Мы должны привлечь мужчин к воспитанию мальчиков

9 ноября 2017 года в доме наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы прошла презентация книги иеромонаха Симеона (Мазаева) «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной». 

Помимо автора, в пресс-конференции, посвященной теме книги, приняли участие: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, политолог Сергей Михеев, заместитель начальника Военного университета Министерства обороны РФ по учебной и научной работе генерал-майор Елена Князева, а также сотрудники издательства Данилова монастыря: главный редактор Владимир Малягин, директор Сергей Дубинкин и редактор книги Екатерина Орлова.

Начало пресс-конференции было необычным: хор Данилова монастыря исполнил несколько музыкальных композиций о России и мужестве. Мужское многоголосие было невероятно красивым и настроило участников мероприятия на торжественный лад.


Архимандрит Алексий (Поликарпов) открыл пресс-конференцию словами из Священного Писания: «Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14), – и изречением блаженного Феодорита Кирского: «Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований». В своем кратком выступлении наместник Данилова монастыря привел и такую мысль святых Отцов: «Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хранении заповедей Божиих», – и подчеркнул, что вопрос мужества, мужественности – это вопрос весьма актуальный именно для нашего времени.

Автор презентуемой книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной», настоятель Александро-Невского храма, преподаватель Московской духовной академии кандидат философских наук иеромонах Симеон (Мазаев) в своем выступлении рассказал о том, что побудило его написать эту книгу. По словам отца Симеона, юноша начинает задумываться о природе мужественности, когда впервые влюбляется. В этот период он пытается осознать, в чем же заключается секрет мужского обаяния и что в нем самом может быть интересным для девушки, которая ему нравится. «В чем секрет привлекательности, обаяния мужчины – вопрос философский, только каждый мужчина отвечает на него как умеет и зачастую не очень удачно», – заметил автор книги.

По мнению преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Симеона, этот вопрос особенно остро стоит для студентов духовных школ. Ведь если светский человек может искать «свою единственную» путем проб и ошибок, то у студента духовной школы такой возможности просто нет. «По канонам нашей Церкви священник может жениться только один раз, – сказал отец Симеон. – И потому он должен с первой попытки найти “верный путь к сердцу женщины”, как говорил царь Соломон. Второй попытки у него просто не будет».

Автор книги с грустью констатировал: если посмотреть на печальную статистику разводов в нашей стране, то можно увидеть, что в этой цифре немало разводов среди священников. При этом почти всегда инициатором расторжения брака выступают женщины. Возможно, жизнь матушки непроста. Но почему-то жена одного  священника готова вытерпеть любые трудности и невзгоды рядом со своим мужем, а другая не хочет с ним жить. «Получается, что в своем благочестивом супруге эта женщина не может найти чего-то очень важного для себя, – подчеркнул автор. – Возможно, вглядываясь в своего мужа, такая матушка просто не видит никакого смысла терпеть все эти трудности».

Отец Симеон рассказал участникам встречи о разговоре, который у него состоялся с одной московской журналисткой. Та свою претензию к священникам сформулировала довольно едко и жестко: «Если по правилам Церкви священником может быть только мужчина, то почему среди духовенства я нахожу так мало людей, обладающих мужским обаянием? Мы, женщины, всегда идем за мужчиной. И, если бы мы в реальной жизни почаще встречали бы такого священника, как в фильме "Голгофа", мы бы из храмов не вылезали».

Как заметил иеромонах Симеон, эта претензия журналистки довольно сильно его задела. Он даже на занятиях со своими учениками организовал практикум в попытке нащупать, в чем заключается секрет мужского обаяния.

В мужской среде, пояснил автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной», совсем иное понимание мужественности, нежели в женской. Мужественным, сильным человеком  можно считать солдата, участвовавшего в сражениях в горячих точках, или спортсмена, выигравшего турнир. У женщин критерии мужественности совсем другие, возможно, значительно жестче. Женщина ценит того мужчину и пойдет только за тем, который в силах построить свой собственный мир. Сидящим в зале отец Симеон напомнил строчку из популярной песни: «Я приду туда, где ты нарисуешь в небе солнце». «Вот чего ждет женщина от настоящего мужчины», – пояснил отец Симеон.

«Но легко призывать построить свой мир, – заметил автор книги. – Совсем другое дело строить его в реальности самому. Я вот сейчас строю свой храм, и, чтобы мечты стали явью, я вынужден погрузиться во всякие строительные премудрости. Так и главы в моей книге – это те “строительные премудрости”, которые помогут человеку построить его собственный мир внутри большого мира, созданного Господом».

Говоря о настоящем мужчине, отец Симеон сформулировал вопрос: «А от какого типа мужчины мы хотим уйти?» И ответил на него так. «У меня есть знакомый раввин, который очень хорошо обрисовал таких мужчин. Он сказал, что они попали в “Бермудский треугольник”: телевизор-холодильник-туалет. И выбраться из него не могут». К сожалению, по словам автора книги, этот тип мужчины очень широко распространился в последнее время.

В завершение своего выступления отец Симеон коснулся еще одной темы – силы наших желаний. И привел такой пример. Часто люди, которые говорят, что любят, спрашивают: зачем нужен влюбленному человеку штамп в паспорте? Казалось бы, если есть любовь, то при чем здесь какая-то официальная закорючка? Но, по словам автора книги, именно такая формальная вещь, как штамп в паспорте, может показать, умеет ли человек чего-то сильно хотеть. Когда человек кого-то действительно сильно любит, то хочет любимого человека забрать к себе домой. А если он начнет разглагольствовать о том, что можно жить и без штампа в паспорте, в свободной любви, то, выходит, на самом-то деле градус его желания не так уж и велик.

«Когда человек, действительно, любит, то все сомнения и вопросы отпадают сами собой, – подчеркнул автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной» иеромонах Симеон и закончил свое выступление притчей. – Вся проблема современных мужчин в том, что они разучились чего-либо сильно хотеть. Есть известная история о том, как один юноша пришел к Сократу и спросил, жениться ему или нет. Сократ вяло махнул рукой и сказал: “Делай, как хочешь, – всё равно пожалеешь”. Его логика вполне очевидна: если бы человек любил по-настоящему, если бы хотел чего-то, действительно, сильно, то не пришел бы с таким вопросом к мудрецу».

 

Выступавшие после отца Симеона также размышляли о мужественности. Описывая ситуацию с разводами в нашей стране, протоиерей Димитрий Смирнов грустно пошутил: «Раньше, первые лет 25 своего служения, я больше мирил ссорящихся супругов – в последнее время я их развожу. Разводить труднее, но приходится это делать, чтобы они не поубивали друг друга».

Говоря об отношении женщин к мужественности, он вспомнил, как лет десять назад его пригласили в Госдуму, где находились женщины-депутаты со всей страны. И тогда он сказал им: «Здесь собрались такие успешные, состоявшиеся женщины. У всех вас красивые прически, дорогая одежда, у многих семьи, но если сегодня вечером к вашему дому подъедет настоящий рыцарь, пусть даже и не на белом коне, и скажет: “Бросай всё и едем со мной”, – вы ведь всё бросите и уедете с ним». И весь большой зал выдохнул: «Да!»

По мнению отца Димитрия, женщине для счастья нужна лишь семья, наполненная любовью, а потому, по его словам, современная женщина должна не столько тратить силы на карьеру и удовлетворение своего тщеславия, сколько искать того настоящего мужчину, у которого есть жертвенная любовь послужить своей семье.

«Самая большая проблема наших дней, – сказал в заключение отец Димитрий, – полная расхристанность некогда христианских людей. И это касается и Испании, и Финляндии, и России. Люди от Бога ушли кто в пьянство, кто в наркотики, кто в деньги. Деньги стали сегодня суррогатом счастья. Современному человеку надо иметь мужество покаяться перед Богом и вернуться к семейному счастью».


Главный редактор издательства Данилова монастыря Владимир Малягин заметил, что потеря мужества в истории человечества происходила параллельно с потерей веры. «Почему это стало происходить? – рассуждал главный редактор. – Потому что к власти пришли промышленники, торговцы и банкиры. А таким людям не нужен мужественный, самостоятельно мыслящий человек. Им нужен человек слабый и нерешительный, которым можно манипулировать, которого можно легко обработать и из которого можно сделать удобного потребителя».

Выступавший в конце пресс-конференции политолог Сергей Михеев причину кризиса мужественности связал с развитием техники. По его мнению, технический прогресс приводит к тому, что мужская сфера сужается и всё меньше требуется настоящих мужских качеств. «Но, слава Богу, – заметил политолог, – у нас есть еще враги, а, следовательно, есть необходимость защищать суверенитет  нашей страны.  А значит, есть дело для настоящих мужчин – Родину защищать. И пока есть вызов государственному суверенитету, всегда есть место мужчине. А где напрягаться не надо, там мужчине делать нечего. Вот такой парадокс».

 

После пресс-конференции в кулуарной беседе автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной» иеромонах Симеон (Мазаев) ответил на несколько вопросов корреспондента «Прихожанина».

– Отец Симеон, простите за несколько каверзный вопрос. Но нет ли противоречия между заголовком Вашей книги и ее содержанием? Читатели ведь могут решить, что Вы предложите им «верный путь к сердцу женщины», а на самом деле на ее страницах Вы рассматриваете понятие мужественности в философском, религиозном и культурологическом аспектах.

– Думаю, противоречия здесь никакого нет.  Помните, я упоминал журналистку, которая говорила, что в священнической среде очень мало мужчин? Так вот она очень четко сформулировала, что мужественность – это, прежде всего, уверенность. Известно, что женщины бывают в чем-то очень сильно уверены, но в них нет мужской уверенности. Там, где мальчик или юноша растеряются или изведутся в принятии решения, там настоящий мужчина даже не увидит проблемы. Он всегда знает, что делать и как поступать в той или иной ситуации.

Уверенность является свойством не врожденным, а приобретенным. В основе уверенности лежит твердое знание «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви». Когда человек обретает четкое знание и понимание духовных законов этого мира, тогда у него появляется уверенность, которая так восхищает женщин.

– Можно ли считать, что частично в кризисе мужественности виноваты женщины? Ученые полагают, что современный мужчина, который думает одним полушарием, просто не поспевает за женщиной (которая оперирует двумя полушариями), а поэтому у нее возникают к мужчине претензии. И можно ли кратко рассмотреть проблему кризиса мужественности с точки зрения любимых русских вопросов: кто виноват и что делать?

– На ваш вопрос я напомню вам строчку из одного стихотворения: «Ты – женщина, и этим ты права». Это – природа. Через женщину с нами говорит сама природа. Есть еще такие понятия, как субъект и объект. Мужчина – субъектное начало, он принимает решения и отвечает за них.

Что же касается вопроса «что делать?»… Надо начинать с мировоззрения. Помните, я говорил вам о мужчине, застрявшем в «Бермудском треугольнике»? Какие претензии у женщины к такому мужчине? Что ей в нем не нравится? Такой мужчина ей просто неинтересен. Он может быть красивым, атлетически сложенным… Но женщине он неинтересен, ибо пуст. Именно своей пустотой и отсутствием мировоззрения такой мужчина отталкивает женщин.

Своей книгой я предлагаю читателю порассуждать о том, чего нам не хватает и как приобрести недостающее. Я предлагаю не рецепт – я даю лекарство. В качестве затравки я предлагаю выработанное мною мировоззрение,  рассуждения по самым разным вопросам. Я хочу, чтобы человек и, в первую очередь, студент духовной школы мог использовать мое мировоззрение и выстроить на его основе свое собственное. Помните сказку про кашу из топора? Пусть мой студент всё мое потом выкинет, пусть выбросит мой «топор» и сварит свою «мировоззренческую кашу». Главное – мужчину надо наполнить.

– А, может, кризис мужественности наступает потому, что у современного мужчины просто нет необходимости добывать пропитание охотой, защищать свою семью от диких зверей как в прежние времена? Нет тех опасностей, на фоне которых он мог бы проявить свою мужественность?

– Нет, не поэтому. Был такой немецкий философ и теолог Пауль Тиллих. Он говорил о том, что мужество – это способность осуществлять собственное бытие вопреки угрозе небытия. А угроза небытия наступает на человека с трех сторон. Существует три вида тревог. Первая – тревога судьбы и смерти. Две оставшиеся – тревога вины и осуждения и тревога пустоты и отсутствия смысла. Мужчина призван не только защищать – он призван творить культуру, которая спасает человека от пустоты. Если женщина дарит жизнь, то мужчина придает ей смысл. Посмотрите, как велик в развитых странах Запада процент самоубийств. Молодые, здоровые, полные сил люди отказываются от своей жизни. Почему? Потому что они не видят в ней смысла, потому что истощается культура. Тревога пустоты и отсутствия смысла завоевывает мир. Но сражаться с тьмой можно только с помощью света. Противостоять этой тревоге пустоты и отсутствия смысла может только мужчина-творец, мужчина-художник, мужчина-создатель культуры.

– И последний вопрос. Отец Симеон, во времена античности и Средневековья мальчиков воспитывали их отцы, старшие братья, дяди… А в наши дни, пока мужчины курсируют между холодильником и телевизором, их сыновей и дома, и в школе воспитывают женщины. Не связан ли кризис мужественности с женским воспитанием?

– Несомненно, здесь есть прямая связь. Учителя занимают самую ответственную часть жизни человека – с 7 до 17 лет, именно тогда, когда формируется личность. И кого больше среди учителей? Конечно, женщин. В наших школах только двое мужчин-преподавателей – трудовик и физрук. Остальные – женщины. И эта беда приобрела поистине национальный масштаб. Но женщины не могут воспитать мужчину. Нельзя дать другому то, чего у тебя у самого нет. Как говорил философ Иван Ильин, «мир управляется из детской». Мы должны привлечь самих мужчин к воспитанию мальчиков. Я считаю, государство должно с большим вниманием отнестись к школе. Именно здесь сегодня проходит фронт новейших войн.

Петр Селинов

Фото: Гавриил Григоров