Подвиги совершаются по благодати, но на них нужно решиться

Иеромонах Алексий (Корсак)

Как усвоить благодать и что такое настоящая молитва рассказал монахиням обители в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» села Большая Ольшанка Васильковского района Киевской области настоятель Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак).

Большую часть времени отец Алексий подвизается на Афоне. Его визиты в Киев редки, поэтому для сестер обители его приезд на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы стал большим подарком от Божией Матери – покровительницы Святой Горы. После службы афонский иеромонах побеседовал с сестрами и затронул важные духовные вопросы.

Как «перемолоть» благодать

Естественно, на Афоне есть большая, огромная благодать. Но там и подвизаться нужно по-серьезному. Ведь благодать нужно принять, нужно ее усвоить. Усваивается же благодать через скорби. Многие этого не понимают, ищут легкой жизни.

Вот, например, висит фрукт. Но чтобы его усвоить, нужно многое сделать. Нужно его вырастить. Нужно его сорвать, пережевать, и чтобы желудок его переварил. Так и с духовной пищей. Благодать нужно стяжать, нужно ее принять, «перемолоть» ее, очень тщательно, чтобы она усвоилась. И «зубы», которые ее перемалывают, – это скорби, как такие жернова. Только тогда душа ее усваивает.

Кто такой подвижник? Подвижник – это тот человек, который в терпении живет и переносит то, что Господь ему посылает. В книгах всё красиво написано о подвижниках. Вот старец Паисий – был чудотворец и всем помогал... А какой это крест! Помимо келейных занятий, труда, молитвы – выслушивать людей. И какие скорби он переносил, болезни. А старец Иосиф Исихаст или старец Силуан! Это очень сложно.

Но у нас есть братья, которые так подвизаются. Подвиги совершаются по благодати, но на них нужно решиться. Если человек решится подвизаться, то благодать помогает. А если будет делать себе поблажки, благодать отступит.

Почему допускаем ошибки

Любой человек может призывать имя Божие. Даже обязан. Но у монахов это «специализация» – быть всегда с Богом посредством Иисусовой молитвы.

...Отец Григория Паламы был помощником сенатора. И он занимался Иисусовой молитвой. Причем так, что, будучи на заседаниях при императоре, где решались государственные вопросы, настолько уходил в себя, что часто не слышал, о чем говорит император. Император смеялся над ним, говорил: «Вот, опять Андроник молится», – но очень его любил, потому что его советы всегда были очень мудрыми и дельными. И вот от такого отца произошел такой сын.

Призывая имя Божие, мы привлекаем благодать. Благодать имеет свойство духовного огня. Как железо, положенное в огонь, расплавляется, становится единым с огнем, не теряя своего естества, так же и наш ум, будучи плененным памятью Божией, расплавляется, становится единым с благодатью. И как железо посредством огня очищается от всякой ржавчины и нечистоты, так же и ум человеческий, соединяясь с Божеством, очищается от всех нечистых мыслей.

Старец Силуан говорит, что непрестанная молитва – это непрестанная память о Боге. А непрестанная память о Боге рождает сердечное сокрушение. Память о Боге очищает ум, а сокрушение – очищает сердце. Это дает силы и бодрость телу для трудов и для бодрствования. Молитва заключается не в словах, а в духовных чувствах по отношению к Богу. Если наш ум не соединен с Богом, то мы делаем человеческие ошибки, так как смотрим на всё через сердце, поврежденное страстями.

Слышать совесть

Очень важно делать всё в свое время, не откладывать на потом то, что нам подсказывает совесть. Наша задача – слышать через молитву нашу совесть и исполнять то, что она говорит. Нужно держаться в этом божественном потоке, потому что как только мы от него уходим и спускаемся к своему страстному сердцу – начинаются проблемы.

«Непрестанно молитесь, всегда радуйтесь» (см. 1 Фес. 5:16–17), – это для всех сказано. От молитвы человек не может впасть в прелесть. Покаяние не может привести к прелести. Прелесть бывает только от недостатка смирения и понятия того, кто мы такие. От забывания того, что от нас ничего хорошего ждать не приходится. Поэтому в прелесть можно впасть и не молясь Иисусовой молитвой, а просто ходя в храм. Так как гордость всё приписывает себе, а смирение всё приписывает Богу.

Рецепт примирения с ближним

Если человек в немирности, он уже ничего не может нормального сделать. В первую очередь, нужно примириться с Богом. Почему мы не можем друг друга простить? Потому что искренне не просим прощения. Обижая ближнего, мы обижаем Бога. И только примирившись с Богом, можно просить прощения у человека. Если этого осознания нет – у нас тысяча оправданий себя.

Иисусова молитва в этом помогает. Потому на Афоне все завязано на Иисусовой молитве. Мы должны учиться друг к другу очень ласково обращаться. Доброе слово и злых делает добрыми, а злое – и добрых делает злыми. Ласково, но без ласкательств. Ласкательство, человекоугодие, как правило, потом превращается в ненависть. А любовь – это не сюсюканье, а жертвенность и взаимовыручка.

Как быть услышанным

Нужно смотреть на то, насколько человек готов воспринять знания о молитве. Был один интересный случай. Я был в одном подмосковном монастыре. Зашел в храм, приложился к святыням, и вдруг подходит ко мне одна из трех стоявших там бабушек-уборщиц. Говорит : «Можно задать Вам один вопрос?» – «Конечно», – отвечаю я. И она спрашивает об Иисусовой молитве:  «Я пытаюсь ее произносить, но ничего не получается. Не могли бы Вы объяснить, как молиться Иисусовой молитвой?»

Думаю – как этой бабушке всё объяснить? И вдруг приходит мысль: молиться нужно так, как сын обращается к отцу, подходит к нему и шепчет ему на ухо, плачет ему, умоляет его. У бабушки вдруг открылась душа – ее осенило: «Как просто! Оказывается, это так просто!» Бывает, что человек что-то спрашивает, а ты не знаешь заранее ответа на вопрос. Но Господь ради этого человека тебя просвещает. Если только этот человек хочет получить ответ от Бога.

Молитва нам дана для того, чтобы мы боролись со своими страстями. Если мы читаем молитву и побеждаемся страстями, значит, мы где-то допускаем ошибки. Или же так Господь нам показывает наше несовершенство, чтобы наша молитва к Нему была совершенная и сокрушенная.

Источник: портал «Русский Афон» (www.afonit.info) , по материалам сайта   http://oiu.church.ua/

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь