Оставшиеся верными до конца

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Проповедь в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Ныне, возлюбленные о Господе братья и сестры, ликует вся вселенная, ангельский и земной мир. Церковь Небесная и Церковь земная, видимый мир и невидимый вспоминают святых первоверховных апостолов Петра и Павла, земных ангелов и небесных человек. Какими похвальными словами говорит святая Церковь: восхвалим, прославим святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь уподобляет их иерихонским трубам, которые вострубили всему языческому миру и разрушили стены неверия. Уподобляет духовным орлам, которые воспарили над всей вселенной, просвещая ее светом истины.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что он хотел бы обойти святой град Рим, где первоверховные апостолы закончили свою жизнь, пройти по камням, по которым ходили они. Хотел бы приложиться губами к праху их одежды, от тени которой исцелялись немощные, слепые, хромые, убогие. Хотел бы видеть прах рук Павловых, заключенных в узы, рук, которыми он написал Божественные Писания, возложением которых ниспосылался Дух… хотел бы приложиться к праху уст, которыми всему миру было возвещено святое Евангелие.

О блаженный Рим! Ты имеешь не каменные ограды – ты имеешь мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ограждающие тебя от всякого зла, врагов видимых и невидимых. И если мы призываем святых апостолов Петра и Павла, то их молитвы становятся и для нас оградой, пристанищем, помощью и святыней.

Об апостоле Павле Златоуст однажды сказал: О, блаженна душа Павла, не было мужественнее ее и не будет. Если небо ликует об одном только кающемся грешнике, то как оно возликовало, когда Павел отверз свои уста. Потому что не одного человека он привел к покаянию, а многих людей привел к Христу и тем возвеселил небо и землю. Он из людей делал ангелов. Что я говорю «из людей», – он людей, которые по своим грехам уподоблялись самим бесам, и тех приводил к Христу. Павел, – говорит Златоуст, – выше неба, выше солнца, потому что когда солнце светит на землю, оно взращивает плоды и всему дает жизнь. Но солнце не может возродить и восстановить уже загнившее, а Павел возрождал и загнившее, и к Христу приводил тех, на спасение коих не было никакой надежды.

О, блаженная душа Павла, высотой своей подобная небу. Солнце уступает ночи, но когда Павел открывал свои уста, тогда был побеждаем сам дьявол. Такова мужественная душа этого великого мужа.

Однажды он про себя сказал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа ради братьев моих, родных мне по плоти» (см. Рим. 9:3). И в Послании к Филиппийцам пишет: не знаю, что выбрать: желаю разрешиться и быть со Христом, но вижу, что дело моей проповеди приносит пользу. Останусь с вами, чтобы дело мое завершилось и принесло обильный плод» (ср. Флп. 23–26). Святитель Иоанн Златоуст рассуждает на эти слова: посмотрите, как велика и мужественна душа Павла! Кто из воинов, получив в сражениях раны, имея перед собой победные венцы и трофеи, похвалу самого царя, видя впереди уже покой, – вдруг опять надевает латы, берет меч и возвращается на поле битвы? Кто из купцов, переплыв бурное море, перенеся не один шторм, не одно испытание и приближаясь уже к тихой пристани, где можно разгрузить свой корабль, получить прибыль и затем наслаждаться миром и тишиной, – вдруг разворачивается и вновь идет в бушующее море?

Я не знаю таких воинов, говорит Златоуст, я не знаю таких корабельщиков, но такова была душа Павла, который ради братьев, ради проповеди, ради спасения ближних избирает труд, подвиг и страдания.

Вот каких апостолов память мы сегодня празднуем, вот какой святыне мы с вами поклоняемся. Как Златоуст, мечтавший припасть к их праху, однажды сказал: «Если ты когда-нибудь услышишь проповедующего слова апостолов Петра и Павла и у тебя не будет возможности записать эти слова на бумаге, то напиши их на своей одежде, носи их в своем сердце, носи их в своем уме. Потому что эти слова сделают тебя из мертвого живым, из тленного нетленным, из земного небесным, из душевного духовным».

Мы с вами счастливые люди, потому что апостолы Петр и Павел – покровители нашего святого храма, и особые прошения возносят они обо всех тех, кто с любовью, верой и упованием прибегает под покров их святых молитв. Но мы должны слышать слова еще одного апостола, апостола Иакова, который говорит: «Будьте же не слушателями забывчивыми, но исполнителями дела» (см. Иак. 1:25). Апостол Павел нам заповедует: «Не обманываетесь: Бог поругаем не бывает… сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7–8). Сеющий скупо, скупо и пожнет, сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий с благословением, с благословением пожнет, сеющий без благословения, без благословения пожнет. Мы должны об этом помнить, об этом ревновать, потому что тело возвратится в землю, из которой оно и было создано, а дух пойдет к Богу. И вот о духе, о своей бессмертной душе, будем ревновать так, как ревновал апостол Павел. И тогда мы будем иметь воистину самое главное – свободу от греха, о которой сказал Христос: «Я пришел, чтобы вы были свободными» (ср. Ин. 8:31–32).

Иудеи, услышав это, недоумевают: мы дети Авраама, и никогда не были рабами. А Христос отвечает: «Всякий, творящий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Он пришел, чтобы люди имели свободу, свободу от греха, свободу от страха смерти. Не боялись смерти, потому что Христос победил и саму смерть. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (см. 1 Кор. 15:17). И поэтому «живем ли – для Христа живем! Умираем – для Христа умираем!» (ср. Рим. 14:8) И никто для себя не живет, и никто для себя не умирает. Смотри, – учит Господь, – зерно, которое упало в землю, если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода (ср. Ин. 12:24). «Так и при воскресении мертвых: … сеется в уничижении, восстает во славе, сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное», – это говорит нам апостол Павел (1 Кор. 15:42–44).

Как сказал он однажды в одном из своих посланий: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21). Вот какую веру мы должны иметь с вами, о какой вере молиться, какой надеждой жить! Жить надеждой на воскресение мертвых, но это воскресение начинается с воскресения нашей бессмертной души, которая умерщвляема бывает грехом, страстями.

И для нас жизнь должна быть Христом, и смерть тогда будет приобретением. И о наших страданиях, о наших смертях апостол Павел говорит: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Только бы нам остаться верными до конца, как остались верными празднуемые ныне святые апостолы Петр и Павел. Их же святыми молитвами Господь сохранит каждого из нас на всех путях нашей с вами доброй христианской жизни. Сохранит и первопрестольный град наш, и народ православный в святой христианской вере и благочестии. И дай Бог, чтобы каждый из нас, хоть в малой степени, но в любви, в вере, в служении друг другу уподоблялся святым апостолам; и как сказал апостол Иоанн: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (1 Ин. 3:18), и тогда наследуем жизнь вечную, где несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия