«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Игумен Тихон (Борисов)

Заживо погребенный… Свиноподобный… Он не хочет и уже не может жить в человеческих условиях. Гробы становятся его домом, а одежда – ненужной и лишней... Ему не интересно мнение людей – что подумают, что скажут… Бес внушил ему, что он – свободен!

И когда близкие, опасаясь за него, «сберегая его», как пишет евангелист Лука, «связывали цепями и узами» (Лк. 8: 29), то он разрывал эти «наручники», как старые истлевшие нитки и, гонимый бесом, убегал в пустыню. Пустыня – это символ ада! Подальше от людей! Подальше от Бога! Подальше от самого себя!

Безликий. Безымянный. Бездомный. Гонимый и управляемый невидимым легионом! Ставший страшным символом ужаса и мучения, человек полностью теряет себя как личность!

Святые отцы говорят, что одержимость – это неспособность воспринимать себя как личность, воспринимать свою собственную свободу и ответственность. Блаженный Феофилакт Болгарский подчеркивает, что «Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет “в гробах”, то есть в местах мертвых дел…» Без Бога человек живет «в местах мертвых дел»!

Кульминация происходит тогда, когда Господь, сжалившись над несчастным бесноватым, повелевает бесам выйти из этого человека! «Бесы, – повествует Евангелие, – выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8: 33). Без попущения Божия бесы не могут войти даже в свинью, которая у иудеев считалась символом нечистоты!

И вот перед нами эта страшная, мрачная картина: свиньи и их невидимые безжалостные наездники-бесы… И все это хрюкающее лоснящееся стадо устремляется с крутизны в бездну моря! Картина, достойная кисти какого-нибудь глубокого художника: Галилейское море, ветер, рябь на воде и тысячи трупов свиней, плавающих в сгущающейся тьме!

А что же жители той страны? Какова их реакция на чудо, когда они увидели, что тот, которого они сами недавно заковывали в железо, тот, чей нечеловеческий вопль еще звучал в их ушах, сидит «оболчена и смысляща, при ногу Иисусову» (Лк. 8: 35)? Уныло, но очень настойчиво граждане просят, чтобы Иисус отошел от пределов их города! Почему? Потому, что им не нужен Бог! Им дороги только их свиньи и их благополучие! И они просят, как и бесы просили, чтобы Христос не мучил их и побыстрее ушел из их жизни! Евангелист Лука пишет, что обыватели «объяты были великим страхом» (Лк. 8: 37). Им страшно было видеть здравого человека! Он стал для них гораздо более страшен, чем когда испускал пену, изрыгал «ненормативную лексику» и бился головой о камни! Потому что своей здравостью, своим здравомыслием, своей исцеленностью он обличал их мнимую правду, их комфортную, уютную Гадарину!

Преподобный Антоний Великий еще в IV веке предсказывал, что наступят времена, когда люди настолько извратятся, настолько станут лукавы, порочны, что когда увидят человека неразвращенного, чистого, целомудренного, здравомыслящего, верующего, то будут унижать его, показывать на него пальцем и кричать: «Смотрите! Это бесноватый, потому что он – отличается от нас!»

Свобода – это тоже тюрьма для тех, кто не умеет ей правильно распоряжаться! Господь в один миг изгнал целый легион бесов, а от гадаринцев Сам смиренно отошел! Бог не насилует свободы человека! И человек сам свободно выбирает: или светлые чертоги храма – или мрачные погребальные пещеры своих страстей, чистый духовный Евангельский хлеб – или земную, жесткую, сытную свинину! Но, как утверждает преподобный Иустин Сербский: «Невозможно быть человеком и не стремиться к Вечности!»

Гадаринцы увидели явное чудо, но души их не вдохновились, не очнулись, не возрадовались! Почему? Потому, что души их зачерствели, покрылись плесенью равнодушия! А христианин каждый день живет внутри чуда! И он верит не для чего-то, а потому, что он любит Бога! «Через ужасы зараженной грехом жизни в мире, – говорит преподобный Иустин, – верующее сердце молитвой и слезами пробивается к Сладчайшему Образу Христову!» Именно пробивается – узкой тернистой дорогой! Постом и молитвой! Любовью и покаянием!

…Однажды некая дама попросила у преподобного Варсонофия Оптинского благословения на поездку в Иерусалим. «В какой Иерусалим? – спросил старец. – В старый или в Новый?» – «В старый!» – «А сколько всего Иерусалимов?» – продолжал испытывать отец Варсонофий. «Два», – отвечала раба Божия. – «Нет, не два! Один старый, в Палестине, другой Новый, близ Москвы. А какой третий? Горний Иерусалим, Царствие Небесное! А еще есть четвертый – тот в нашем сердце! Вот этот-то Иерусалим и надо отыскать и в него отправиться. Бог благословит и Вас, – сказал старец, – и всех других!»

Путь в сердечный Иерусалим – очень нелегкий, каждый из нас знает это из собственного опыта! Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин замечает, что рачительный любитель всякого искусства – охотно переносит все сложности. Так, земледелец терпит жар и зной, и холод, но неутомимо возделывает землю, чтобы получить плод, урожай. Купец претерпевает все опасности на море и суше, чтобы получить прибыль. Так же и христиане имеют цель – Царство Небесное, для достижения которого они переносят всякую тяготу.

Бог не дает нам идеальных условий, а часто даже ставит нас на обрыв, чтобы мы научились чувству равновесия, научились благодарить, каяться, любить! У каждого из нас – свои искушения, свои подводные рифы, свой бег с препятствиями. И все эти трудности даются нам, чтобы мы смягчили свое гордое сердце! И научились сострадать!

Архимандрит Афанасий (Нечаев), будучи на Валааме, как-то встретил рабочего-старика, который пятьдесят лет жил в монастыре. Потерял руку и ногу на рубке леса… И никак не решался стать монахом. «Что же такое монах, – спросил его отец Афанасий, – что ты не решаешься столько лет на постриг?» «Монах, – ответил старик, – это человек, который от сострадания плачет и молится за весь мир! Я еще не научился сострадать. У меня сердце еще каменное! Не могу стать монахом».

Не только монашеский, но и вообще христианский путь очень труден! Легион никому не дает покоя! Сердце у нас еще каменное! У каждого – свои страсти, свои свиньи! Но Божественный Свет пронизывает тьму человеческого сердца, и душа становится «оболчена и смысляща» (Лк. 8: 35)… И душе хочется никогда не выходить из этого Света, быть рядом со Христом, сидеть, блаженствуя, «при ногу Иисусову» (Лк. 8: 35). «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк. 8: 38).

Но Господь хочет, чтобы мы поделились чудом! Он посылает нас туда, где еще темно, в эти мертвые гадаринские кварталы, туда, где еще не слышали о Боге (а только о свиньях)! Посылает как свидетелей о Христе и о другой жизни! «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39).

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Марфо-Мариинская обитель милосердия