Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного тво­рения, называемого «Лествицей».

По преданию, Иоанн был сыном преподобных Ксенофонта и Марии. После чудесного спасения от страшной бури на море Иоанн поступил в Синайский монастырь. Наставником и руководителем его стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания Иоанна на Синае, он был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение девятнадцати лет пре­подобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшель­ническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел сорок лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаян­ных слезах. Не случайно в «Лествице» он так говорит о покаянных слезах: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние» [1]. Сильна и дей­ственна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жизни угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Вне­запно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвиж­ника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тот­час пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опас­ности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зо­вешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — уме­ренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствова­нием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, — говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся... и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходящих к нему, руководя их к спасению, но когда явились некоторые, по зависти упрекнувшие его в много­словии, которое они объяснили тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуж­дение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их ду­ховной пользы собеседования.

Тая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда скры­вался в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетите­ли всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял он святой обите­лью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благо­датными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем, по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и был написан преподобным Иоан­ном замечательный аскетический труд «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Свое творение препо­добный так и назвал — «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во свя­тая... во образ тридцати лет Господня совершенствования, знаме­нательно соорудив лествицу из тридцати ступеней, по которой, до­стигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасе­ния требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных по­двигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение от грехов­ной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке, во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу; и столпы духовной жизни — преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие — ссылались в сво­их наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спаситель­ного руководства.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22 -я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тще­славие появляется при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в свет­лую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это тер­ние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать по­хвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и не­порочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот пока­зывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносному само­му себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счаст­ливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным про­изношением и другими подобными качествами, которые легко при­обретаются,* тот никогда не приобретает даров сверхъестественных.

Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тще­славен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит * тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда. Возносяйся смирится [2] даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Эти и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благо­честиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений над своей душою и глубокого ду­ховного опыта, являются руководством и великим пособием на пути к истине, добру и вечному спасению.

Будем, дорогие братья и сестры, читать его спасительные настав­ления, воплощать их в жизни и усердно молиться великому угодни­ку Божию преподобному Иоанну Лествичнику, чтобы он помог нам в духовном восхождении и спасении. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. СТСЛ, 2014 год


ПРИМЕЧАНИЕ

[2] См.: Прп. Иоанн Синайский. Лествица, VII, 31. Сергиев Посад, 1908. С. 80.

[2] Лк. 14, 11

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Митрополит Антоний Сурожский
Игумен Кронид (Карев)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Митрополит Антоний Сурожский
Игумен Кронид (Карев)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)