Фотография как послушание. Выставка фоторабот насельника Валаамского монастыря

В выставочном зале Сестрорецка – курортного города на побережье Финского залива, вблизи Санкт-Петербурга – до 21 ноября 2016 года будет открыта выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря  Савватия (Севостьянова)  «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама». В экспозиции более ста пятидесяти фотографий. Выставка организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей.

Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но выбрал для себя другое поприще: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Любовь к фотографии, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился известный старец, и беседа со святым человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала его монашеским послушанием.

На Валаам Сергей не готовился – собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: «Валаам». Мог ли знать будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, и одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь?

Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах,  многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на изображении. Сегодня эти снимки можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они и в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

– Я восстановил старую валаамскую традицию, – рассказывает отец Савватий. – Фотография и на Афоне, и на Валааме появилась практически в один год – в 1853-м, вскоре после обнародования в 1839-1840 годах изобретения камеры-обскуры. Именно ее стал использовать русский художник Сергей Левицкий  для своей работы. Его друг Петр Иванович Севастьянов, профессор естествознания Санкт-Петербургской императорской академии наук, был известным этнографом, историком и специалистом по архипелагам. Севастьянов взял на вооружение камеру-обскуру и стал ездить с ней в экспедиции. Когда он приехал на Афон, камерой заинтересовались монахи. Профессор подарил обители свое фотографическое оборудование и научил им пользоваться. Монахи построили за пределами монастыря, над морем, целый трехэтажный дом – для фотографической мастерской.

– Профессор Севастьянов, вернувшись в Россию, поехал на Валаам – на Северный Афон, и опять же с фотоаппаратурой, – продолжает рассказ иеромонах Савватий. –  Валаамские монахи тоже захотели оснастить фотомастерскую, и он специально закупил, привез и подарил им оборудование. Так на Валааме появился новый вид послушания, которое исполняли двадцать человек. Фотография как послушание – это часть моей духовной жизни, та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большое испытание, потому что всякое творчество – оно личностное, а послушание требует отречения от своей воли.

Однажды отец Савватий пришел к игумену монастыря с просьбой сменить послушание. Игумен ему сказал: «Это потому, что ты в миру занимался творчеством из тщеславия, тщеславен был, этим и питался. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда черпалась. А здесь послушание, смиряться должен».

…Отец Савватий поделился своими воспоминаниями, наблюдениями и умозаключениями, связанными с созданием фотолетописи монастырской жизни.

– Так случилось, что первая моя выставка была посвящена Ново-Иерусалимскому монастырю и называлась «Экскурсия или обитель». Тогда же я оставил свою основную работу, решив полностью посвятить себя творчеству. Сотрудники музея, который был в то время в монастыре, предложили выставить мои фото. Позже ученые-этнографы пригласили с собой в поездку на Урал, и я около десяти лет ездил в поисках уходящих примет русской духовной жизни, заново открывая для себя Россию: снимал пермские поселения старообрядцев, костромские села, Псков, Новгород, Соловки. Многие коллекции фотографий были переданы в местные краеведческие музеи, а последней моей работой в миру стала книга «Крест над Россией», вышедшая в 1998 году.

Когда принял решение уйти в монастырь, старец, благословивший меня подвизаться именно на Валааме, сказал, чтобы я не оставлял фотографию.

– Какую роль сыграл в Вашей жизни Афон?

– Первый раз меня послали туда в 1995 году, я был носильщиком у монахов. Потом бывал на Афоне много раз, а в один приезд провел там полтора года: жил по две-три недели в уединенном скиту вместе со своим духовником, а после, по его благословению, около недели путешествовал с фотоаппаратом по Горе и возвращался в скит.

– Каким было Ваше первое впечатление от Святой Горы?

– Ощущал свое недостоинство. На Афоне всегда становишься учеником, наверное, там единственная в своем роде школа духовной жизни. Молю Бога, чтобы это ощущение у меня никогда не ушло.

Мне кажется, люди устроены так, что им нужен добрый пример. Это касается и монашества. Чтобы устоять в искушениях, нужно увидеть в других пример горячей веры. А как ее увидеть? Вот перед тобой афонский монах – и уже всё понимаешь сердцем. Даже чтение книг столько не дает. Думаешь: «Если он живет так, почему я не могу?» Поэтому для меня так дороги портреты нынешних насельников Афона – они ведь живут в наши дни, рядом с нами.

– Кто же такие современные старцы, и есть ли они на самом деле?

– Старчество – это, конечно, не должность. Есть люди высокой духовной жизни, которых благословили окормлять еще и других, давать духовные советы. Благодать, которая на них почиет, их и прославляет. И я был свидетелем этих дарований: и прозорливости, и чудотворений, и исцелений… Есть даже афонские свидетельства о том, что некоторые монахи-святогорцы одновременно, как великие святые, могли находиться в разных местах и в одно мгновение времени совершать помощь в разных точках земного шара.

Приезжая с Афона, поражаешься, насколько ценности, которыми восторгается весь современный мир, ничтожны по сравнению с той духовной реальностью, которая существует на самом деле. Любой, кто попадает на Святую Гору, даже неверующий, возвращается преображенным, – я был свидетелем тому не раз.

– Тем не менее, не все паломники верят, что на Афоне сохранился тот самый дух монашеской жизни, которым он был славен на протяжении веков.

– Каждый обретет на Афоне то, что хочет найти. Кто ищет благодать, радость – там ее найдет, кто грех – тоже там его найдет. Поэтому и задача моего «творчества» проста: попасть в нужное место и нажать кнопку, – потому что наш Главный Художник уже всё сделал. Что я могу еще придумать?

…Подписывать художественные работы у монахов Валаамского монастыря не принято. И за этими фотографиями – только имена  монастырей, молитвы братии и их особый мир – мир, которому больше десяти веков. Как полагает фотолетописец Валаама, оставаться художником в монашестве совсем не просто: искушений много, и выдержать их может не каждый. Многие, ссылаясь на то, что «Бог и намерение целует», – одним намерением и ограничиваются: так удобнее, спокойнее...

Иеромонах Савватий в ответ улыбается: «Ан, не выйдет. Вспомните апостола: “Вера без дел мертва...”»

Время работы выставки: с 12.00 до 19.00 ежедневно, кроме среды. Адрес: г. Сестрорецк, площадь Свободы, дом 1. Вход свободный.

Материалы по теме

Публикации

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь