Рождество Пресвятой Богородицы

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Начало нашего спасения, людие, днесь бысть… се бо Дева происходит от утробы неплодные ко спасению душ наших», – поется в стихирах на литии праздника.

Сегодня, возлюбленные о Господе братия и сестры, мы празднуем не только Рождество Матери Божией, но и рождение всего человечества для вечности.

Когда родилась по Промыслу Божиему Дева Мария, то было известно, что Она может стать Матерью воплотившегося Бога Господа Иисуса Христа, Который избавит от исчезновения в небытии людей, избавит от греха, проклятия и смерти и вернет им возможность Вечной жизни.

И хотя мы видим сейчас реальную смерть, но в то же время мы видим и реальное преображение человеческой души через слово Божие, через веру, через стяжание Духа Святого, через духовную жизнь. И это есть прообраз будущего Воскресения, когда нечестивцы делаются боголюбцами, когда разбойники становятся монахами, когда безбожники становятся истинно верующими людьми, когда беззаконники становятся ревнителями о святой, праведной, евангельской жизни.

Евангелие действительно и в нашей жизни, и в жизни наших родных и близких; мы видим, что тот человек, кто сердцем, душой, умом своим воспринял Его Законом, – это уже другой человек. Он уже живет, во всяком случае, старается жить духом, старается жить по заповедям, старается жить небом. И через это Вечная жизнь уже становится содержанием его повседневной жизни, несмотря на внешние обстоятельства. На обстоятельства, какие бы они ни были, сладкие, горькие, хотя, большей частью, в нашей жизни они горькие, потому, что нет искренней веры в то, что врачующая десница Божия не оставляет нас на пути спасения. Но если что-то и получаем плохое в жизни, то должны заканчивать свою молитву так: «Достойное, Господи, по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Свое». Святые отцы и святой Арсений Великий говорили, что, если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя.

В Евангелии мало свидетельств о Матери Божией, но сказано главное: Она слагала слова Божии в сердце своем. Как это понять? Почему в сердце? Мы же чаще всего стараемся запомнить слова Божии. И мы думаем, что это есть область ума, познания, проникновения в самих себя и Божии тайны. Да, действительно, с этого все начинается. Как сказал апостол Павел своему ученику Тимофею, «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). Также апостол Павел заповедует христианам: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью... и все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» (Кол. 3, 16–17).

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Потому что слово Божие – это есть свет, который озарит тебя и судит помышления сердечные: они добрые или злые, они по Богу или нет, они душеполезные или душевредные. И нам святые отцы заповедуют, чтобы на каждое слово, на каждую мысль и на каждое дело мы должны иметь суждение Священного Писания. Как мы далеки от этого. Нам порой не хватает пяти, семи минут в день, чтобы прочитать одну главу Евангелия. Ибо столько занимает времени чтение главы Евангелия: пять, а длинная глава – семь минут. И мы этих минут не находим.

Оптинские старцы, которые нас окружают со стен нашего храма, с этих икон, заповедовали неукоснительно чтение каждый день – главы Евангелия и две главы Апостольских Посланий.

Почти у каждого из вас или у многих есть в кармане или дома мобильный телефон. И вы прекрасно знаете: если его регулярно не подзаряжать, то никуда позвонить вы не сможете. Вот так и чтение Священного Писания – это есть наша духовная подзарядка души и духа. Ибо, когда мы с вами молимся, мы беседуем с Богом. Когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами.

Порой бывают такие моменты, когда ничего в голову не лезет. Какая-то сухость, бесчувственность, не хочется молиться, читать – ничего, душа не лежит к духовному. Такое впечатление, что наелись. На самом деле это душевное и духовное искушение, и в этот момент, если не лежит ни к чему душа, если нет сил молиться, надо себя понудить взять в руки Евангелие, чтение одной главы из которого укрепит наш дух.

Как мы подходим в жизни к слову Божиему, так мы относимся к своему спасению… Один из святых сказал, что камень твердый, а вода мягкая, но, часто ударяя о камень, она может пробить и сам камень, если долгое время будет ударять по нему. Так и сердца наши, говорит он, жестки, а слово Божие – мягко. И если оно чаще будет ударять о наше сердце, то оно и сердце наше сможет сделать мягким, то есть сделать в нем некую расщелину, через которую может пробиться росток новой жизни, как часто пробивается растение через асфальт или через скалу, которое потом тянется к свету, и маленькая эта жизнь появляется на свет, казалось бы, через безнадежное каменное покрытие.

Вот так и нам надо находить время, и особенно, старец Амвросий Оптинский говорил, чтобы старались Священное Писание прочитать с утра. Почему с утра?

Во-первых, свежая голова, свежая память. И чтобы потом то, что было прочитано, потихоньку в течение дня вспоминать. И может быть так, что тот недоуменный вопрос, который возникнет в сегодняшний день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании сегодня, и, может быть, это будет тебе ответом от Бога в твоей недоуменной и сложной жизненной или духовной ситуации.

Поэтому важно довести не только до ума, но важно довести и до сердца слово Божие и сохранить его там. Вспомним, что Матерь Божия слагала в сердце Своем все слова и дела Сына Божиего. Будем помнить и то, что Матерь Божия имеет всю полноту благодати, теплота которой умягчает и согревает наши сердца к принятию духовных даров: мира, радости, долготерпения, милосердия.

Вот и нам Отцы советуют: когда мы взяли в руки Священное Писание, прочитали одну главу и ничего не поняли, и ничего не тронуло – читай следующую; опять не тронуло – читай следующую. Обязательно через несколько глав что-то коснется не ума, а сердца, и ты почувствуешь, что это не простые слова – это слова Божии. И не просто когда-то, где-то и кому-то сказанные, а вот сейчас, сегодня Господь тебе лично говорит через эти строчки Священного Писания.

А о том, что слово Божие действительно способно преображать и изменять любого человека, кто с верой, преданностью слышит, слушает эти слова и не только слушает, но и верит этим словам, и живет по этим словам, рассказывает следующий случай.

Однажды корабль, это было в XIX веке, потерпел кораблекрушение. Спасся только капитан и был выброшен на какой-то остров. Его подобрали туземцы, обогрели, одели, накормили. Вождь этого племени принял его в своей хижине, они разговорились, и ему дали приют. И вдруг капитан увидел какую-то книгу в кожаном переплете. Он спросил у вождя:
– Что это такое?
– Это Евангелие, которое нам принесли белые люди с материка.
Капитан удивленно сказал:
– Евангелие? Так сейчас любой просвещенный человек в него не верит.
– Как не верит?
– А потому, что никакой практической пользы от него нет.
– Ты знаешь, больше не говори так, – возразил вождь. – Польза от него есть, ведь то, что мы сейчас говорим с тобой, – это благодаря Евангелию. Если бы не было Евангелия, мы с тобой поступили так, как поступали наши отцы, деды и прадеды с туземцами, которые попадали на наш остров, – мы их съедали во время ужина.

Так Евангелие преобразило жизнь дикарей, которые, казалось бы, были чрезвычайно далеки от слова Божиего.

Помните: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7, 12). Поэтому постараемся с этого дня, с праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, с события, послужившего началом нашего спасения, с которого начинается весь богослужебный год, постоянно обращаться к слову Божиему… И слово Божие, живое и действенное, когда-нибудь, если мы дадим ему место в нашем сердце, будет способно и наше каменное сердце умягчить, преобразить, очистить, чтобы оно стало сияющим сосудом благодати Божией. И чтобы то благодатное, что будет в нашем уме, в нашем сердце, стало бы изливаться на тех людей, которые окружают нас, которые близки нам.

Пока только о Матери Божией, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, можно сказать: «…Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим».

Желаю нам, чтобы Евангелие стало живой благодатной водой, способной помочь и нам самим, и тем людям, которые вместе с нами. Чтобы мы действительно услышали слова апостола Павла: «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4, 6).

Также обратимся и к Пресвятой Богородице: «Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха…» Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь