Милосердие может уподобить нас святым

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, задумаемся о том, как мы, простые люди XXI века, можем хоть в чем-то подражать святым. Макарий Великий однажды сказал: «Человек, который старается иметь в своей душе молитву, но не старается о том, чтобы иметь смиренномудрие, долготерпение, милосердие и любовь, по временам за свои молитвенные труды получает благодать Божию, но не может удержать ее, потому что не старается об исполнении евангельских заповедей». Так и Господь нам говорит: «Не всякий, глаголющий Мне: “Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Сам Господь в Евангелии говорит нам, что именно делает человека похожим на Бога: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк, 6, 36). Именно добродетель милосердия – одна из основных и, может быть, даже главная, основополагающая в деле спасения. Но не только она, а еще и любовь, о которой Господь сказал, что именно она уподобляет нас Богу и делает сынами Божиими. «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 43–45). Дело милосердия, сострадания и любви. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают язычники?  Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 45–48).

Однажды к старцу пришел ученик. Он услышал, что старец молится Богу, но у него было неотложное дело, касавшееся его души. Ученик понимал, что для старца чрезвычайно важна молитва, потому что монахи живут по принципу: если не помогут наши молитвы, то не помогут и наши слова, – и поэтому встал перед дилеммой: не мешать молитве или решить свою проблему? Все же он постучался в дверь. Старец открыл, с улыбкой посмотрел на ученика и сказал: «Заходи». Тот зашел, и старец час проговорил с ним. Но ученик вдруг понял, что ему надо идти на службу, а к службе он не подготовился, потому что потратил время на разговор. Тогда он сказал: «Отче, прости меня, я отвлек тебя от твоего правила». Но старец ответил: «Мое правило – принять тебя с любовью и отпустить тебя с любовью».

Для чего мы молимся? Чтобы стать другими людьми, чтобы быть похожими на Бога в делах милосердия. Святитель Феофан, затворник Вышинский, говорит: «Вы стоите на правиле и молитесь о том, чтобы  Господь дал вам милующее сердце, и кто-то пришел к вам и о чем-то попросил. Так вот эти чувства распространите на этого человека. Вы просили о милосердии, вот вам и случай для милосердия. Вы говорили: „Господи, помилуй! Но и сами окажите это милование. Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный».

Вот что нас, простых людей XXI века, может уподобить тем святым, память которых мы совершаем сегодня.

Поразительно, как дело милосердия способно преобразить жизнь человека! Расскажу один потрясающий случай. Бывший строитель Андреевского скита на Афоне Иван Сибиряков, сын весьма богатых родителей, рано осиротевший, в окружении дурных друзей стал на путь разврата и пьянства. В чаду распутных увлечений на него напала неизъяснимая смертельная тоска, которая стала настолько невыносимой, что он решил застрелиться. Когда благодать отступает, диавол управляет человеком, а его цель – погубить нас и в этой жизни, и тем более в будущей.

За день до этого Сибиряков задумал сделать бессметное распоряжение об имуществе. В связи с этим ему было необходимо побывать в государственном банке. Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую от голода. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Бедность и страдальческое лицо женщины тронули Сибирякова до глубины души, его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, которые ему уже были не нужны перед смертью, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь этой женщине? Ей хватит этих денег не больше, чем на два месяца. Обеспечу-ка я ее и ребенка на всю их жизнь, пусть поминают мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три беги сюда, я еще тебе помогу!» – и уехал. Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Такова благодатная сила милосердия. Проезжая мимо Казанского собора, он вспомнил, как часто привозила его сюда мать к иконе Царицы Небесной, как пламенно она молилась перед ее чудотворным ликом. У него появилось непреодолимое желание помолиться в соборе. Оставив экипаж, он вошел в храм. Подошел к Казанской чудотворной иконе Божией Матери, пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колена перед Богоматерью, он в одно мгновенье почувствовал всю свою вину за бесплодно прожитую порочную жизнь. Не смея просить себе прощения, он плача только находил в себе силы повторять: «Матерь Божия, спаси меня». Он плакал долго, и слезы облегчали его сердце.

Наконец Сибиряков поднялся от икон и, выходя из Казанского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душой. Он поехал в банк, сделал распоряжение о наследстве, и отчаянные мысли в нем совсем исчезли. Приближаясь к подъезду своего дома, он издалека увидел ту бедную женщину с ребенком, которой обещал помочь. Он рад был видеть ее как Самого Христа. Она явилась причиной его душевного воскресения. Обеспечив ее и ребенка на всю жизнь, он отпустил их с миром, прося молитвенно помнить его до конца дней.

Опасаясь влияния прежних друзей, Сибиряков быстро ликвидировал все свои дела в северной столице и вскоре выехал на Афонскую Гору. Здесь остался предварительно на испытательный срок в качестве богомольца, а потом, спустя много лет, вступил в число братства Андреевского скита, жизнь окончил в нем, построив величественный Андреевский собор в скиту, который по сей день украшает Святую Афонскую Гору.

Вот так дело милосердия воскресило и преобразило душу отчаявшегося грешника. Поэтому и мы будем помнить: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный». Может быть, именно это уподобит нас тем великим угодникам Божиим, святым Русской Православной Церкви, которым будем молиться в этот святой праздничный день, чтобы дела милосердия стали сущностью нашей в повседневной христианской жизни. Аминь.

Печатается в сокращении