Ежедневная борьба с дьяволом как залог победы

Игумения Елисавета (Позднякова)

Выступление игумении Елисаветы (Поздняковой), настоятельницы ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Великая Отечественная война – особенное явление в жизни нашей страны. Эта война велась в условиях почти разрушенного государства и внутренних репрессий и по обычным человеческим меркам вряд ли могла быть выиграна. Великая Победа стала результатом подвига русского народа, который, несмотря на все, что он пережил за годы советской власти, явил в этой войне свой исконный дух, давший русскому человеку силу без колебаний идти на смерть «за други своя». В эту войну у каждого был свой подвиг: кто-то погибал на полях сраженья, кому-то нечем было кормить детей, кто-то работал до изнеможения в тылу, кто-то, сам умирая от голода, ежедневно провожал в последний путь своих близких в промерзшем блокадном Ленинграде, а кто-то прорывался из окружения, будучи предан своим же командованием.

Но если говорить о монахах, то у них в это время был свой, особый подвиг. Если все, о ком мы говорили выше, вдохновлялись на борьбу пониманием того, что они защищают свою страну или, по крайней мере, страдают вместе с ней, то огромное количество русских людей, в том числе и подавляющее большинство монашествующих, в это же самое время подвергались жесточайшим преследованиям со стороны государства, томясь в тюрьмах, лагерях и ссылках, умирая на изнурительных работах и в лагерных больницах.

Обстоятельства послереволюционного периода истории России вывели монахов из монастырей и рассеяли по миру. И большинство из них смогли своей жизнью явить людям Христа, многих привели к вере. Находясь в нечеловеческих условиях, испытывая величайшие страдания, эти люди спасали тех, кто находился в заключении или в ссылке рядом с ними, приводили их к Богу своим примером. Во время нашей конференции мы услышали о многих примерах такого подвига.
Непоколебимость веры, стойкость в подвиге, неистощимое терпение – это дары Божией благодати, которые явили новомученики и исповедники нашей Церкви. Очевидно, что зримая нами кончина святых мучеников венчает их подвиг. Вера, которую они смогли пронести до конца, свидетельствует о том, что путь к мученичеству и святости они начали гораздо раньше, в то время, когда еще жили в своих монастырях и вели другую войну – войну с дьяволом. Только ведя ежедневную брань, монах может стать победителем – как стали победителями сотни тысяч русских людей, составляющие сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Христианский апологет Тертуллиан сказал, обращаясь в III веке к римским языческим мучителям: «Мы побеждаем, когда нас убивают. Чем более вы нас истребляете, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя» [1].

Сколько ни старались безбожники погубить монахов – заключали их в тюрьмы, расстреливали, топили на баржах… – стойкость этих людей вдохновляла другие поколения. И подвиг монахов, перенесших до конца испытания и ставших мучениками за веру, сделал их тем живым семенем, на котором в наше время возрождается монашеская жизнь.

В 1990-е годы, когда начинали свое возрождение большинство монастырей, было много бытовых трудностей, было подвигом решиться на эту жизнь, часто не обеспеченную элементарными условиями. Но у тех, кто шел на это, горело сердце. Замечательно, что сейчас многие монастыри уже восстановлены хотя бы частично, однако есть опасность с приходом комфорта утерять дух.

Милостью Божией сегодня мы живем в мирное время, при отсутствии гонений. Но когда все хорошо, мы расслабляемся – нам хочется отдохнуть, полечиться и проч., хочется создать вокруг себя обстановку курорта. В результате подчас в бытовом плане мы живем лучше, чем в миру. Между тем преподобный Антоний Оптинский говорил: «Видите, сколь много должно употреблять усилия, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на Небеси! А мы думаем, как и я, лежа на боку, то есть на мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царствие Небесное».

У многих из нас нет особенных сложностей, которые нужно было бы терпеть. С другой стороны, часто пустая многозаботливость, желание получить побольше урожая, сделать все дела уводят нас от главного.

Наше время можно назвать как бы следующим этапом возрождения монашества. И от нашего поколения, живущего во многом «на всем готовом» благодаря трудам первых насельников, Господь ждет иного подвига – внутреннего монашеского делания, заботы об очищении и возрастании своей души. Каждому времени дана своя война, и своя война дана каждому монаху. Сегодня, в мирное время, каждый монах в своем монастыре должен тоже вести эту войну с дьяволом. «Не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа над невидимыми врагами», – учил святитель Василий Великий.

В наше внешне благополучное время оказывается непросто остаться верным Церкви, верным Христу, что мы видим сегодня уже в масштабе вселенского Православия. Если сегодня мы не будем вести эту борьбу, то в тот момент, когда от нас потребуется исповедовать свою веру, мы окажемся на месте юродивых дев, которым не достало елея, чтобы встретить Жениха Христа.

_______________________________________________________________________________

[1] См. Тертуллиан. Апология. Гл. 50.

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Игумен Дионисий (Шленов)
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумен Дионисий (Шленов)
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады: