Преподобномученик Парфений Кизилташский

4 / 17 Сентября

Пре­по­доб­но­му­че­ник Пар­фе­ний ро­дил­ся в 1815 г. в Ели­са­вет­гра­де. 23 де­каб­ря 1845 г. он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и 8 ап­ре­ля 1846 г. был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С июля 1848 г. отец Пар­фе­ний – бла­го­чин­ный Кор­сун­ско­го мо­на­сты­ря в Хер­соне, поз­же – эко­ном в Хер­сон­ском ар­хи­ерей­ском до­ме. В 1852 г. на Тен­гин­ском укреп­ле­нии Чер­но­мор­ской бе­ре­го­вой ох­ра­ны отец Пар­фе­ний от­ли­чил­ся сво­им ин­же­нер­ным та­лан­том, пред­ло­жив лег­чай­ший спо­соб подъ­ема за­то­нув­ших гру­зов. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия одоб­ри­ла изоб­ре­те­ние, и бы­ло пред­пи­са­но уст­ра­и­вать по­доб­ные ма­ши­ны для пор­то­вых на­доб­но­стей. За но­вое изоб­ре­те­ние по подъ­ему за­то­нув­ших ко­раб­лей отец Пар­фе­ний по­лу­чил бла­го­дар­ность от кон­трад­ми­ра­ла Чер­но­мор­ско­го фло­та. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–1856 гг. при об­стре­ле Но­во­рос­сий­ска непри­я­тель­ски­ми су­да­ми с 28 фев­ра­ля по 4 мар­та 1855 г. отец Пар­фе­ний пе­ред ли­цом смер­тель­ной опас­но­сти неот­луч­но ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал ра­не­ных во­и­нов, от­пе­вал по­гиб­ших.

За лич­ное му­же­ство и неза­у­ряд­ные изоб­ре­те­ния иеро­мо­нах Пар­фе­ний был на­граж­ден 20 мар­та 1857 г. на­перс­ным кре­стом от Св. Си­но­да, а 7 ап­ре­ля воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Отец Пар­фе­ний имел так­же брон­зо­вый крест в па­мять о Крым­ской войне, ме­даль и крест, уч­ре­жден­ный для слу­жив­ших в Кав­каз­ской ар­мии.

20 ав­гу­ста 1858 г. игу­мен Пар­фе­ний был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­зи­л­таш­ской ки­но­вии Та­ври­че­ской епар­хии. В VIII в. здесь рас­по­ла­га­лась лет­няя ре­зи­ден­ция свя­ти­те­ля-ис­по­вед­ни­ка Сте­фа­на, ар­хи­епи­ско­па Су­рож­ско­го, но со вре­ме­нем это свя­тое ме­сто при­шло в за­пу­сте­ние. С при­су­щи­ми ему энер­ги­ей и та­лан­том, с рев­но­стью о сла­ве Бо­жи­ей отец Пар­фе­ний стал уст­ра­и­вать и пре­об­ра­жать древ­нюю оби­тель. Все совре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли его уди­ви­тель­ные и раз­но­об­раз­ные спо­соб­но­сти, ор­га­ни­за­тор­ский и хо­зяй­ствен­но-адми­ни­стра­тив­ный та­лант, неис­ся­ка­е­мую твор­че­скую энер­гию, бла­го­да­ря ко­то­рой ему уда­лось сде­лать то, что за всю ис­то­рию мо­на­сты­ря ни­ко­му бо­лее не уда­ва­лось. Из аб­со­лют­ной раз­ру­хи и ни­ще­ты, без по­сто­рон­ней по­мо­щи (и да­же со­чув­ствия), при фак­ти­че­ской негра­мот­но­сти на­сель­ни­ков ки­но­вии он смог до­бить­ся ре­зуль­та­та, за­ста­вив­ше­го це­нить, ува­жать и лю­бить игу­ме­на во всей ок­ру­ге, при­слу­ши­вать­ся к его со­ве­там, ис­кать его об­ще­ства. Му­же­ствен­ный и бод­рый, пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, он не был по­дав­лен непри­гляд­ной об­ста­нов­кой пол­ной неуст­ро­ен­но­сти, а гос­под­ство­вал над нею. Там, где безв­ре­мен­но гибнет или без­вест­но чахнет по­сред­ствен­ный или сла­бо­ха­рак­тер­ный че­ло­век, игу­мен Пар­фе­ний был по­бе­ди­те­лем и уст­ро­и­те­лем.

Ас­кет и по­движ­ник, он вли­ял на па­со­мых соб­ствен­ным при­ме­ром. С ре­ши­тель­ной на­стой­чи­во­стью, не толь­ко в мо­на­сты­ре, но и в ок­ру­ге игу­мен Пар­фе­ний под­ни­мал до се­бя всех, не со­гла­ша­ясь ни с ка­кой без­нрав­ствен­но­стью и ни­зо­стью. Его, бес­ко­рыст­но­го, по-от­цов­ски за­бот­ли­во­го, лю­би­ли все. Ду­хов­ный ав­то­ри­тет игу­ме­на неуклон­но рос и укреп­лял­ся, ста­но­вясь ду­хов­но-нрав­ствен­ным ори­ен­ти­ром для ок­ру­жа­ю­щих. Ма­лей­шее со­бы­тие в жиз­ни па­со­мых на­хо­ди­ло от­клик в его пас­тыр­ском серд­це, освя­ща­лось его мо­лит­вой и со­гре­ва­лось лю­бо­вью.

По вы­ра­же­нию апо­сто­ла, он был "всем все". С мо­лит­вой на устах игу­мен ра­бо­тал от за­ри до за­ри, горсть мо­на­хов под­ра­жа­ла ему. Бу­дучи бес­среб­ре­ни­ком, он за­пре­щал бра­тии про­сить по­да­я­ние, и ра­бо­чих на­ни­мать бы­ло не на что. В Ки­зи­л­таш­ской ки­но­вии до игу­ме­на Пар­фе­ния бы­ла толь­ко пе­ще­ра с це­леб­ным ис­точ­ни­ком да две-три пле­те­ные ма­зан­ки. Его тру­да­ми бы­ли про­ло­же­ны до­ро­ги, раз­би­ты са­ды и ви­но­град­ни­ки. Из пе­щер­ки в ска­ле вы­рос це­лый скит с дву­мя го­сти­ни­ца­ми и ка­мен­ной цер­ко­вью. Бо­го­моль­цы хлы­ну­ли в Ки­зи­л­таш­скую ки­но­вию.

Но бы­ли и скор­би. С 1863 г. на­ча­лись пер­вые, став­шие ро­ко­вы­ми, столк­но­ве­ния с мест­ны­ми та­та­ра­ми, ко­то­рые без за­зре­ния со­ве­сти вы­ру­ба­ли лес и вы­па­са­ли скот на мо­на­стыр­ской зем­ле. Объ­яс­нить­ся с ни­ми от­цу Пар­фе­нию не уда­лось ни на бы­то­вом, ни на адми­ни­стра­тив­ном уровне. Об­ла­дая пря­мым и цель­ным ха­рак­те­ром, игу­мен го­во­рил и дей­ство­вал ис­хо­дя толь­ко из хри­сти­ан­ской со­ве­сти, не при­кры­той де­ко­ром так на­зы­ва­е­мо­го и все­ми по­чи­та­е­мо­го зд­ра­во­го смыс­ла. Не имея сил разо­рвать кру­го­вую по­ру­ку и бю­ро­кра­ти­че­ский фор­ма­лизм на ме­сте, он об­ра­щал­ся к на­чаль­ни­ку Та­ври­че­ской гу­бер­нии, но без­успеш­но. Не ви­дя для се­бя пре­пят­ствий, удо­сто­ве­рив­шись в без­на­ка­зан­но­сти, та­та­ры про­дол­жа­ли свои на­бе­ги и гра­бе­жи. Од­на­жды они же­сто­ко из­би­ли свя­щен­ни­ка, за­став­ше­го их на оче­ред­ном во­ров­стве.

Игу­мен Пар­фе­ний не те­рял на­деж­ды уре­зо­нить и усо­ве­стить раз­гу­ляв­ших­ся та­тар. Но од­но пре­ступ­ле­ние неред­ко по­рож­да­ет и сле­ду­ю­щее. Не же­лая бо­лее тер­петь сви­де­те­ля и об­ли­чи­те­ля сво­их пре­ступ­ле­ний, чет­ве­ро та­тар, один из них был соф­та (уче­ный, го­то­вя­щий­ся стать мул­лой), ре­ши­лись убить игу­ме­на. Уст­ро­ив за­са­ду воз­ле до­ро­ги, они под­жи­да­ли его несколь­ко дней. Зло­де­я­ние со­вер­ши­лось, ко­гда свя­щен­ник 4 сен­тяб­ря, в ка­нун от­да­ния Успе­ния, воз­вра­щал­ся вер­хом из Су­да­ка в мо­на­стырь, то­ро­пясь к служ­бе. Тре­мя вы­стре­ла­ми зло­деи уби­ли от­ца Пар­фе­ния и, чтобы скрыть сле­ды пре­ступ­ле­ния, со­жгли его, а ло­шадь, за­ре­зав, за­ко­па­ли в ле­су. Раз­би­вая ко­сти дрю­чья­ми, та­та­ры жгли те­ло игу­ме­на Пар­фе­ния с пя­ти ве­че­ра до двух ча­сов но­чи. Пре­ступ­ле­ние так и оста­лось бы нерас­кры­тым, ес­ли бы не сви­де­те­ли, слу­чай­но ока­зав­ши­е­ся на ме­сте пре­ступ­ле­ния. Их то­же хо­те­ли убить, но они бы­ли му­суль­ма­на­ми, и зло­деи не ре­ши­лись под­нять ру­ку на еди­но­вер­цев. Об­ли­ча­е­мые со­ве­стью и не же­лая по­пасть в чис­ло по­до­зре­ва­е­мых, оче­вид­цы рас­ска­за­ли о же­сто­ком пре­ступ­ле­нии, на ме­сте ко­то­ро­го и бы­ло най­де­но пе­пе­ли­ще с остан­ка­ми игу­ме­на Пар­фе­ния. Мо­щи бы­ли бе­реж­но со­бра­ны и тор­же­ствен­но по­гре­бе­ны по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Та­ври­че­ско­го Алек­сия со­бо­ром ду­хо­вен­ства неда­ле­ко от мо­на­сты­ря 2 де­каб­ря 1866 г.

Ар­хи­ерей­ский со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 г. при­чис­лил игу­ме­на Пар­фе­ния к ли­ку свя­тых и тем са­мым при­звал его к но­во­му слу­же­нию уже в ка­че­стве небес­но­го че­ло­ве­ка. Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­ка празд­ну­ет­ся 4/17 сен­тяб­ря.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­че Пар­фе­ние, мо­ли Бо­га о нас!

Молитвы

Тропарь преподобномученику Парфению, игумену Кизилташскому

Веры православныя ревнителю, монашествующих славо и похвало, от рук агарян злочестивых мученическую смерть приял еси, преподобномучениче Парфение. Моли Христа Бога, страстотерпче предивный, даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобномученику Парфению, игумену Кизилташскому

Избра тя от мира Христос, да прославиши имя Его пред человеки. Заповеди Господни исполняя, Богу и ближним добре послужил еси. Истинное послушание о Христе явил еси, сего ради убиение претерпел еси от людей злочестивых. Преподобне отче наш Парфение, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобномученику Парфению, игумену Кизилташскому

О, преславный угодниче Божий, преподобномучениче Парфение, услыши моление нас грешных, добродетельное житие, труды и страдания твоя мученическия почитающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога, да оградит Церковь Свою святую от ересей и расколов, да подаст крепость и мудрость верным чадом ея, да низпослет мир на грады и веси наша и избавит нас от нашествия агарянскаго, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Ты, устроитель добрый Кизилташския киновии быв, подаждь и нам доброе устроение, умудряя нас ходити пред Богом в благочестии и чистоте, да сподобимся христианский кончины живота нашего и жизни вечныя в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.