Игумения как духовная мать сестер монастыря

Игумения Евдокия (Левшук)

Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8–9 октября 2014 года)

Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие владыки, досточтимые отцы и матери, благословите!

Свой доклад хотелось бы начать со слов великого наставника монашествующих преподобного аввы Дорофея: «Если ты настоятель братии, пекись о них с сокрушенным сердцем и снисходительным милосердием, наставляя и обучая их добродетелям делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов. Если можешь, будь им примером и в телесных трудах; если же ты немощен, то в добром устроении душевном и в исчисленных Апостолом плодах Духа: в любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании от всех страстей...»1.

Всеми вышеупомянутыми добродетелями обладала основательница нашей обители преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, которую по праву считают основоположницей русского женского монашества. Преподобная Евфросиния посвятила свою жизнь Господу в юном двенадцатилетнем возрасте, а впоследствии, став игуменией, была молитвенницей, утешительницей и просветительницей Полоцкой земли. Из ее поучений вверенным ей во Христе сестрам сохранились лишь немногие, но достойные внимания для освещения заданной нами темы. Так, преподобная Евфросиния говорила сестрам: «Вот собрала я вас, как кокош птенцов под крылья свои, как овец в стадо свое, дабы паслись вы в заповедях Божиих. Да и я с веселием в сердце буду наставлять вас, видя плоды трудов ваших»2. На всякий день, согласно древнему Житию, учила преподобная сестер своих: «...старых учила терпению и воздержанию, юных – душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению усердному, поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному; учила она при старейшей молчать, мудрейших слушать, к старшим покорение иметь, к равным и меньшим – любовь нелицемерную, еще учила мало говорить, а больше разуметь»3.

На предыдущих конференциях, посвященных монастырям и монашеству, прозвучало уже немало докладов, где настоятелями и настоятельницами русских и греческих монастырей говорилось о том, какими качествами, в соответствии со святоотеческой традицией, необходимо обладать игумену или игумении монастыря. Поэтому в настоящем докладе, который посвящен личности игумении как духовной матери, нам хотелось бы коснуться отношений игумении и современных молодых людей, приходящих сегодня в монастырь с желанием посвятить свою жизнь Господу. Эта тема представляется актуальной и важной.

Тема принятия в монастырь современных молодых людей очень сложная, многогранная и интересная, но ее мы обойдем, так как эта тема обширна и заслуживает отдельного серьезного исследования. Здесь вкратце скажем лишь то, что вопрос о принятии в монастырь нового человека следует решать очень осторожно, внимательно и неспешно. Каждый человек живет согласно своим принципам и соображениям, живет содержанием своей души и своего ума. Человека формирует многое, но среда, в которой он живет и которой дышит, стоит в этом списке на первом месте. Некоторые из молодых людей приходят к Богу драматически. Важно помнить, что даже те, кто в течение испытательного срока проявили себя как искренне стремящиеся к Богу и любящие монашескую жизнь души, безусловно, приносят с собой в монастырь дух мира, особенности своей «эпохи», и нужен немалый труд игумении, много молитв к Богу, чтобы их устроение и миропонимание стало подлинно христианским и монашеским.

Какими качествами должна обладать игумения, чтобы стать духовной матерью для современных молодых девушек? Как разговаривать с современной молодежью, которая хотела бы посвятить свою жизнь Богу в монашеском звании, чтобы для них это было понятно и доступно? Как сделать так, чтобы они всей душой устремились ко Христу? Как сделать из них людей молитвы и духовного труда? Святые отцы пишут о том, что вступать в монашество лучше в молодом возрасте, полагая, что стремление юной души к иноческому житию является признаком особенной духовной одаренности. Молодежь – это духовный потенциал Церкви. Со временем им мы должны будем передать управление нашими монастырями, забота о Церкви ляжет на их плечи. Молодежь – это будущее нашего общества, в том числе церковного. Мы должны способствовать тому, чтобы раскрылись их духовные таланты, которые преобразят их «внутреннего человека» и послужат на благо наших монастырей. Как нам открыть для них красоту и истину Православия? Как нам услышать, чем они живут и дышат? Как понять всю сложность их внутреннего мира и направить их идти верной стезей? Это те вопросы, которые мы часто задаем себе. Полагаем, что нам всем, игуменам и игумениям, желательно чаще об этом думать. И в зависимости от того, насколько правильными будут наши ответы, наши монастыри будут пополняться молодыми и духовно одаренными людьми.

Как известно, каждое поколение людей, живя в конкретной исторической и культурной обстановке, сталкивается с определенными вызовами времени, и для того чтобы лучше их понять, нужно попытаться посмотреть на этот мир их глазами и прочувствовать его их сердцем. Разумеется, Священное Писание и богодухновенные творения святых отцов имеют универсальный характер – они были, есть и будут актуальны во все времена, для всех стран и народов. Но для того, чтобы это понимание прививалось с большей пользой, необходим труд людей, которых Церковь поставила на это служение, служение словом. Правильное слово, сказанное вовремя, может изменить всю жизнь человека.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «...монашество – барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностию показывает состояние погоды на улице»4, желая показать тем самым, что между качеством монастырской жизни и духом мира существует прямая связь. Но, наверное, в эпоху интернета и такого ускоренного технического прогресса мир каждый день меняется так стремительно, что к нему и привыкнуть не успеваешь, а тем более его понять, а с ним меняются и люди, в нем живущие. Те взгляды и убеждения, которые были свойственны человеку, скажем, 20–30 лет назад, сегодня изменились в корне. В сегодняшнем мире как никогда актуален материализм и наслаждение временными благами, что удаляет человека от Бога. Всё ведь дозволено, у современного человека нет понятия греха. Всё кружится вокруг искусственно созданных потребностей человека. Мы живем в очень сложный период истории человечества. Как сказал митрополит Лимассольский Афанасий: «Современный мир можно уподобить кораблю без управления, попавшему в шторм, когда никто из команды не знает, где они находятся, и куда волны несут корабль»5. «Если где и остались исконные истины о человеке, о мире, вообще о бытии как таковом, так это в Церкви»6. Вот из такого мира к нам сегодня приходят души, желающие всю свою жизнь посвятить Богу.

Владыка Афанасий Лимассольский, который тратит много сил на духовные занятия с молодежью и имеет в таких вопросах большой опыт, как-то сказал: «Когда занимаешься с молодыми людьми, которые бросили всё в жизни и их абсолютно ничего не волнует, даже собственная жизнь (такой человек не боится смерти, поскольку его жизнь хуже смерти), – то думаешь: что же мне сказать этому человеку? Что ему обещать? Как его растрогать? Ведь его абсолютно ничего не интересует. Он как больной анорексией: хоть самую хорошую еду ему принеси, он смотрит на нее с отвращением. Он не хочет видеть ее перед собой, ты заставляешь его есть, а он не хочет. Действительно, это нечто страшное. <...> Однако из своего малого опыта я увидел следующее: что действительно может воскресить даже мертвого человека – это любовь»7.

Любовь

«О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на небе, ни на земле»8, – восклицал святитель Иоанн Златоуст.

«Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви»9, – учил преподобный Серафим Саровский. Наше слово, обращенное сегодня к людям молодым возрастом, но часто зрелым негативным жизненным опытом, должно быть согрето любовью, искренним желанием услышать, понять и помочь, готовностью плакать с плачущей душой и радоваться с радующейся. Думается, что сегодня далеко не всегда применимы в отношении молодых людей строгость и жесткие епитимии. К таким мерам должно подходить очень осторожно и рассудительно. Нужно иметь гибкость и индивидуальный подход. Современные молодые люди имеют на всё свое мнение и суждение, они неплохо разбираются во многих областях знаний, и для того чтобы они духовно раскрылись и всецело посвятили себя Христу, нужно проявлять к ним много понимания и участия. Важно им как-то донести, что христианство – это вечная радость. Важно увлечь их красотой христианской и монашеской жизни. То, что по-настоящему захватило и полюбилось, может много дать душе.

Только внутренняя удовлетворенность, которая рождается в душе монаха от правильно организованной духовной жизни, может сделать его счастливым. Мы должны сделать все, чтобы приходящие к нам сестры ощущали, что они нужны и важны для Бога, для Церкви, для монастыря, чтобы они чувствовали нашу любовь. Мы должны подарить им это ощущение, дать авансом в надежде на то, что они потрудятся на поприще монашеской жизни и принесут добрый плод, каждый по своим силам. Молодость – это период, когда человек способен впитывать и учиться, активно возрастать духовно, молодость отзывчива для восприятия. Важно не критиковать, а вдохновлять, учить своим примером, заинтересовывать, давать ответы на животрепещущие вопросы, инициировать доверительные отношения. Слово должно быть выношенным, сильным и разумным. Особенно важно то, как мы помогаем сестрам переживать трудности, выдерживать страдания, которые в великом множестве посылаются монахам на их пути для их же совершенствования.

 

Личный пример игумении

В житии преподобного Сергия Радонежского сказано о том, что «не многими словами учил он братию, но более всего были для братии назидательны его смирение и молчание с кротостью духа»10.

Ежедневный опыт показывает, что личный пример игумении играет очень важную роль в процессе правильного усвоения новоначальными основ монашеской жизни. Усердием и постоянством должна отличаться сокровенная молитвенная жизнь игумении. Как учит преподобный Иоанн Лествичник, «истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою»11. «Предстоятель должен молиться... о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству»12. «Не ленись, – говорит преподобный, – просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию»13. Игумении своим примером следует прививать сестрам любовь к молитве и богомыслию, чтобы и они, молясь и за себя, и друг за друга, невидимыми духовными нитями соделывали ту связь, которая объединяет всех нас в сестричество, духовную семью.

Своим добрым примером мы можем помочь новоначальным по-другому посмотреть на жизнь, по-христиански, по-монашески поддержать их духовные силы. Налагаемые аскетические ограничения должны быть постепенными и разумными. Духовный авторитет игумении имеет большую духовно-воспитательную силу, слова не должны расходиться с делом. Старцы говорят: «Чтобы отношения послушника со старцем были истинными, необходим совместный подвиг. Мы не можем подвизаться каждый отдельно. Братство – это семья. Братство монахов означает, что они живут сообща и движутся одним духом. Как не может жена иметь одну жизнь, муж другую, а дети третью, потому что в таком случае семья "разделилась в себе" и окрадена лукавым, как говорит Священное Писание, так и монашеское братство»14.

Очень важно, чтобы вокруг игумении была атмосфера спокойствия. Мир и тишина – это то, чем должны дышать отношения игумении с сестрами. Для того чтобы можно было открыть душу, не должно быть страха, человек должен чувствовать, что он может быть самим собой. Этот дух тишины нужно противопоставить мятущемуся духу современного мира, из которого приходят молодые люди, зараженные этим мятущимся духом. Своим присутствием мы не должны сеять страх, но только спокойствие. Игумении не следует отягощать сестер своими тревогами, с которыми она постоянно сталкивается в связи с ее служением и многими попечениями.

В нашей обители был подобный опыт в лице недавно почившей схиигумении Евфросинии (Максимчук) (1911–2004). Всю свою жизнь с одиннадцатилетнего возраста матушка Евфросиния воспитывалась на примере духоносных старцев и игумений. Она впитала все лучшее от их духовного опыта и сама стала продолжательницей старческой традиции. Из 79 лет монастырской жизни 28 лет она служила в сане игумении. Матушка часто в беседах с сестрами говорила: «Сейчас такое время, что строгости не воспринимают. Всех надо уговаривать с лаской, любовью. Сейчас можно только с любовью. Обличать прямо никого нельзя». «К каждому человеку нужен свой подход. Надо знать и чувствовать – как и с кем обращаться. Это как посуда разная: бывает фарфоровая, тонкая – с ней надо осторожно, только тряпочкой можно протереть, а бывает более простая, грубая – глиняная, или даже металлическая, − так ее и пошуровать можно, и потереть как следует. Вот так и с людьми...»15.

Служение словом

Старец Эмилиан (Вафидис) говорил: «Самым действенным и самым существенным средством, которым образовывает своего послушника старец, чтобы сообразовать его жизнь со своей, есть слово. Словом он его рождает, обновляет, спасает, словом вдыхает в него Духа Святого и передает ему Христа. Это единственное, что дано ему Богом. Старец может иметь массу дарований: дар пророчества, чудотворения, любви, различения духов, управления... Но при отсутствии слова всё это не имеет силы и даже может принести вред, в то время как слово, которым старец рождает чадо, делает эти дарования полезными. Слово есть передача божественного слова старцем посредством объяснения, замечания, совета, обличения, шутки и любого другого способа выражения»16. Проповедь игумении должна быть живым и действенным словом, приносящим плод в душах слушающих. Важно найти практические ответы на возникающие вопросы, сообразуясь с теми или иными актуальными проблемами монашеской общины. Предметом проповедей и наставлений хорошо иметь те христианские добродетели, которые тесно связаны с иноческими обетами: о воздержании телесном и духовном, о смирении, нестяжательности, самоотвержении, о любви к Богу и ближним, о милосердии, о молитве церковной и келейной. Святитель Иоанн Златоуст считал, что слово назидания только тогда принесет свои плоды, если жизнь того, кто говорит это слово, не расходится с его учением. Он писал: «Когда и жизнь учителя светла, и слово соответствует ей... то бывает великая и несказанная польза»17.

Безусловно, есть и много другого в монастырской жизни, что духовно воспитывает новоначальных послушниц, помогает им правильно понять монашескую жизнь, стать одной семьей с сестрами монастыря и созидать свое спасение, но любовь, личный пример игумении, ее молитва за сестер, живое и действенное слово, – это то, что имеет первостепенную важность, помогает раскрыть истину и красоту христианства и является основополагающим принципом в деле духовного воспитания не только новоначальных послушниц, но и вообще всех сестер. Самое дорогое и ценное – это душа. Все остальное имеет второстепенное значение. Будем же внимательными делателями на ниве Христовой. А попечение о вверенных нам Церковью душах будем совершать ответственно, со страхом Божиим и любовью.


  1. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. М., 1999. С. 195.
  2. Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Полоцк, 2012. С. 16–17.
  3. Там же. С. 18–19.
  4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма. Т. VII. С. 366.
  5. Афанасий Лимассольский, митр. Духовное противостояние кризису // Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71685.htm. Дата доступа: 12. 09. 2014.
  6. Павел Великанов, прот. Испытание затишьем // Сайт ЭКСПЕРТ.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/46/ispyitanie-zatishem. Дата доступа: 12. 09. 2014.
  7. Афанасий Лимассольский, митр. Без вечности человек пропадает в повседневности. Беседа в неделю о Страшном Суде//Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/68618.htm. Дата доступа: 12. 09. 2014.
  8. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М., 2004. (Репринт. воспр. изд. 1905 г.). Т. 11, кн. 2. С. 984.
  9. Житие и подвиги преподобного Серафима Саровского: сборник / сост. Л. А. Чуткова. М., 2014. С. 224.
  10. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преп. Сергия Радонежского ∕ сост. диакон Матфей Кудрявцев. М., 1999. С. 37.
  11. Лествица, возводящая на небо, преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. М., 2007. С. 472.
  12. Там же. С. 476.
  13. Там же. С. 491.
  14. Αιμιλιανός Σιμονοπετρήτης, αρχιμ. Νηπτική ζωή και ασκητικοί κανόνες. Αθήναι, 2011. Σ. 442.
  15. Воспоминания о схиигумении Евфросинии (Максимчук). Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
  16. Αιμιλιανός Σιμονοπετρήτης, αρχιμ. Νηπτική ζωή και ασκητικοί κανόνες. Αθήναι, 2011. Σ. 439.
  17. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М., 2004. (Репринт. воспр. изд. 1905 г.). Т. 11, кн. 2. С. 863.
Материалы по теме

Публикации

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Митрополит Афанасий Лимасольский
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Митрополит Афанасий Лимасольский

Доклады

Игумения Александра (Жарина), настоятельница Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря
Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке
Игумения Александра (Жарина), настоятельница Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря
Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке