Господь даровал нам покаянное время

Игумен Варфоломей (Петров)

 

Проповедь наместника Николо-Угрешского монастыря в понедельник первой седмицы Великого поста на чтении канона прп. Андрея Критского.

Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с началом святых спасительных дней Великого поста. По Своему неизреченному милосердию Господь дарует нам время для покаяния, духовного очищения и обновления.

Пост как воздержание от скоромной пищи по предписанию Святой Церкви имеет двойное значение.

Во-первых, это воздержание ослабляет нашу чувственность, а во вторых, укрепляет нашу волю в добре через послушание воле Божией. Все мы прекрасно знаем, что когда начинаем поститься, то гнездящиеся в нашей душе страсти начинают подымать свои головы, чувствуя себя неуютно. Это и гордость, и гнев, и осуждение, и раздражение, и другие страсти. Тогда-то особое значение стоит уделить молитве, а именно внимательной молитве, которая требует от нас подвига. Ведь стоя дома или в храме на молитве, необходимо человеку оторваться от своих привычных помыслов, прорваться через бурелом мыслей, чтобы собрать свои мысли в молитве.

Если мы в этом преуспеем, то тогда нашему взору открывается картина нашего внутреннего мира: уязвленная душа, искалеченная грехом; духовное сердечное поле, засеянное греховными плевелами. Но без видения духовной немощи, без молитвы мы не можем сдвинуться с места в духовном росте. Тогда остаются открытыми вопросы: почему мы стоим на месте? почему нет духовного продвижения? почему мы впадаем в одни и те же грехи? Именно подвиг внутренней молитвы должен показать, что своими силами мы не можем исправить свой внутренний мир. Тогда становятся нам понятными слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Только Божественная благодать, содействующая спасению, способна исцелить наше сердце и привести в гармонию наши чувства.

Святые отцы говорят, что внешние подвиги нас не спасают. Это очень важно знать, потому что в жизни проще скрыться за внешними формами. И даже пост и молитва – эти Божественные средства ко спасению, которые даны нам, – это лишь средства, которые открывают нам наш внутренний мир, а спасает лишь Божественная благодать, подаваемая человеку за его смирение. Господь нам говорит: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что многие спасались, не достигнув духовных высот, многие спасались, не сохранив целомудрия, но никто не спасся, не стяжав смиренномудрия. По словам этого святого отца, смиренномудрие – это добродетель, которая включает в себя послушание и терпение, видение своей немощи и благодарение Господу за скорби и за радости. Конечно же, блажен тот человек, который достигает этих добродетелей и такого духовного устроения.

В житии преподобного Ефрема Сирина, одного из величайших подвижников благочестия в истории христианской Церкви, повествуется, что преподобный попросил Господа показать кратчайший путь ко спасению. Когда тот пошел в город и увидел у церковной ограды одного больного нищего, то ему стало жалко нищего, и он поздоровался с ним, сказав: «Добрый день». Тогда нищий ответил, что не было ни одного дня, который не был бы добрым. Тогда преподобный говорит: «Я желаю тебе счастья». Нищий же отвечает, что никогда не был несчастлив. Преподобный Ефрем припадает к его ногам и умоляет рассказать, как при таких страданиях и обстоятельствах жизни он сохраняет мир и спокойствие. На это нищий ответил, что от юности своей положил в сердце делать только то, что является угодным Богу, и не желать того, что Господу не угодно. Святой же Ефрем поблагодарил Бога, через нищего открывшего ему, что преданность воле Божией, терпение, смирение и послушание – это и есть самый кратчайший путь ко спасению.

Конечно, дело Божие не дается легко. Каждый из нас знает, чтобы осудить или обидеть человека, не нужно прикладывать усилий: все делается быстро и, кажется, помимо нашей воли. А для доброго дела нужно себя понуждать и много трудиться. Вот и в сегодняшнем чтении Великого канона святого Андрея Критского мы слышим беседу человека со своей душой. Он предлагает душе из Священного Писания примеры праведников и грешников и побуждает к доброделанию, восклицая: «Душе моя, восстани, что спиши?»

Слава Богу, что Господь даровал нам покаянное время. Он дает каждый день и час, тех людей и те обстоятельства, которые помогают нам обучаться смиренномудрию. Нам нужно использовать Божественные благодатные средства, которые даны нам Спасителем, – пост и молитву, стараясь в то же время учиться всегда прославлять Господа, смиряться и уступать ближнему, не унывать и не терять ни в каких обстоятельствах благорасположение духа.

Тогда Господь, видя наше стремление, видя наши даже слабые шаги, пойдет навстречу каждому из нас, и Божественная благодать коснётся наших душ, наполняя их радостью и светом, обновляя нас и преображая нашу жизнь.

Аминь.


Материалы по теме

Монастыри

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
140090, Россия, Московская область, г. Дзержинский,
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
140090, Россия, Московская область, г. Дзержинский,

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь