Богослужение как основа монашеской жизни / Монастырский вестник

Богослужение как основа монашеской жизни

Иеросхимонах Гавриил

Доклад иеросхимонаха Гавриила, насельника монастыря Новый Эсфигмен Святой горы Афон, на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 25 января 2013 года).

По милости Господа нашего Иисуса Христа и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси г-на Кирилла мы снова находимся среди вас, чтобы передать вам благословение Госпожи Пресвятой Богородицы от Ее избранного удела и от Священной обители Эсфигмен, в которой совершаем свое служение.

Монашество, как изначально евангельское жительство, основано на ряде правил, которым свободно и без принуждения следуют хотящие подвизаться и благоугодить Богу.

Монастырь, как место пребывания и служения монаха, колыбель монашеского жительства, это не просто место проживания, дом, но в первую очередь — училище высшего опыта и сознания через совместное проживание и взаимную заботу братий друг о друге и соблюдение монастырских норм и уставов.

20 монастырей Святой Афонской Горы — это настоящие византийские крепости, которые впечатляют не только своей архитектурой, но и своими насельниками — хранителями вековой литургической традиции, которая берет начало в раннем монашестве и до наших дней охватывает все стороны жизни монаха, помогая ему за время жизни в монастыре достичь совершенства и уподобиться Богу. Монашеская литургическая традиция не является набором раз и навсегда устоявшихся правил, которые связывают и ограничивают монаха. Это особый образ жизни, неоднократно испытанный и, как свидетельствуют многочисленные примеры, успешно приводящий ко спасению.

В центре каждого монастыря находится собор или, как мы его называем, «кафоликон», то есть соборная церковь, где собирается вся братия. Именно вокруг этого храма построена, согласно Устава Христовой Церкви, вся жизнь афонского монаха.

Храм, как место поклонения Христу, с ранних времен символизирует небесное начало. Один известный афонский подвижник, внесший большой вклад в дело служения людям в тяжелый период турецкого ига, священномученик Косьма Этолийский, писал: «алтарь являет собой Престол Божий, храм (четверик) — рай, а притвор — райские врата. Радуйтесь и веселитесь… братья мои,… что Бог даровал вам Храм».

Храм — это святыня и потому все, что в нем совершается, требует внимательности, веры, благоговения и страха Божия. «О святем храме сем, и с верою и благоговением и страхом Божиим входящих в онь», возглашаем мы во время Божественной Литургии. Любящие великолепие в храме освящаются, потому и Божественный Златоуст говорит: «освяти, Господи, любящих благолепие дома Твоего».

Такое понимание Храма с самого начала возникновения монашеского чина привело к включению храмового богослужения в общую аскетическую традицию. С первых же лет существования христианства Псалтирь Царя Давида составляла излюбленное чтение монахов, которые вначале исполняли псалмы келейно, а впоследствии включили их в ежедневный круг богослужения. Особый способ исполнения псалмов, так наз. «псалмопение», в дальнейшей повлиял на развитие всего богослужение в различных поместных Церквях.

В Восточной Церкви важнейшую роль сыграло основание Нового Рима — Константинополя в 330 году от Р.Х., А ТАКЖЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА Святой Софии или иначе Великой Церкви, и почти в то же самое время — основание Студийского монастыря.

Красота и великолепие богослужения в Храме Святой Софии по прошествии 550 лет послужили толчком для приснопамятных предков нынешних православных россиян, посланных святым равноапостольным великим князем Владимиром, которые присутствовали за богослужением в Святой Софии и были буквально поражены. Достойны внимания их слова: «Не знали мы, где находились, на небе или на земле, но то что мы видели, невозможно описать словами.»

Также в Иерусалиме, в Лавре преподобного Саввы Освященного, развился собственный богослужебный Устав. Эти два великих центра монашества — Студийская обитель и Лавра Святого Саввы, и распространили свои уставы на все монастыри православного Востока. А после победы Православия над иконоборческой ересью в 9-м веке, через монахов монастырский устав постепенно проник и в приходские храмы, и с 14-го века до наших дней соблюдается как общецерковный.

В славянских обителях на Святой Горе Афон важную роль сыграл Устав и его применение известным эсфигменским пострижеником преподобным Антонием Киевопечерским, который принес с собой в Киев, в основанную им в 11-м веке Лавру, Студийский Устав и традицию церковного псалмопения, заимствованную на Святой Горе. Далее эсфигменско-святогорский типикон постепенно стал употребляться во всех монастырях и приходах бескрайней России, утвердив прочный богослужебный строй на многие столетия, и, несмотря на противодействия Петра Первого и его сторонников, сохранился и своей живительной силой питает все возрастающие связи России с православным греческим миром и особенно со Святой Горой Афон.

Ежедневное совершение Божественной Литургии является верхом всего богослужения и обнимает собою все творение. Считается. Что на Афоне ежедневно служатся более пятисот литургий. Таким образом, преподобные отцы-основатели афонских обителей, сообразуясь с обстоятельствами времени и месторасположения своих монастырей, приспособили общие указания типикона к традициям каждой из обителей. Вот почему, сохраняя общий строй богослужения, в каждом из монастырей Святой Горы встречаются свои особенности.

В богослужении нам является Сам Христос — всегда тот же и всегда различный и обновленный. Поэтому и Типиконы (Уставы) Святой Горы представляют собой живую, а не застывшую мертвую традицию, всегда готовую к обновлению и преобразованию. В течении дня монах многие часы проводит за богослужением. Поэтому святые отцы заповедали, чтобы уставное богослужение не было статичным, но всегда сопровождалось движением по храму и возможностью переоблачаться, меняя промокшие то жары одеяния.

Когда выпадают Господские, Богородичные или престольные праздники, а также память великих святых, в монастырях совершаются бдения продолжительностью до 12 часов. Такие службы возглавляет епископ и приглашаются лучшие певчие.

Согласно Уставу, в определенный момент возжигают свечи на паникадилах, которые на определенных стихах начинают раскачивать и вращать. Это действие символизирует радование ангельских чинов. Из-под главного купола собора, где изображен Христос Вседержитель, прямо из гортани Спасителя свисает главное паникадило. По замечанию античных философов, именно гортань является средоточием и источником милосердия. Вокруг главного паникадила на незначительном расстоянии подвешен «хорос». Он представляет собой обруч из множества секций, каждая из которых украшена иконой одного из святых, что символизирует во время вращения «хороса» сорадование святых вместе со Христом, от изображения которого свешивается главное паникадило. Раскачивание начинается с исполнения стихир на «Господи, воззвах» во время вечерни, а также на «Хвалитех» на утрене и во время Херувимской песни Божественной Литургии. Кроме того, паникадила раскачивают перед началом чтения Евангелия утрени, отчего и само это место богослужения именуется Полиелей (ПО ГРЕЧЕСКИ ПОЛИЕЛЕЙ ОЗНАЧАЕТ ПАНИКАДИЛО, ТО ЕСТЬ ГЛАВНУЮ ЛЮСТРУ В ХРАМЕ — ПРИМ. ПЕР.).

В ПРЕДПИСАННЫЕ Уставом моменты всенощного бдения диаконы совершают каждение храма, держа на плечах подобия церквей, так называемые «Сионы», которые символизируют служение Церкви, но имеют также и практическое употребление, как ковчеги для ладана, что можно увидеть на раннехристианских фресках.

Требованиям Устава подчинены и правила соблюдения поста. Существуют дня. Когда дается «разрешение на вся», есть дни нестрогого и строгого поста, вплоть до запрещения пить воду. Таким образом совершается освящение всей жизни монаха.

В праздник Светлого Христова Воскресения еще до начала трапезы читается молитва на освящение сыра и яиц. В первый же день новолетия благословляется особый пирог в честь и память святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской (празднование 1 января — аналог Деда Мороза — прим. Пер.)., в который., по традиции, вкладывается монетка. Нашедший монету в своем пироге получает от игумена особое благословение и новогодний подарок.

Существуют и другие обычаи, связанные в особыми богослужебными последованиями:

Один из них — это закваска теста, которая производится каждую неделю. Во время утрени священник исходит из храма в сопровождении нескольких монахов и направляется в пекарню. Там, перед тем как поставить хлеб в печь, над опарой читается особое последование, после чего братия замешивает тесто.

Практически все виды работ и послушаний в монастыре предваряют особые молитвы и чинопоследования, которые носят соответствующие названия.

Например «Экклисиастико», то есть чин о церкви, который читается перед началом каждения ручкой кадильницей, которая именуется «кацея».

Другое послушание совершает канонарх или по-гречески «анагност» (чтец), который во время пения стихир и тропарей переходит от одного клироса к другому, произнося на манер речитатива исполняемый текст, для лучшего понимания певчими и молящимися.

Не менее важная роль отводится трапезарю, который отвечает за приготовление пищи.

В трапезной совершается особый чин, именуемый «Чин о Панагии». После воскресного или праздничного обеда из алтаря с жертвенника в трапезную приносится часть Богородичной просфоры. При этом святую просфору полагают на особое блюдо, состоящее из двух половинок. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, а на другой Пресвятая Троица. После благодарственных молитв, когда все встают, трапезарь поднимает над собою блюдо с просфорой и возглашает: «велико имя»! Чтец за трапезой отвечает ему: «Святыя Троицы»! В это время трапезарь крестообразно осеняет Богородичную просфору над диском с изображением Святой Троицы, возглашая: «Пресвятая Богородица, помогай нам»!Все это повторяетря трижды, после чего диск с просфорой, предворяемый диаконским каждением с кацеей, обносится между присутствующими, при этом каждый тощипываем часть просфоры, поднеся ее к кадильнице.

Не менее важна связь монашествующей братии с умершими. Имене усопших поминаются ежедневно за Божественной Литургией. Кроме того. Каждую субботу совершается особое поминовение усопших и в память о них освящается коливо (кутия).

Известно, что этот обычай связан с чудом великомученика Феодора Тирона, которое случилось в правление византийского императора Юлиана Отступника. Святой окропил святою водой продукты рыночных торговцев, вместо идоложертвенной крови, как того хотел император. Затем святой Феодор явился местному благочестивому епископу, рассказал о случившемся и завещал в память об этом варить зерна пшеницы и есть в память об усопших.

Таким образом, коливо — это вареные пшеничные зерна, смешанные с сухофруктами, орехами и сахарным песком. Зерно символизирует усопшего. Как мертвеца закапывают в землю, где он ожидает воскресения мертвых и страшного суда, так и зерно зарывают до времени, когда оно взойдем и принесет новые плоды. Коливо также готовят в дни празднования особо почитаемых святых. При этом сверху из окрашенной сахарной пудры выкладывают икону празднуемого святого.

Но не только жизнь монаха сопровождается благословением и освящением. Это касается и окружающей его природы. Каждый первый день месяца в водосвятной часовне совершается «агиасма» — великое освящение воды, после чего святой водой окропляют все здания и постройки монастыря.

Ежегодно 14 февраля наряду с водосвятием читаются особые молитвы ко святому мученику Трифону «об изобилии плодов земных». Иными словами, о хорошем урожае. А 31 декабря, в день памяти священномученика Модеста Иерусалимского, святой водой всех монастырских домашних животных.

В день празднования Богоявления в прибрежных монастырях прямо на пристани совершается чин великого освящения воды. При этом священник бросает крест прямо в море и тот из паломников, который нырнет и достанет крест из моря, получает от настоятеля особое благословение.

Еще одна благочестивая традиция связана с крестными ходами.

На Светлой Седмице во всех Афонских монастырях совершаются крестные ходы с чудотворными иконами вокруг обителей и вокруг сельхозугодий. Так свидетельствуется радость о Воскресшем Спасителе. При этом читаются особые молитвы по случаю предстоящего урожая. Совершается биение в клепало (особую деревянную доску, в воспоминание о праотце Ное, который таким способом созывал зверей на Ковчег во время потопа), священники и диаконы при этом шествуют с хоругвями, рипидами и самой чудотворной иконой. Их сопровождает множество паломников. Время от времени крестный ход останавливается, читается Евангелие, при этом паломникам раздается угощение в виде сыра, хлеба, сладкого вина и пасхальных яиц.

Самый торжественный из подобных крестных ходов проходит в первый день Светлой Седмицы вокруг столицы Афона — Кареи с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно Есть».

Жертвенный подвиг Христа и Его Воскресение составляют великое таинство, которое переживается нами в богослужении и становится зримой реальностью в нашей повседневной жизни. Это таинство наполняет живительной влагой, духовной и спасительной, как связующая нить между монастырским братством и всею полнотой Святой Церкви Христовой во всем мире. Это таинство соединяет человека со Христом и освобождает его от одиночества и чувства богооставленности. Ведь само слово «монах» в переводе с греческого означает «одиночка». Монах не причастен одиночеству, ибо он участвует в жизни Церкви. Как удивительно говорит об этом преподобный Симеон Новый Богослов: " Причастник же божественных и боготворящих благодатей, несть одинок, но с Тобою, Христе мой, со светом трисиянным, просвещающем мир».

Находясь в храме за богослужением, монах зрит славу Божию. Сердце его исполнено светом божественной славы. Тот монах, кому дано было узреть этот свет, это монах, могущий действительно помочь миру, ибо он утоляет жажду из духовной реки, что имеет источником Святую Чашу и просвещает весь мир.

Позвольте мне закончить поучительной афонской историей.

Однажды паломник спросил уважаемого старца:

— Никак не пойму, отец мой, что вы монахи можете столько часов делать в церкви?

Старец задумался и ответил:

— Да ничего.

И продолжил к великому удивлению паломника:

— Мы подобны младенцу в материнской утробе, который ничего не делает, но получает все потребное и возрастает в ней. Так и мы в храме Божием, который для нас как мать, питающая нас и возрастающая нас в духе.

Позвольте еще раз поблагодарить вас за полное любви приглашение от Святейшей Русской Церкви и за внимание организаторов настоящей конференции к нашему братству. Просим ваших святых молитв. Сердечно желаем вам от всего сердца счастья и благословения Божия в новом году и просим Владычицу и Покровительницу Святой Горы благословить все пределы русской земли и подать всем вам здравие, силу и успех.


Доклады