Монашествующие приняли активное участие в работе форума

Международные Рождественские чтения

Во многих мероприятиях нынешних Чтений, которых было около 160 (это пленарные заседания, работа секций, научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы, диалог-клубы и т.д.) принимали активное участие и монашествующие. Архиереи, игумены и игумении, стоящие во главе русских обителей, монахи, иноки. Особый интерес у многих из них вызвали темы, посвященные святоотеческому наследию, духовному подвигу великих русских святых.

Так митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, председатель конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества», проходившей в Красном зале Храма Христа Спасителя, сказал:

– Сегодня мы живем в непростое время. И каждый человек в отдельности, и все наше общество в целом ищет ответы на волнующие их вопросы. Понятно, что мы обращаемся к опыту историков, политиков, но без обращения к наследию святых отцов, наверное, невозможно найти более-менее правильный, объективный ответ на то, что нас особенно волнует. Припадая к этому неисчерпаемому источнику, мы находим советы, как нам, живущим в очень сложных современных условиях, избрать тот единственный спасительный путь, который приводит к жизни вечной. Потому что свои советы святые основывали на тех вечных истинах, что никогда не меняются, как неизменен Бог.

Конференция порадовала многообразием тем и глубиной выступлений. Кто-то записывал их в блокнот, кто-то – на диктофон, чтобы потом просмотреть, прослушать, вернуться к наиболее важным моментам и сообщениям. Традиционно участвующий в такой конференции, проводящейся в рамках Рождественский чтений, митрополит Калужский и Боровский Климент в назидание напомнил, что начало XX века высветило проблему потери духовной традиции в России. Однако надо помнить, сказал он, что это была не только эпоха политических и социальных потрясений, но и эпоха расцвета старчества и подлинной святости, которую не смогли заглушить мирские треволнения. Владыка Климент привел полярные примеры из того времени, отдаленного от нас целым столетием. «Не хочу, не нужно. Фальшиво все!» – так протестовала против просьбы матери пойти в храм на Божественную литургию младшая дочь Льва Николаевича Толстого Александра. Но другой яркий свидетель той эпохи – подвижник нашей Церкви митрополит Вениамин (Федченков) – после паломничества в Оптину пустынь напишет в своей книге «Божьи люди», что в святых людях живет Сам Бог и благодать Божия. Что через них светит солнце правды – Христос, Бог наш, и люди греются и утешаются в этом свете.

– Встреча с носителями духа преподобным Анатолием и преподобным Нектарием произвела на него, тогда еще архимандрита, ректора Таврической семинарии, неизгладимое впечатление, – продолжил Владыка Климент. – Возвышенные чувства от знакомства с духоносными старцами остались у него на всю жизнь и явились определяющими в его служении.

На конференции из уст монашествующих, ученых и преподавателей звучали пророчества о судьбе России, в разное время высказанные святым праведным Иоанном Кронштадтским, святителем Иоанном Шанхайским, преподобным Серафимом Вырицким и сбывающиеся на глазах целого ряда поколений. Было зачитано известное многим православным людям пророчество преподобного Анатолия Оптинского (младшего), с которым встречался будущий митрополит Вениамин: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… И будет (после шторма) штиль… явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим курсом, Богом предназначенным. Так это и будет, явленное всем чудо».

Говоря о многообразии тем выступлений, следует заметить, что они охватывали разные аспекты религиозной жизни. Например, доклад митрополита Феодосия был посвящен учителю молитвы святителю Феофану Затворнику, чей юбилей – 200-летие со дня рождения, мы отмечаем в этом году. А тема доклада профессора Московской духовной академии архимандрита Платона (Игумнова) была обозначена так: «Философия как путь к вере на новом культурном горизонте истории». Отец Платон предупредил слушателей, что изложение может показаться сложным для восприятия, но тема чрезвычайно важная. Действительно, выступление богослова, где поднимались проблемы погруженности современного человека в стихию иллюзий, отречения западного мира от христианских ценностей и поклонения новым кумирам – прогрессу, потребительству, комфорту, информации, скорости, потребовало полной сосредоточенности и напряженной работы ума. Приехавшие на Рождественские чтения из дальних российских епархий преподаватели «Основ православной культуры» говорили, что были рады услышать ученого мужа, монаха, чьи публикации – «Христианство на пороге XXI века», «Свобода нравственного самоопределения», «Свобода человека и воля Божия» – помогают им работе. По их словам, за последние годы они остро почувствовали, что монастыри и монашествующие многое могут дать мирянам, стремящимся жить во Христе.

На заседании другой секции – «Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елисаветы», собравшей много народа в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, была ярко освещена тема духовного подвига Маргариты Михайловны Тучковой – родовитой дворянки, потерявшей горячо любимого мужа на поле боя, но сумевшей осознать, что укрепляющий Господь поможет ей выстоять в любых невзгодах. Доклад настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря игумении Серафимы (Исаевой) назывался: «Игумения Мария (Тучкова) – первоначальница святой обители на Бородинском поле». В нем матушка-настоятельница подчеркнула, что, шествуя крестным путем скорбей, Маргарита Михайловна постигла высший смысл страданий, очистила сердце слезами, просветилась покаянием, приобщилась к святыне веры и преобразилась в нового духовного человека. Вехами на том пути выступавшая назвала сон откровения (когда примерно за год до войны с Наполеоном Маргарита Тучкова увидела вещий сон о гибели своего мужа-генерала под незнакомым местечком Бородино, но на географической карте они с мужем его не отыскали); гибель супруга на Бородинском поле, являвшем после битвы горы кровавых тел; храм Спаса Нерукотворного, воздвигнутый ею на вдовью лепту; смерть сына (слабый здоровьем Николенька умер в 15 лет и был погребен под Спасским храмом); женскую общину; пустынь; монастырь; постриг; игуменство.

Но это лишь канва, – продолжила матушка Серафима. – А по ней любовью и слезами, непрестанными молитвами, трудами и крайним самоотвержением выткано драгоценнейшее полотно жизни Бородинской подвижницы… Великим утешителем и наставником был для Марагариты Михайловны митрополит Московский Филарет. Благодаря ему, вдова смогла услышать призыв Божий и пойти за Христом. Ей были свойственны глубокая вера и дерзновение. Кто бы решился, не имея достаточно средств, строить церковь в чистом поле? Кто бы осмелился просить самого Царя помочь в этом деле? Кто из женщин ее круга смог бы поселиться в сторожке под батарейным холмом, подвергая себя неудобствам и опасностям?

Рассказывая об основательнице обители, которая была многочадной духовной матерью, забывающей о себе и отдающей сестрам все свои силы, время и средства, матушка Серафима привела цитату из ее письма. «Я хочу быть более матерью, чем игуменией», – писала та. А подписалась: «Ваша мать и слуга Мария». Сохранилось множество свидетельств о почитании Бородинской игумении как святой праведницы. Известны современные случаи чудесной помощи по молитвам к игумении Марии. В настоящее время сестры Спасо-Бородинского монастыря ведут сбор материалов для прославления игумении Марии (Тучковой) в лике святых. И матушка Серафима выразила надежду, что нынешнее ее выступление тоже послужит делу прославления Бородинской подвижницы.

Также на заседании этой секции был зачитан доклад о легендарной основательнице другой женской обители – Богородице-Рождественского монастыря в Москве – схиигумении Марфе (княгине Марии Ивановне Серпуховской). Тема доклада – «Материнский подвиг княгини Марии Серпуховской, воспитавшей сына – героя Куликовской битвы». Если имя игумении Марии (Тучковой) тесно связано с событиями Отечественной войны 1812 года, то имя схимонахини Марфы, жившей в XIV веке, тесно связано с именем преподобного Сергия Радонежского, чьей духовной дочерью она была. А сына, известного в русской истории как Владимир Андреевич Храбрый, княгиня Серпуховская назвала в честь Крестителя Руси князя Владимира.

Святая равноапостольная княгиня Ольга, по словам летописца, «во всей Русстей земли первая разорительница кумирским требищам бысть и правоверию основание»; святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская, с монашеского пострига которой началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа; святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дважды канонизированная (это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви); преподобная Евфросиния Полоцкая, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, отроковицей ушедшая в монастырь из родного дома; преподобная Евфросиния Московская (в миру Евдокия, великая княгиня Московская, основавшая в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь)… Под сводами кафедрального соборного Храма Христа Спасителя звучали имена святых жен, которые вместе с нашими великими святыми мужами и ангелами на небесах славят Бога, помогая нам сохранить земное Отечество и православную веру, выбранную святым равноапостольным князем Владимиром. Как сказал в своем докладе «Святой князь Владимир – солнце русской истории. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира» митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на закрытии XXIII Рождественских чтений: «Заложенная святым равноапостольным князем Владимиром христианская вера превратилась в фундаментальную цивилизационную основу российского общества. Именно на это качество следует сегодня обращать особое внимание при изучении роли Православной Церкви в России. Понимание данного факта поможет нам не только решить задачи, поставленные перед Оргкомитетом празднования 1000-летия преставления святого Крестителя Руси, но и во многом определить горизонты духовного, культурного, а вместе с ними – экономического, политического и социального развития российского государства».

Подготовила Нина СТАВИЦКАЯ.


Материалы по теме

Новости:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии