Храм Успения Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни подворье ставропигиального мужского монастыря

История
С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров из центра Петербурга, хорошо виден православный храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом – Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.).
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение "служителей культа" из келий под предлогом "уплотнения" жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они "систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР". Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина.
Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нем проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина Пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Когда специалисты и представители монастыря ознакомились с состоянием подворья, то у них сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма, его внутреннего убранства, в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Подворье сегодня
15 сентября 2013 года Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом храм Успения Божией Матери (в том числе и придел в честь прпп. Феодосия и Антония Печерских) был освящен Великим чином.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Подворья
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 0 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
11 : 0 |
Молебен с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 0 |
Литургия
|
Часы: 8:40
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
11 : 0 |
Водосвятный молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
15 : 0 |
Молебен пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
10 : 0 |
Литургия
|
|
17 : 0 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 0 |
Ранняя Божественная литургия
|
|
Служение
Библиотека стала одним из первых объектов, которые начали восстанавливать после передачи в 1991 году бывшего Киево-Печерского подворья Русской Православной Церкви. Осенью 1996 года библиотека открыла двери для читателей. Первым штатным библиотекарем, а затем и заведующей библиотекой, положившей начало формированию книжного фонда, была Н. Д. Голубятникова. В 2008 году ее сменила И. А. Щеголева, затем П. И. Федорова, в 2016 г. — Дарья Валентиновна Мороз.
Большую помощь в организации библиотеки оказали работавшие в ней в разное время автор статей и радиопередач по церковному краеведению Т. А. Трефилова, методист Н. А. Кен. В настоящее время книжный фонд библиотеки насчитывают около 22 000 экземпляров.
Исключительно богаты и разнообразны разделы по Священному Писанию и толкованиям на него, богослужебные тексты, жития и жизнеописания святых и подвижников благочестия, разделы по истории религии, догматическому и нравственному богословию, церковная археология, краеведческая литература. Материалы по краеведению включают в себя не только историю Санкт-Петербургской епархии, но и различных епархий РПЦ, издания об Оптиной пустыни и ее подвижниках.
Раздел иностранной литературы представлен изданиями на английском, французском, финском, сербском, греческом, румынском, а также древних языках. Имеются и такие разделы литературы, как православная культура, христианская философия, всемирная история, история Отечества, история Церкви.
Широко представлены периодические издания: более 120 наименований журналов и газет. Особое внимание уделяется собиранию коллекции художественных альбомов и других материалов по иконописи и различным видам церковного искусства. Присутствует картографический раздел.
Следует упомянуть о разделе художественной литературы, в котором представлены классики русской литературы (Пушкин, Гоголь, Достоевский и др.), писатели русского зарубежья ХХ века (Шмелев, Зайцев и др.), современная православная проза (Блохин, Лялин, Коняев, Крупин, Вознесенская, Сысоева, Яковлев, Николаева и др.) и поэзия (прот. Андрей Логвинов, иером. Роман и др.). Комплектуется и раздел православного литературоведения.
Для юных читателей предлагается большая подборка детской литературы, расположенной по рубрикам: «О святых и подвижниках», «О вере и Церкви», «История Отечества», «Учебно-познавательное», «Стихи. Сказки», «Повести и рассказы».
Наиболее ценной частью книжного фонда являются старинные издания начиная с XVIII века, а также литература русского зарубежья ХХ века. В июле 2002 года библиотека пополнилась книгами из коллекции протоиерея Александра Боголепова (судьба которого была связана с нашим храмом), переданными в дар Успенскому подворью его дочерью Е. Пущиной. Уникальными приобретениями являются труды архиепископа Иоанна (Шаховского) с автографами автора, «Что такое молитва Иисусова» и «Аскетизм и монашество» игумена Харитона (Дунаева) с автографами автора, «Основы древнецерковной антропологии» А. Позова (Мадрид, 1965 г.), и другие книги из собрания Е. Тихоновой (Финляндия).
Библиотекой создана база учебной литературы для обеспечения нужд православных учебных заведений, воскресной школы Подворья, а также всех учащихся. Комплектование ведется с книжного склада Подворья, от издательства Оптиной пустыни, издания приобретаются в магазинах Санкт-Петербурга, а также в других городах.
Библиотека располагает разнообразными возможностями для обслуживания читателей на уровне современных требований.
С 2000 года ведется электронный каталог в АБИС «ИРБИС», включающим в себя каталог книг и периодических изданий, каталоги электронных 12:18:19 документов на оптических и других носителях и электронные справочники: имена лиц (база данных авторитетных файлов).
На протяжении нескольких лет библиотека помогает детским домам и общинам заключенных в формировании книжного фонда, в создании аудио- и видеофондов. Излишки книг (дублетные, художественные, детская литература) раздаем всем желающим.
БИБЛИОТЕКА ОТКРЫТА
ПН.-ЧТ. — С 15:00 ДО 19:00ВС. — С 12:00 ДО 19:00
пт., сб. — выходные дни
ДЛЯ ВАС РАБОТАЮТ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ, АБОНЕМЕНТ
Книги вы можете сдать дежурному по храму в любое время, положив их в пакет и подписав «ФИО».
Узнать, есть ли нужная вам книга или произвести предварительный заказ литературы православной тематики можно по электронной почте biblio@spb.optina.ru. В письме необходимо указать ваши данные (ФИО), автора и/или название книги (в ином случае или по другим вопросам письма рассматриваться не бу
фотогалерея
Лекционные курсы проводят специалисты вузов Санкт-Петербурга, в том числе Санкт-Петербургской академии художеств, РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербургской Духовной академии и др. (о преподавателях смотрите ниже). Учащиеся будут заниматься иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи.
ПРИЁМ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ ОТКРЫТ С МАЯ ПО НОЯБРЬ ЕЖЕГОДНО.
Необходимые документы при поступлении:
- копия паспорта,
- копия свидетельства об образовании (аттестат, диплом, свидетельство).
- Также для поступления желательно принести справку о том, что поступающий является прихожанином храма (который посещает), или справку с благословением священнослужителя приходского храма (который посещает) на поступление в иконописную школу.
Материалы, необходимые для 1-го года обучения в иконописной школе, в соответствии с преподаваемыми дисциплинами:
1) Живопись: акварель, кисти беличьи, колонковые разных номеров от 3-го., бумагу акварельную для эскизов.2) Рисунок: резинка koh-i-noor белую, карандаши Hb, 2B, АЛЬБОМ ДЛЯ ЭСКИЗОВ.
3) Иконопись: бумага А3, кисти колонок №1,2., кисти белка: №1,2,3., карандаши НВ, В, 2В.
4) Для технологии и богословских дисциплин: тетрадь и ручка.
Цели и задачи Иконописной школы
- Изучение православной традиции иконописания (Древняя Русь, Византия).
- Освоение языка древней иконы.
- Приобретение практических художественных навыков.
- Срок обучения — 4 года, по 2 семестра в каждом.
Дисциплины.
Основная изучаемая дисциплина — «Иконописание».С ней теснейшим образом связан ряд дисциплин:
- «Иконография»,
- «Рисунок»,
- «Живопись»,
- «Технология яичной темперной живописи»,
- «Техника и технология монументальной живописи (фреска по сырой штукатурке)»,
- «Шрифты».
Также в процессе обучения будут преподаваться богословские дисциплины.
Тематическое планирование
На 1 курсе «Иконописание» включает в себя рисование прописей Спасителя, Богородицы, ангелов или святых, что способствует уяснению и усвоению таких навыков художественного творчества, как пластика линии, ритм, композиция. Во втором семестре 1 курса — ознакомление с техникой яичной темперной живописи, с практическим исполнением горок, палат, одежд или фрагментов икон.На 2 курсе «Иконописание» — это овладение навыками написания «личного»: ручек, ножек, ликов, что служит основой уже для написания первой поясной иконы. Завершает курс написание парных икон Спасителя и Богородицы с позолоченным фоном или нимбом и ассистом.
На 3 курсе «Иконописание» включает в себя исполнение более крупной поясной или оплечной иконы для овладения навыками написания ликов больших размеров. Достигнув определённого мастерства, учащиеся допускаются до написания икон с ростовой фигурой.
На 4 курсе учащиеся пишут сложную иконографическую композицию. Это может быть икона какого-нибудь двунадесятого праздника или иная сложная композиция.
Завершается обучение итоговой работой «Икона большого размера с авторской сложной композицией» или коллективной работой, предназначающейся для установки в иконостасы действующих или строящихся храмов. Подготовка к итоговой работе будет состоять из подборки аналогов, эскиза и картона.
Преподаватели
- ДАВЫДОВ Филипп Андреевич — обучался иконописи в мастерской отца, священника и иконописца Андрея Давыдова; закончил Академию художеств Санкт-Петербурга; в 2001 г. совместно с О. Шаламовой организовал в Петербурге иконописную и фресковую мастерскую «Живая традиция иконописания». Член Санкт-Петербургского союза художников. Регулярно проводит мастер-классы по иконописи в Австралии, Великобритании, Канаде и США, автор многочисленных икон и росписей в России и за рубежом.
- ЕРМОЛАЕВА Юлия Леонидовна — художник-иконописец; закончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха, иконописные курсы при Санкт-Петербургской Духовной академии. Преподаватель иконописи.
- КОШКИН Денис Владимирович — закончил Вятское художественное училище, Академию художеств Санкт-Петербурга. После окончания обучения долгое время участвовал в восстановлении храма подворья Оптиной Пустыни в Петербурге, принимал участие в росписи храмов Москвы, Петербурга, Ставрополя, также занимался станковой живописью. С 2015 г. член Союза художников России.
- МОЛИТВИНА Полина Александровна — закончила художественное училище им. Н. К. Рериха по специальности художник-реставратор, затем иконописную школу при Санкт-Петербургской Духовной академии. Член Союза художников России. Преподаватель иконописи.
- СИНКЕВИЧ Наталия Владимировна — художник, иконописец, декоратор-оформитель, художник-гравер. Работы находятся в иконостасах в Приморской Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, в Троицком храме в Красном Селе, в храме прп. Сепафима Вырицкого в Купчино и др. храмах.
- ФРАНЦУЗ Майя Ахмедовна — художник, иконописец и реставратор, член Союза художников России. Иконы находятся во многих храмах России и за рубежом.
Преподаватели богословских дисциплин: кандидат богословия протоиерей СЕРГИЙ Петряшов и кандидат богословия, канд. филос. наук протоиерей СТАХИЙ Савицкий и другие преподаватели.
Телефон для справок: +7 (812) 321 00 70 (канцелярия, открыта с 10:00 до 18:00 ч. в будние дни).
фотогалерея
Воскресная школа при Оптинском подворье в Санкт-Петербурге была открыта в 1994 году. С этого времени прихожане храма регулярно приводили на занятия своих детей, которые могли творчески развиваться и быть ближе к церкви. На первые занятия приходило около двадцати детей, среди них были воспитанники городских детских домов. Сначала занятия в школе были творческие (вышивание, пение, кулинария), затем их количество стало увеличиваться. Были введены лекции по Закону Божьему, катехизису, литургике, истории церкви. Воскресную школу посещали и взрослые прихожане, так образовались две группы — взрослая и детская.
Занятия в Детской воскресной школе проводятся каждое воскресенье (каникулы — летнее время). После поздней Божественной литургии организуется совместная трапеза, затем в учебных аудиториях проходят уроки с 13:00 до 15:00. В школе занимаются около 20 детей в возрасте от 5 до 12 лет.
Обучение ведётся по следующим дисциплинам: Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение и прикладное творчество (мягкая игрушка, лепка, рисование).
Группа ВКонтакте: https://vk.com/club21118798
фотогалерея
В 2012–2013 учебном году в Гимназии сформирована полная начальная школа (1 — 4 классы).
В Гимназии существуют несколько приоритетных направлений — духовное воспитание (Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, иконопись), точные науки и естествознание (в сотрудничестве с Аничковым Лицеем), историко-филологическое (изучение русской словесности, истории, иностранных языков — английский с 1-го класса по курсу языковых спецшкол, второй европейский язык с 5-го класса, греческий и латынь — факультативно в старших классах).
С 1-го класса проходят занятия по хореографии, традиционной культуре, рукоделию и ремеслу, пению, музыкальной грамоте (в рамках занятий в ансамбле стариной музыки), шахматам.
В рамках Гимназии работает подготовительное отделение, где проходят обучение дети с 6-ти лет, а также существуют дошкольные прогулочные группы для детей с 3-х лет. Гимназисты вместе с преподавателями и родителями организуют и проводят праздники, паломнические и краеведческие поездки.
Обучение платное, зачисление по результатам собеседования.
Более подробная информация о гимназии по телефону: +7 (900) 639-90-50 (заместитель директора — Светлана Стефановна).
фотогалерея
В нашем храме существует две формы катехизации.
-
Огласительные беседы перед Таинством Крещения. Священник непосредственно проводит необходимое обучение с физическими и крестными родителями ребенка. Огласительные беседы перед Таинством Крещения совершаются по воскресеньям в 13:00, а также в частном порядке в удобное время (по договоренности со священником, который будет совершать Таинство Крещения). Беседы проводятся в специальном помещении в храме.
- Еженедельные встречи. Более глубокая катехизация предполагает еженедельные встречи в течение трех месяцев. В программу обучения входит узнавание основных положений христианской православной веры: такое воцерковление необходимо для людей крещенных в детстве и не получивших опыта церковной жизни, не знающих своей веры, или для крестившихся в сознательном возрасте, но без должной подготовки. Беседы проводятся в учебных аудиториях на Подворье.
Цель чтения и изучения Священного Писания — познание воли Божией.
Учебные занятия по катехизации и огласительные беседы перед Таинством Крещения (для взрослых) проходят каждое воскресенье с 13:00 в библиотеке. Место встречи: около дежурного в нашем храме.
Дополнительную информацию можно узнать по телефону: +7 (921) 913–33–85 — Александр. Группа ВКонтакте https://vk.com/club80239277фотогалерея
Мужской хор «Оптина Пустынь» был создан в 1996 году в храме Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, ставшем в 1991 году подворьем Оптиной Пустыни. 15 сентября 1996 года, на память преподобных Антония и Феодосия Печерских, была отслужена первая знаменная литургия. Помимо древнерусских одноголосных распевов, на богослужении исполнялись разные виды русского церковного многоголосия: строчное пение, знаменное многоголосие и ранний партес, а также распевы православных певческих традиций — греческой, сербской, болгарской и грузинской. На богослужениях хор поет по «киевскому знамени» XVII столетия, которым отпечатаны синодальные одноголосные богослужебные певческие книги. Распевы этих книг использовались в качестве образцовых абсолютным большинством композиторов, включая П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Помимо расшифровок древнерусского многоголосия хор исполняет собственные и композиторские подделки «под стиль», а также наиболее интересные сочинения церковных композиторов. Певческая традиция, которая сегодня устоялась на богослужениях Подворья, согласуется с эпохой многораспевности, которая бытовала в царствование Алексея Михайловича и продлилась до конца Петровской эпохи.
Общий состав хора насчитывает десять певчих — выпускников Санкт-Петербургской Консерватории, в то время как гастрольный состав хора насчитывает семь — девять солистов. Основатель коллектива, художественный руководитель и регент — Александр Семёнов окончил дирижерско-хоровой факультет Петербургской Консерватории по классу народного артиста России В. В. Борисова, а также факультатив симфонического дирижирования в классе народного артиста России Э. А. Серова. По окончании Консерватории изучал древнерусское крюковое письмо под руководством А. Н. Кручининой и З. М. Гусейновой. В составе хора выступают выдающиеся солисты Санкт-Петербурга: заслуженный артист России, солист Государственной академической капеллы и Мариинского театра Владимир Миллер (бас-профундо); Виктор Хапров (бас), лауреат международных конкурсов Дмитрий Шишкин (бас), Сергей Григорьев (регент, бас), лауреат международных конкурсов Борис Петров (баритон); Андрей Иванушкин (регент, тенор), Никита Черников (тенор), Иван Егоров (тенор), лауреат международных конкурсов Александр Горбатенко (контратенор). Диапазон мужских голосов: от контр фа большой октавы до фа второй; владение вокальной нюансировкой и тщательный подбор тембрального ансамбля позволяют участникам коллектива достигать художественного результата во многих хоровых направлениях и жанрах: от средневековой монодии до современных многоголосных партитур.
Хор «Оптина Пустынь» представляет нетронутые области музыкальной культуры, проводя исторические и художественные параллели различных направлений и стилей церковной музыки. В 1998 году появилась первая концертная программа хора, состоявшая из переложений духовных и светских сочинений, сделанных А. Семёновым. С программами «Тысячелетие русского богослужебного пения» (2000) и «Любовь святая» (2003) коллектив совершил в 2005 году первый концертный тур по городам России. В 2008 году в историческом музее Регенсбурга (Германия) была представлена программа «Пение древней Церкви», включающая в себя григорианские, амвросианские, византийские, армянские и грузинские распевы V — XVI столетий на языках оригиналов. В 2011 году совместно с бельгийским дирижером и основателем Hueglas Enemble Полем ван Невелом был подготовлен проект Ars Aniqua & Ars Nova, в который вошли шедевры западноевропейского многоголосия эпохи Ренессанса. В 2013 году в Малом зале Филармонии хор представил программу «Распевы хора Государевых певчих дьяков». В эту программу вошли распевы, родившиеся в недрах самой знаменитой русской певческой корпорации, сопровождаемые музыкально-историческими комментариями, освещающими эпохи царствования Ивана III, Ивана IV, Феодора Иоанновича, Алексея Михайловича и Петра I. Любовью слушателей пользуются также концертные программы, посвященные Рождеству, дням Великого поста и Светлого Христова Воскресения.
Хор «Оптина Пустынь» выступил более чем в 35 городах России и более чем в 20 странах мира. Концерты проходили в Успенском соборе Московского Кремля, Софийских соборах Новгорода и Киева, в многочисленных соборах Европы, в Петербургской филармонии, Капелле, Концертном зале им. П. И. Чайковского (Москва), Доме музыки (Москва), концертных залах Laeiszhalle (Гамбург), Temppeliaukio (Хельсинки), Rikskonserter (Стокгольм). В 2006 году на лейбле Warner Music вышел CD-альбом, записанный совместно с оркестром I Solisti Veneti. За годы существования коллектив выпустил 15 сольных альбомов.
Художественное наследие Святой Руси на сегодняшний день представляется еще «землей неизведанной». Основной корпус певческих рукописей еще не изучен и ждет своего исследователя. Недостаточно изучен и музыкальный мир древней Руси, в котором древние церковные распевы были составной его частью. Основные открытия в области древнерусских распевов еще впереди и находятся они не только в теоретическом, но и в богослужебном освоении русской певческой культуры, раскрывающей молящимся свои глубинные красоты.
С некоторыми альбомами можно познакомиться на сайте в разделе Медиатека — Аудио : http://spb.optina.ru/audio/optinachoir/
фотогалерея
- взаимодействие с лечебными заведениями (ГПБ № 7 имени академика И.П. Павлова «Клиника неврозов»);
- ведение совместной деятельности с Межрегиональной благотворительной общественной организации помощи лицам без определенного места жительства «Содействие» в духовно-нравственном воспитании и воцерковлении находящихся на реабилитации и адаптации её членов;
- взаимодействие с воинскими подразделениями и правоохранительными органами;
- переписка с заключенными (тюремное служение);
- оказание транспортных услуг, социальной и гуманитарной помощи нуждающимся прихожанам храма;
- правовая и юридическая помощь.
Вся социальная деятельность осуществляется силами прихожан, сообществом активистов прихода «Диакония» и клириками нашего храма на безвозмездной основе.
Также, смотрите раздел «Мероприятия».
Координатор службы «Диакония» Оптинского подворья: Святослав Петрушкин (тел.: +7 (960) 244–63–54).