«Подвигу веры посвящается…»

12 ноября 2017 года в Музейно-краеведческом  Центре «Дом Цыплаковых» города Козельска состоялось торжественное открытие выставки «Подвиг веры», посвященной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Выставка организована миссионерским отделом Козельской епархии по благословению Преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского. Обширные фотоматериалы предоставлены  Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, многие из них входили в состав тематической выставки «ПРЕОДОЛЕНИЕ: Русская Церковь и советская власть», подготовленной и проведенной университетом несколько лет назад. Кроме информационных постеров с фотографиями, на выставке представлены краеведческие материалы, освещающие подвиг новомучеников Козельских, среди них есть экспонаты – как  из музейной коллекции, так  и из частных собраний – выставляющиеся впервые.

XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в период гонений было неисчислимое множество православных: архиереев, священнослужителей, монахов, мирян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Для нас, ныне живущих, священная обязанность – почитать память наших соотечественников, сумевших мужественно противостоять безбожной власти и исповедовавших непоколебимую верность Христу даже до смерти.

В годы страданий христиан укрепляло в вере  архипастырское слово многих епископов Русской Церкви, начиная со  Святейшего Патриарха Тихона, неустанно  поддерживавшего многочисленными посланиями  и проповедями свою паству и смело обличавшего неправду гонителей. Продолжая подвиг Первосвятителя,  архипастыри обращались к своим пасомым со словами поддержки и сами бесстрашно исповедали веру, готовые пожертвовать за нее жизнью.

Нам сегодня не менее важно  слушать и, главное, уметь  слышать архипастырское слово. Поэтому организаторы выставки с радостью предоставили почетное право открыть мероприятие Преосвященнейшему Никите,  епископу Козельскому и Людиновскому. Владыка в приветственном слове отметил высоту духовного подвига новомучеников и исповедников, показавших пример передового христианства, подчеркнул важность молитвенного почитания их памяти, поблагодарил собравшихся за действенное участие в прославлении  новомучеников земли Козельской, а также выразил надежду, что открытие выставки станет первым делом в ряду епархиальных мероприятий, посвященных увековечению памяти новомучеников  и исповедников Русской Православной Церкви. 

 

Ведущая мероприятия Л.В. Мартьянова рассказала об истории установления памяти новомученикам и исповедникам Церкви Русской, которая ведет начало с  решения, принятого на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. На рубеже тысячелетий оно подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие исповеднического подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.

Руководитель Отдела по культуре Козельской епархии  диакон Тихон Худяков в своем выступлении отметил: «Гонения XX века поражают своей продолжительностью: если массовые гонения христиан, бывшие в эпоху императора Диоклетиана, начавшись в 303 году,  закончились через восемь лет, то в нашей стране эпоха гонений длилась около семи десятилетий…  Статистические данные также свидетельствуют о беспрецедентных масштабах репрессий: до революции 1917 года в стране было 60 000 действующих храмов, к 1939 году их осталось всего 100 на всю страну. К этому времени на свободе было всего четыре правящих архиерея, причем на каждого было открыто сфальсифицированное  уголовное дело, позволяющее в любой момент арестовать их и подвергнуть тюремному заключению. До революции в Русской Православной Церкви насчитывалось 100 000 монашествующего и 110 000 белого духовенства, после эпохи гонений их остались считанные десятки. Из четырехсот архиереев триста были умучены, расстреляны в те безбожные времена. И, наконец, если  до эпохи гонений в Русской Православной Церкви в святцах почиталось 2500 святых, 450 из которых были русскими по происхождению, то к январю 2004 года только количество новомучеников и исповедников составило 1420 человек, а на сегодняшний день оно превышает 2 000, поскольку открываются новые факты исповедничества и принятия мучений за Христа в эпоху безбожия». Отец Тихон также упомянул о новомучениках и исповедниках, чья жизнь и подвиги непосредственно связаны с землей Козельской. Это, прежде всего, насельники Оптиной пустыни преподобноисповедник Никон (Беляев), преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), преподобномученики Лаврентий (Левченко), Пантелеимон (Шибанов), Гурий (Самойлов), Викентий (Никольский), Пафнутий (Костин), Игнатий (Даланов), Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов –  церковный староста, друг и единомышленник оптинских иноков. Многие  монахи после закрытия Оптиной Пустыни служили в расположенных поблизости городских и сельских храмах, наряду с ними и благочестивые миряне и церковнослужители церквей города Козельска исповеднически несли крест веры. Были упомянуты также священномученик протоиерей Иоанн Сперанский, долгие годы служивший в Калужской епархии, и пострадавший вместе с ним оптинский постриженник Иоанникий (Дмитриев)… Много имен еще предстоит открыть, прославить или хотя бы помянуть о упокоении у престола Божия. 

 04.JPG

Согласно православному учению, у человека, изначально несущего в себе образ Божий, и образ  жизни должен определяться безусловной любовью к Отцу, Сыну и Святому Духу. Именно этот образ жизни являют российские новомученики и исповедники XX века. Нам, нашим современникам и последующим поколениям христиан они дают ясный пример безоговорочной верности Богу, подтверждая свидетельство апостола Павла: «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). В память новомучеников участники церковного хора козельского храма Сошествия Святаго Духа исполнили песнопение на эти апостольские слова – «Кто ны разлучит… (музыка протоиерея Иоанна Соломина).

В качестве музыкального приношения на мероприятии также прозвучали  песнопения «Святый Боже» и «Богородице Дево, радуйся» напева Воскресенского монастыря в исполнении вокального ансамбля девочек – воспитанниц Козельской православной гимназии. Ученик Козельской детской школы искусств по классу аккордеона Геннадий Лазарев исполнил марш «Прощание славянки».

Директор музейного комплекса И.В. Яценко познакомил присутствующих с тематическими разделами выставки. Затем в исполнении ансамбля девочек Православной гимназии прозвучала стихира из службы всем святым, в земле Российской просиявшим, – «Земле русская», подчеркивающая духовное значение   подвига отечественных святых ХХ столетия. В завершение духовенством и мирянами было соборно пропето величание новомученикам и исповедникам.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» воспевает Святая  Церковь  в праздник  Входа Господня в Иерусалим, так и участники торжественного открытия выставки едиными усты и единым сердцем возложили упование, что это мероприятие, как наше общее дело, совершаемое в память наших славных предков, просиявших в подвиге веры, будет добрым  примером каждому присутствующему, что по молитвам новомучеников каждый получит  личное благодатное укрепление на пути ко Христу.

Следует добавить, что выставка будет передвижной, после Козельска она побывает в Людиново и других городах Козельско-Людиновской епархии.

 

Мартьянова  Л. В.,

методист, педагог дополнительного образования

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Козельска

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Игумения Ангелина (Нестерова)