Прием паломников как форма миссионерской работы

Игумения Сергия (Конкова)

К преподобному Серафиму Саровскому едут люди со всего мира, верующие и неверующие. Почти миллион паломников в год посещает Дивеево. В этом отношении особую миссию выполняет Свято-ТроицкийСерафимо-Дивеевский женский монастырь. Очень большая ответственность на тех, кто живет здесь, кто является насельницами монастыря.

Батюшка Серафим сам светился духовной радостью, и этой тихой, мирной духовной радостью с избытком наполнял других. Он и сейчас, по своей кончине, продолжает принимать приходящих к нему. Батюшка говорил: «Все, что ни есть у вас на душе, все, что бы ни случилось с вами, все, пришедши ко мне на гробик, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет; как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду…»

Многочисленные свидетельства побывавших в Дивееве, подтверждают, что люди здесь получают опыт живого общения с преподобным Серафимом у его святых мощей.

«Благодаря святым молитвам преподобного Серафима я обрел веру в Бога, начал воцерковляться, исцеляться душой. Господь тихо постучался и в мое сердце, коснулся своей благодатью», — пишет молодой человек.

«Пока полчаса стояла в очереди к мощам преподобного Серафима, все время просила: „Батюшка Серафим, так хочу тебе поклониться, но не могу встать на колени — у меня ноги и руки не сгибаются. Помоги!“ И когда подошла к мощам — встала на колени, и с тех пор ноги и руки стали сгибаться», — рассказывает женщина о своей старушке-матери.

Преподобный Серафим не просто привлекает к себе своей любовью: он дарует каждому познать, как благ Господь. Как в песнопении поется: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Как Христос не отвергал последнего грешника, так и преподобный Серафим утешал всех приходящих к нему.

В Дивееве всегда была традиция доброжелательного, почти домашнего приема паломников, о чем мы читаем в дореволюционных воспоминаниях:

«Дали мне чистенькую комнату, накормили, напоили и спать уложили — совсем как в сказках, которые вечерами невозвратного милого детства рассказывала, бывало, убаюкивая меня, моя старушка няня. Хорошо, гостеприимно в Сарове. Но только женская, любящая рука может так успокоить и устроить усталого путника: забываешь, что ты в гостинице и что ты, в сущности, человек здесь пришлый и вполне незнаемый. Но они, эти милые, любвеобильные сестры, должно быть, своею врожденною чуткостью, свойственною только женскому сердцу, узнают „своего“ под всякою внешностью» (С. Нилус).

«Жили мы, окруженные любовью, радушием, неподдельным гостеприимством, упиваясь благоуханием святыни благодатного Дивеева» (А. Тимофиевич).

«Незатейлива и даже бедна обстановка гостиничных комнаток, скуден и прост монастырский стол, но во всей атмосфере этих монастырских приютов разлито какое-то доброжелательство, внимание, желание монахинь прийти на помощь вам во всякой безделице и поделиться с вами, чем Бог послал» (Н. Лендер).

В наши дни для решения вопросов, связанных с расселением, питанием и экскурсионным обслуживанием паломников, в Серафимо-Дивеевском монастыре открыт паломнический центр. Центр работает 12 часов в сутки и закрывается только на ночное время, но и в эти часы приезжающие паломники могут обратиться в три гостиницы (две платные и одну бесплатную), которые имеют благословение принимать паломников ночью.

Всего в монастыре 24 гостиницы разного уровня комфортности и удаленности от монастыря. Все гостиницы — с удобствами. Есть бесплатные гостиницы. Всего в летнее время мы можем принять одновременно около полутора тысяч человек. Конечно, это лишь восьмая часть всех прибывающих в Дивеево. Но расширяется сеть отелей в самом селе, принимает паломников частный сектор. Многие приезжают в монастырь группами на своих автобусах на один день.

Паломники, посещающие Дивеево, — очень разные.

Примерно половина всех приезжающих — это люди, которых правильнее было бы назвать туристами. Часто они не знают ничего ни о вере, хотя являются крещеными людьми, ни о Дивееве, ни о преподобном Серафиме, ни о монашестве.

Другая половина делится таким образом:

2/3 — это люди воцерковленные, живущие полноценной церковной жизнью и четко знающие, зачем они совершают паломничество в Дивеево;

1/3 паломников привозят их воцерковленные родственники или знакомые.

Предварительную информацию о монастыре, его истории и современной жизни, святых и святынях, люди, желающие совершить поездку в Дивеево, могут получить на нашем сайте (www.4udel.nne.ru). Каждую неделю мы обновляем на главной странице сайта расписание богослужений. В рубрике «Жизнь обители» рассказываем о главных событиях, которые происходят в монастыре. Сейчас специальной кнопкой выделено на главной странице самое важное наше дело — строительство нового собора, заповеданного преподобным Серафимом. По благословению правящего архиерея, эта стройка ведется всем миром — каждый приезжающий в монастырь может приобрести именной «кирпичек» или внести свой вклад.

Многие, пройдя по монастырю, хотят больше узнать о нем и просят провести для них экскурсию по обители и по музею, который открыт в домике блаженной Параскевы Ивановны. Экскурсии в монастыре проводят мирские работники (10 экскурсоводов) под руководством сестер (сестры разрабатывают экскурсионный маршрут, подбирают материал, готовят и прослушивают экскурсоводов). В течение часа, пройдя от Казанского собора до святой Канавки, паломники получают сведения об истории, архитектуре, святых и святынях Дивеевского монастыря. В год бывает до пяти тысяч экскурсий, десятая часть проводится бесплатно для определенных категорий — инвалидов, учащихся православных учебных заведений, военных.

Первичные знания, полученные об обители во время экскурсии, паломники затем могут пополнить сведениями из книг, которые издаются монастырем.

С прошлого года у нас выходит журнал «Дивеевская обитель», цель которого — рассказать о красоте монашеской жизни. Примерно половина журнала посвящена современной жизни Серафимо-Дивеевского монастыря и его истории. Кроме того, в этом издании есть такие рубрики как «Наставление в вере», «Типикон», «Монашество», «Сокровенная Русь», «Православие и мир».

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в монастыре действует радиостудия. За три года в ней состоялось более ста бесед с интересными людьми, которые совершают паломничество в Дивеево. Среди них были архиереи, священнослужители, монахи, мирские люди разных профессий из разных стран. В результате собрался богатый архив, настоящая духовная сокровищница, в которой раскрывается та радость бытия, когда человек знает Бога и видит присутствие Божие в своей жизни.

Только что в двух дисках, объединенных одним названием «Вера и жизнь», вышли самые интересные интервью. В одном собраны беседы со священнослужителями. Это именно пастырское слово, размышления о тех или иных аспектах бытия современных людей. На другом диске, в интервью с мирянами, — разговор о том, как в реальной жизни людей воплощается то, о чем размышляют в предыдущем сборнике священнослужители. Эти диски несут слово Божие и показывают, что вера — это не какое-то приложение к жизни, а ее основание, фундамент.

Во время паломнических поездок в монастырь происходит приобщение к благодатной таинственной жизни Церкви. Поездки становятся побуждением к духовному деланию, молитвенному предстоянию перед Богом. Нелегко выстоять продолжительные монастырские службы, но паломники уже учатся стоять в храме, слушать то, что там происходит, стараются пройти по Богородичной Канавке, обязательно прочитав 150 раз «Богородице, Дево…» Очень многие приступают к таинствам исповеди, причастия и соборования, начинают поститься, понимают, в чем польза воздержания.

В современной литературе о Серафимо-Дивеевском монастыре и преподобном Серафиме часто приводятся пророчества святого Старца о том, что в последние времена он восстанет и откроет всемирную проповедь покаяния. Эта проповедь уже открыта. Потому что чаще всего от людей, прикладывающихся к мощам преподобного Серафима, сестры, несущие дежурство у раки слышат слова: «Батюшка, прости, прости!» Купание в источниках в определенной степени тоже требует мужества. И, если нет решимости окунуться в холодный родник, обычно люди укоряют себя: «Это по моим грехам…»

Из тех многочисленных писем, которые приходят в монастырь по обычной и электронной почте, из выложенных в Интернете отчетов о поездке в Дивеевский монастырь, обильно проиллюстрированных фотографиями, видно, что во время паломничества происходит главное: у людей взгляд обращается внутрь себя. Здесь, в монастыре, они переживают радость Божьего присутствия и прикосновения к душе. И стремятся этой радостью поделиться с другими.

Одна из паломниц передает свои переживания так: «Теперь я знаю, что значит чувствовать внутри себя настоящую жизнь! Все, что увидела, пережила и ощутила, попыталась увезти с собой и сохранить в своем сердце».

И в другом письме те же чувства: «Я даже не поняла, что случилось, но все стало другим, и я стала другой. Все отступило, только радость и любовь — и ко мне, и моя…»

Многие возвращаются в Дивеево вновь и вновь. Стараются потрудиться во славу Божию, на послушаниях получают новые впечатления от общения друг с другом и с сестрами. И уезжают, поняв, что они не одиноки на этом свете.

«В таких паломнических поездках мы более полно ощущаем свое единство во Христе как внутреннее (участвую в богослужениях, в таинствах Церкви), так и внешних (в общении с братьями и сестрами по вере). И именно такое единство является главным».

«Двое мужчин проходят мимо меня. Один из них произносит. «Вот ведь как получилось: Саров — атомное сердце России, а Дивеево — духовное ее сердце. Два сердца России бьются рядом». Одно защищает, другое оживотворяет.


Материалы по теме

Публикации

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Доклады

Архимандрит Илия, духовник женского монастыря Преображения Господня в Террасоне
Иеросхимонах Гавриил, насельник монастыря Новый Эсфигмен Святой горы Афон
Архимандрит Илия, духовник женского монастыря Преображения Господня в Террасоне
Иеросхимонах Гавриил, насельник монастыря Новый Эсфигмен Святой горы Афон