Какие трудности испытывают современные молодые послушники в монастыре и каковы причины возникновения этих трудностей. Психологические причины: почему современным молодым людям сложно предать себя в совершенное послушание

Игумен Флавиан (Матвеев)

Выступление игумена Флавиана (Матвеева), наместника Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы игумены, матушки игумении, братья и сестры!

Трудности современных молодых послушников можно условно подразделить на внецерковные и внутрицерковные, в том числе, характерные для монастырей. Главной внешней трудностью можно назвать современное состояние общества в России. Мы живем в обществе потребления: модные журналы, интернет-ресурсы, телевидение вещают на каждом шагу о том, как и почему деньги правят миром и о том, что путь к счастью – это найти деньги и со вкусом их потратить, окружив себя роскошью. Еще тридцать лет назад, во времена Советского Союза общество было обезбожено, но в то же самое время весьма аскетизировано: общественное выше частного, некрасиво жить на широкую ногу, сорить деньгами напоказ, если ты материально обеспечен; семейная мораль – основа здоровой жизни… Эти лозунги коммунистов делали молодежь тех лет не такими капризными и эгоистичными людьми, по сравнению с нашими современниками. 1990-е годы, в которые родилась нынешняя молодежь, приходящая в обители, были весьма трудным временем для многих семей. Слом моральных норм, борьба за материальное выживание привели к тому, что родители тех времен буквально не знали, когда и как воспитывать своих детей. Поэтому недостаток культуры, элементарных норм приличия, вежливости, добропорядочности встречается очень часто. Нужно предупредить старших, что тебя где-то нет, чтобы о тебе не беспокоились, нужно мыть руки после туалета и перед едой – все это для многих молодых людей становится нормой уже в монастыре. Кто-то из молодых приходит в монастырь со сформировавшейся алкогольной или иной химической зависимостью, а также с зависимостью от игр и прочего содержимого Интернета. Послушник приносит с собой в монастырь грязь мира и потом, по мере веры и усердия, очищает себя от нее.

Внутренние церковные трудности, с которыми может столкнуться молодой послушник на своем пути к духовному возрастанию и, в перспективе, к совершенству, не менее серьезны. И в первую очередь приходится говорить о такой неуловимой вещи, как духовная атмосфера в монастыре. Что влияет на нее? Отчасти сам способ создания монастыря. Хорошо, если монастырь создан группой единомышленников, объединившихся вокруг духовно опытного монаха. Хуже, если монастырь создан искусственно, волевым решением правящего архиерея. Хорошо, если в монастыре находятся и подвизаются люди, для которых монашество является большой жизненной ценностью, а Христос Спаситель – целью и смыслом жизни. Хуже, если в монастырь начальственной волей согнаны смертельно уставшие от жизни люди, носящие монашеское звание и священный сан, которые находят себе утеху в чем угодно, только не в молитве и не в подвиге. Чему могут научить такие люди молодого послушника?

Счастлив тот монастырь, где игумен по своей внутренней сути монах, а не назначенный за послушание церковный чиновник. Не игумен – начальник, а игумен – брат, который не где-то на пьедестале, а вместе, который трапезничает и молится вместе с монахами, участвует в общих трудах. Не господствует над братией, а подает пример. В таком монастыре у послушника не будет такого мощного барьера на пути к Богу, как осуждение церковного начальства.

Большим препятствием на пути к цели для молодого послушника может послужить отсутствие должного духовного руководства или его профанация. Конечно, от частой исповеди много пользы, но если молодой послушник не найдет в духовнике и в игумене достойных собеседников, желающих уделять ему время и силы, то он найдет себе собеседников в равных по неопытности людях – тут тебе и двое слепых, тут готова и яма.

Большой сложностью в самом начале пути может быть невнимательность монастырского начальства при принятии послушника в монастырь. Важен ведь не только опыт христианского образа жизни где-то в приходе, важно – правильно ли послушник понимает цель христианской жизни, и, в частности, чем на пути к этой цели ему может помочь монашество. Важно, правильно ли расставлены приоритеты в духовной жизни. Печально бывает, когда послушник весь в мыслях о битвах за веру, царя и отечество, а сам даже катехизиса не читал. И весь внутренний мир от этого перекошен. Духовное образование очень важно, и очень важно, с чего оно началось, и как уже в монастыре было продолжено.

Типично монастырской сложностью может быть факт жизни монастыря без реально действующего духовного собора монастыря. Когда монастырь живет не по уставу, а по устным распоряжениям игумена или правящего архиерея, когда послушник видит, что сегодня так, а завтра этак – все зависит от того, с какой ноги встал игумен, – между послушником и Христом встает серьезный барьер – это необходимость угождения церковному начальству. Не угодишь – вылетишь из обители, угодишь – будешь «в шоколаде». В такой системе моральных координат не до Христа – знай выживай.

Перечислять трудности можно долго. Послушник стоит в храме, пытается вслушиваться в богослужение, но оно совершается на малопонятном церковнославянском языке. Послушник вправе рассудить: наша мыслительная деятельность совершается на русском языке, а обращение к Богу – на другом. Разве это не трудность? Понятно, что преодолимая, но трудность.

Трудностью может быть и недостаток конкретных указаний из современного времени на насущные проблемы повседневной жизни молодого монастырского жителя. Попробуй-ка найти руководство: то ли нужно растить монаху волосы и бороду, то ли не нужно; то ли есть необходимость за собой следить в гигиеническом плане, то ли об этом можно забыть на недельку другую; то ли смутит ближнего запах твоего подвижнического пота, то ли не смутит.

Понятно, что характер и объем трудов по монастырским послушаниям тоже могут быть трудностью на пути к небесам. Много тяжелого труда – ропот, мало трудов – суетная мечтательность, сытая предопределенность, потеря подвижнического духа.

Что же касается трудностей предания себя в совершенное послушание, скажу кратко. В нашей современной жизни, церковной жизни, много перекосов, много лицемерия, много элементов, которые вроде бы укоренены в традициях церковных, но по факту разрушают доверие младших к старшим в церковной жизни как таковой и в жизни монашествующих в частности. Будет атмосфера доверия, будет и послушание во имя Христово. Подует ветер самодовольства, властолюбия, сребролюбия, – сдует всё, и останется только форма без внутреннего содержания.

Материалы по теме

Новости

Доклады

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)