, восшедши на Небо, примирил с Отцом Своим род человече­ский. Мы же, кои были недостойными, ныне вознесены на Небо самым естеством нашим, и природа, от кото­рой Херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на Херувимах»2.

Господь восприял нашу плоть, и эту плоть Он вознес от земли на Небо. Он сел одесную Бога Отца и хода­тайствует сейчас за нас. Апостолам же Он сказал, чтобы они не скорбели, что Он ниспошлет им Духа Святого, потому что если Он не взойдет на Небо, то не сойдет на землю Дух Святой3. Господь вознесся, и этим Своим Бо­жественным Вознесением Он указывает и на вознесение наше, на вознесение нашей души от земли к горнему.

На Божественной литургии священник постоянно возглашает: «Горе имеем сердца». А хор за нас отвечает: «Имамы ко Господу». И вот это возношение души от зем­ли к Небу и должно быть путем нашей жизни. О Воз­несении говорится, что Господь извел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и там уже вознесся. И, как говорит Евангелие, они узрели это, поклонились Ему и с великой радостью возвратились в Иерусалим4. Наш жизненный путь указан в этих словах.

По Своем Воскресении Господь в течение сорока дней являлся ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения, наставляя и научая их Божественным Тай­нам. Они горячо и искренне любили Господа, но они были маловерны, они были малодушны, они не были вполне уверены в Господе, когда Он ходил и пропове­довал на земле, они сомневались и тогда, когда Он вос­крес. Он являлся им неоднократно: Марии Магдалине5, ученикам по пути в Эммаус6. Апостол Петр видел пус­той гроб и изумлялся7. К свидетельствам других уче­ники относились как к словам несбыточным, и даже ког­да они увидели Господа Воскресшего, то не сразу в это поверили.
Но вот пришло время, когда ученики Его, все еще сму­щенные, тем не менее увидели силу Божественного Учи­теля и уверились, что действительно Господь воскрес, что Он действительно Бог и человек, что Он действи­тельно Сын Божий. Что же произошло? Он вознесся от земли на Небо. Почему Апостолы, малодушные и мало­верные, получили такую благодать? Вместе со Христом вознеслись их души. Души Апостолов получили великую благодать. И сила этой благодати укрепила их и вознес­ла от земного, дольнего – к горнему.
Иерусалим, город, из которого вышли Апостолы, мо­жет представить нам жизнь нашу суетную, ту жизнь, которая заполнена грехом, ненужными попечениями, пылью, грязью греховной. Это город со всеми его стра­стями и пороками. И мы исходим из этого города, от­решаясь от всего земного. И получаем то, что нужно нам «на потребу», что спасительно нам, что служит во исце­ление души нашей, что Господь дает и оставляет нам.

Спаситель призывает нас выйти из Иерусалима и пой­ти до Вифании. Путь же от Иерусалима до Вифании – это часть Крестного пути, по которому шел Господь. Сле­довать за Господом нужно, как Он Сам говорил, только взяв крест. Испытания, трудности, сложности, которые, как нам кажется, появляются помимо нашей воли на жизненном пути, закаляют нас, они призывают нас слу­жить Господу, постоянно к Нему обращаться. А на этом пути есть кресты, которые мы избираем сами. Господь указывает нам прямой путь. Но мы сходим с него, и вот отсюда – скорби, испытания. Это уже тот крест, кото­рый мы сами избираем, приобретаем сами себе и идем с этим собственным крестом.

Апостолы дошли до Елеона, до Масличной горы, с ко­торой Господь вознесся. Каждый из нас призван к это­му вознесению. Апостолы взирали на небо, и нам, пос­ледователям Господа Иисуса Христа, надо взирать на Небо, то есть всеми мыслями, чувствами, всеми своими устремлениями взирать в горняя. Где сокровище ваше, там и сердце ваше8, – говорит нам Священное Писа­ние. И каждый может ответить на этот вопрос: где же со­кровище наше и где же сердце наше? Конечно, зачас­тую – это наши земные привязанности, наши страхи, пороки, наше саможаление. Вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная9, – читаем мы в Священном Писании.

Мудрствовать горняя – что это означает? Сразу на это трудно ответить. Трудно ответить, потому что мы можем сказать, что мы не богословы, что мы не умны, а пото­му мы не можем сразу понять, что же заповедует нам Священное Писание.

Мудрствовать горняя – это значит жить Небесным, помышлять о Божественном, дела стараться творить так, чтобы они были все проникнуты Духом, и все свое упование, и все свое счастье иметь именно в духовном, иметь в горнем, иметь в Божественном. Это весьма трудно.
Мы живем на земле, и нас окружает все то земное, что нам потребно для наших житейских нужд. Часто мы уделяем время этому земному в ущерб духовному. По до­роге в храм мы нередко думаем о житейском, о наших заботах и тревогах, о том, что осталось у нас дома. При­дя сюда, мы также отвлекаемся на молитве. Где наши мысли? Часто ли в горнем? Нет, зачастую они омрачены суетой, и дела наши зачастую не бывают духовными. Это не значит, что надо отрешиться от всего житейского. Но это житейское надо насыщать мыслию о горнем, о Божественном. И вот тогда, когда здесь мы творим ду­ховное, мы не будем мудрствовать земная. Когда же мы будем делать свои житейские дела и будем помышлять о Боге, будем молиться и просить у Него помощи, а по­лучив, благодарить Его, то тогда мы будем помышлять о горнем.

Еще раз скажу: конечно же, это нелегко. Но мы име­ем Бога – Бога, Который, возносясь на Небо, благослов­лял нас. Господь являет нам множество примеров. Возьмем хотя бы малый из них – зерно пшеничное, которое погребено глубоко в земле. Растет это зерно, раскрывается и своим ростком пробивает толщу земли, преодолевая тяжесть ее. Зерно это стремится к горнему.
Так неужели же Бог – Бог, Который сотворил челове­ка как венец Своего творения, – даст ему силы меньше, чем этому зерну? Конечно же, Он дает нам силы, дает нам Свою благодать. Господь говорит: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»10. Так ныне воспевает Святая Церковь. Если же Он будет с нами, то разве не будет и у нас силы, разве не будет и у нас крепости устремляться в горняя, мудрствовать горняя. Конечно же, будет, если только мы сами будем понуждать себя к этому, если мы у Бога бу­дем просить силы и благодати.

Так будем же просить Господа, чтобы в нынешний день Он души наши устремлял к Небу. И не только в ны­нешний, но и во все дни жизни нашей. Чтобы давал нам эту силу, чтобы мы могли преодолеть ту тяжесть, кото­рая нас к земле клонит.

Преподобный Амвросий Оптинский в своих настав­лениях говорил, что человек должен весь устремлять­ся мыслию, житием своим в Небо. Как колесо, которое только одной точкой касается земли, так и душа чело­веческая должна постоянно стремиться к Своему Твор­цу. И мы, живя здесь, на земле, пользуясь земными блага­ми, имея житейские попечения, будем, однако, помнить, что нашей целью, нашим главным устремлением долж­но быть Небо. И туда мы вознесемся, если только очис­тимся, если только получим силу Божию. Господь бу­дет с нами, а мы будем с Ним тогда, когда Он пребудет в нашем сердце, когда душа наша будет преисполнена Господом, когда самое главное место будет занимать Он, наш Христос Спаситель. Тогда никакие трудности, ни­какие сложности, никакие тяжести креста не будут об­ременять нас. Мы будем иметь силу совершить это зем­ное поприще.

С Елеона, с места благодатной молитвы Господа, из нашего сердца мы сможем тогда вознестись на Небо. И там этой радости, этой силе не будет уже меры, по­тому что Господь любящих Его, служащих Ему награж­дает всемерно. Я думаю, что каждое христианское серд­це, когда оно отрывается от греха и соединяется со Христом, испытывает эту милость Божию, которая ни с чем не может сравниться. Господь утешает неизре­ченно.

Будем же, дорогие братья и сестры, в нынешний день просить, чтобы Господь и нас, немощных и тяжеловес­ных грехами, не оставил Своей благодатью, но вознес от земли в горнее, туда, где нет печали, ни воздыхания, но жизнь, потому что там вечное пребывание со Спа­сителем нашим. Будем же просить Господа: «Отверзи нам двери милосердия Твоего, дай нам силы мудрство­вать и стремиться в горняя, оставить земная позади, оставить земное земле». Да будет милость Божия со все­ми нами. Аминь.

М.: Даниловское слово, 2009.


1 См.: Тропари 3-й и 4-й песней канона.

2 Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12-ти т. т. Т. 3. Кн. 2. – М., 1994. С. 949-851.

3 Ср.: Ин. 16, 7.

4 Ср.: Лк. 24, 50-53.

5 Ср.: Ин. 20, 14-18.

6 Ср.: Лк. 24, 13-32.

7 Ср.: Лк. 24, 12; Ин. 20, 6-7.

8 Лк. 12, 34; см. также: Мф. 6, 21.

9 Кол. 3, 1-2.

10 См.: кондак праздника, глас 6-й.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)