Благовещение Пресвятой Богородицы

Епископ Солнечногорский Алексий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святая Церковь призывает нас сегодня к великой радости. Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его[1]. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление»[2], – начало и утверждение нашего спасения. В нынешний светлый, торжественный и радостный день Ангелы и люди, Небо и земля – все соединяются в один нераздельный хор, славословящий великое Божие к людям благоволение. Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою[3], – с трепетным восторгом восклицает Архангел Гавриил Пресвятой Деве. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу!»[4] – воспевает устами верующих Святая Православная Церковь. Причина этой радости в том, что «Сын Божий Сын Девы бывает»[5], то есть Бог в образе человека должен родиться на земле.

Из Евангелия мы знаем, что Архангел Гавриил был послан к Пресвятой Деве, когда Она читала книгу пророка Исаии и размышляла о словах: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына[6]. И у Нее родилась мысль: «Кто же будет эта Великая Пресвятая Дева, Небесная Госпожа?» И Она хотела хотя бы прислуживать этой Госпоже, хотя бы видеть эту несравненную избранную Отроковицу земли.

Пречистая Дева не была испугана явлением Архангела, потому что он и раньше приходил к Ней. Но впервые – с таким известием. Он возвеличил Пресвятую Деву, назвал Ее «Обрадованной», «Благодатной» и, когда Она как бы недоумевала, что же будет после этого, возвестил, что Она зачнет во чреве и родит Сына. И в подтверждение этого сказал: Елисавета, родственница Твоя, будучи неплодной, теперь уже имеет шесть месяцев во чреве своем[7]. Но у Пресвятой Девы возник вопрос: а как же девство Мое? Как будет это, когда Я мужа не знаю?[8] Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя[9], – благовествовал Ей Архангел. С покорностью и послушанием приняла Богородица слова небесного вестника: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему[10]. И в этот момент, по мысли святителя Иоанна Златоуста, произошло непорочное зачатие Господа нашего Иисуса Христа. Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему – в этих словах проявилось послушание Пресвятой Девы, покорность воле Божией, Ее готовность послужить великому таинству спасения человечества.

Когда Господь призывает нас нашим послушанием, нашей доброй волей исполнить то или другое, готов ли каждый из нас сказать: «Буди мне по глаголу Твоему»? Зачастую, призывая на себя волю Божию, мы говорим: «Как Тебе, Господи, угодно», – но за этим нередко стоит: «Но так исполни, как хотелось бы мне». Воля же Божия в том заключается, что, хочет того человек или не хочет, но Господь ведет нас ко спасению. Мы и сами об этом молимся: «Хощу или не хощу, спаси мя». И послушание наше должно проявляться в исполнении повеленного Богом. Как это ни странно, воля человеческая всегда борется с волей Божией. Мы знаем путь спасения, но, однако, зачастую уклоняемся от него, потому что страсти, пороки уводят нас далеко от Бога.

О согласовании воли человеческой с волей Божественной очень хорошо говорит святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в своем сочинении «Илиотропион», что означает «Подсолнечник». Он сравнивает волю человеческую с подсолнечником: как подсолнечник следует за солнцем, так должна следовать за волей Божественной наша воля[11]. Как подсолнечник даже в пасмурную погоду всегда поворачивает свою голову к солнцу, так и человек должен стремиться к Солнцу Правды, к своему Спасителю и Искупителю.

«Кто будет ходить по воле Божией, которая слаще меда и исполнена всеми радостями, тому она сама будет помогать, будет укреплять его и даст душе его совершать дела дивные, предуготовит пред ним все пути; и не возможет тогда ни один враг противостоять такому человеку – оттого, что он ходит по воле Божией, – так говорит преподобный Антоний Великий. – Но кто ходит в своей воле, тому Бог ни в чем не подаст помощи, но оставит его демонам, которые будут витать в сердце его день и ночь, не дадут ему возыметь ни в чем покоя, сделают его бессильным и немощным во всех делах, плотских и духовных, наведут на него и много другого вредного»[12].

Мы должны постоянно себя испытывать: стоим ли, ходим ли пред Богом, творим ли Богу угодное. Это должно распространяться на все великое, что мы восхотим совершить, на все жизненные наши устои, на все наши большие дела, но также и на самые малые, чтобы вся жизнь наша была исполнена той мыслью: «Буди мне по глаголу Твоему».

«Внемли себе тщательно, чтобы жить пред лицем Божиим и ничего без Него не делать, даже ни малейшего, – говорит преподобный авва Исаия. – Что бы ни захотелось тебе сказать ли, или сделать, или сходить к кому, или напиться, или поесть, или лечь спать, или другое что хотел ты сделать, проверь прежде, угодно ли это Богу, совесть не обличает ли, и тогда сделай, как подобает пред Богом»[13]. И если мы будем ходить таким образом пред лицем нашего Создателя, то мы всегда будем преисполнены той Божественной радости, той благодати, которая явилась Божией Матери и которую Она являет нам.

Мы постоянно обращаемся к Ней и часто говорим то приветствие, которое некогда произнес Архангел: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Однако для того, чтобы не только приветствовать Божию Матерь, но и чтобы радовать Ее, у нас, конечно же, должны быть добрые дела, противоположные нашим делам греховным.

У нас же часто получается так, что мы, хотя, кажется, и утешаем Ее своим приветствием, но делами нашими огорчаем. Мы вновь и вновь распинаем Ее Сына, Того Богомладенца, Которого Она, зачав во чреве Своем, родила для нашего спасения.

Будем же просить Ее, Пречистую Деву, Обрадованную, Богоблагодатную, чтобы Она утешила нас здесь, в этой жизни, скорбной и сирой, чтобы Она дала нам великую милость, великую силу следовать за Нею и войти в Царствие Сына Ее. Питаясь духом послушания и преданности воле Божией, в нынешний день и во все дни жизни нашей, прославляя Обрадованную Деву, «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Аминь.


1 Пс. 95, 2.
2 См.: Тропарь праздника, глас 4-й.
3 Лк. 1, 28.
4 Припев на 9-й песне канона праздника.
5 См.: Тропарь праздника, глас 4-й.
6 Ис. 7, 14.
7 См.: Лк. 1, 36.
8 Лк. 1, 34.
9 Лк. 1, 35.
10 Лк. 1, 38.
11 См.: Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и Сибирский. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею. М., 1994. С. 197–198.
12 См.: Добротолюбие. Т. I. Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе. Слово 66-е. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. С. 56.
13 См.: Поучения аввы Исаии Отшельника. Слово 27-е, п. 8. М., 1998. С. 276.


Скачать книгу: ePub


Материалы по теме

Монастыри:

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь