Монастырские проекты – для молодежи

Петр Селинов

23 августа на ВДНХ в павильоне № 75 прошел III Международный православный молодежный форум, в котором приняли участие и некоторые монастырские хозяйства России.

Надо отдать должное организаторам форума – Правительству Москвы, Синодальному отделу по делам молодежи Русской Православной Церкви и Всецерковному Православному Молодежному Движению – они сумели превратить это мероприятие в поистине увлекательное представление.

То, что многие знали об этом форуме и специально приехали в будний день на ВДНХ, мне сразу стало ясно, едва я вошел на территорию выставки. Поток людей уже к 11 утра тянулся от центрального входа наискосок к павильону № 75, возле которого царил большой, хотя и организованный ажиотаж. Сотни людей выстраивались в очередь к стойкам регистрации. Проход на форум был бесплатным, но все желающие должны были зарегистрироваться как гости или участники.


В представлении обычного обывателя форумы – это чаще всего набор докладов, дискуссий и выступлений. На молодежном форуме, конечно, тоже были выделены два лектория, где с гостями обсуждали различные вопросы православной жизни люди весьма известные, но основное внимание, да простят меня выступавшие, в этот день было приковано все же к проектной части форума. Громадная территория павильона была поделена на различные сектора, а те в свою очередь на маленькие секции. Именно в них бурлила жизнь. Все гости форума – многочисленные священнослужители и молодежь самого разного возраста – переходили от секции к секции, от стола к столу, от одного мастер-класса к другому, смотрели, участвовали, аплодировали, оживленно всё обсуждали и пробовали. А посмотреть и попробовать было что. Ведь на форуме было представлено 50 социально-ориентированных проектов из самых разных уголков России.


Одну часть павильона занимала спортивная зона. Здесь показывали боевые приемы ребята в кимоно, а на закрытом ринге – мастера бокса. Большая площадка памп-трека была оборудована под выступления по велотриалу: под аплодисменты многочисленных зрителей на специальных велосипедах и самокатах совсем молодые ребята демонстрировали замысловатые виражи и прыжки.

В центре павильона работали десятки самых разных мастер-классов, в которых гости форума могли принять активное участие. Хочешь – вырежи своими руками икону из дерева, хочешь – попробуй себя в качестве иконописца и напиши под руководством опытного наставника фреску на стене. За соседним столиком в маленьком тигле плавился воск, и ребята дружно лепили в формах кто крестик, кто образок, кто фигурку святого, чтобы забрать их с собой на память. Другие ребята на мастер-классе по каллиграфии тщательно вырисовывали буквы церковнославянского алфавита, создавая из них слова и предложения.


В секции «История» – рассказ о Соловках, о том времени, когда на месте древнего монастыря на острове была организована тюрьма. Увидеть и ощутить, каково было оказаться в такой тюрьме, ребята могли с помощью специальных интерактивных очков и 3D-технологий.

Хотите узнать, как шьется церковное облачение? Подходите и смотрите за швеями, которые прямо на ваших глазах кроят и вышивают ризы и стихари. Хотите узнать, как делают деревянные купола церквей? Вот, в центре стоит большая деревянная луковица, а рядом – реставраторы старинных храмов, которые готовы познакомить вас с секретами деревянного храмового зодчества.


Тех, кто хотел поработать не руками, а головой, ждали различные интеллектуальные игры в стиле «Что? Где? Когда?» или «Своя игра». Только ведущими здесь были священники, а тематика – православная. Надо отдать должное гостям форума: юноши и девушки, принимавшие участие в интеллектуальных играх, отлично ориентировались в вопросах катехизиса и Закона Божия.

Весьма удивил меня раздел «Миссионерство». Организаторы форума как нельзя лучше продемонстрировали, что миссионерство Церкви может осуществляться в самых разных формах. Гости форума имели возможность полюбоваться вальсирующими под классическую музыку парами из проекта «Сретенский бал». Сфотографироваться с байкерами-паломниками из Москвы и Екатеринбурга, которые позировали в своих фирменных кожаных куртках возле дорогих мотоциклов. И заглянуть в единственный в своем роде храм-автобус из Татарстана, в котором всё приготовлено для совершения Литургии, есть алтарь, алтарная икона и даже поминальный канун со свечами.



С интересом я наблюдал за тем, как молодежь буквально облепила секцию, где вживую демонстрировался цифровой проект «Батюшка онлайн»: священники отвечали на вопросы молодых людей, раздававшиеся со всех сторон. Поблизости еще одни разработчики демонстрировали новую мобильную платформу «Наставник». Загрузил ее себе на телефон или планшет, и у тебя всегда под рукой и церковный календарь, и богослужебные тексты, и молитвы, и даже храмы, которые находятся рядом с тобой.

По соседству с ними Выборгская епархия представила первый православный… комикс (!) под называнием «Техника духовной безопасности», или сокращенно «ТДБ». Задача комикса – рассказать молодежи о жизни Церкви привычным для нее языком. Главный герой комиксов – молодой священник, активно общающийся с молодыми людьми и помогающий им решать разные непростые вопросы. Тут же студенты-художники показывали всем желающим, как создаются рисунки этого комикса.


Но ведь молодежи нужна и пища земная... Об этом тоже позаботились организаторы форума. Отдельный большой зал был выделен под фудкорт: здесь каждому гостю бесплатно выдавали пакет с бутербродами, яблоками и бутылкой воды. Не наелся – заходи снова и бери еще пакет. Перекусил – выброси пакет в специальный контейнер. Кроме того, гостей ждали разные яства, приготовленные мастерами кулинарных колледжей. В работе секции «Фермерство» активное участие принимали некоторые монастырские хозяйства России. Возле их площадок было особенно шумно и многолюдно, так что мне буквально приходилось проталкиваться через толпу, чтобы пообщаться с мастерами-хлебопеками, сыроделами и поварами русской кухни. 


Многочисленных зрителей интересовала не только работа поваров, но и два загончика, находившиеся рядом: один с козами, другой – с курами, утками, индюшками. Своего рода маленький зоопарк, который облепили и подростки и взрослые. Не сразу, но мне всё же удалось пробиться поближе к поварам и участникам, представляющим на форуме монастырские хозяйства, и задать им несколько вопросов. Вот что они ответили:

Владимир Кокорев (студент колледжа сферы услуг № 10): «На форуме мы представляем «Команду Мечты», созданную Центром Возрождения Традиций при Даниловом мужском монастыре Москвы. Наша цель – поддерживать традиции русской национальной кухни в России и за рубежом. Хотим показать, что русская кухня ничем не хуже, а даже лучше, чем зарубежные суши и пиццы. Сегодня здесь на форуме мы готовим русские монастырские блюда».

Анна Карпинович (президент Центра Возрождения Традиций): «В Центре Возрождения Традиций я отвечаю за светскую часть нашей деятельности, а за духовную составляющую – келарь Данилова монастыря иеромонах Феогност. Наш проект ориентирован на возрождение русской кухни в свете православных традиций. Через пару лет наши ребята пойдут работать в рестораны, и эти знания им сильно пригодятся. Во многих ресторанах сегодня растет спрос именно на русскую православную кухню. Два раза в году мы проводим православные гастрономические фестивали. В прошлом году учащиеся московских и российских колледжей показывали свое кулинарное искусство в Храме Христа Спасителя. Также в прошлом году наши команды участвовали в фестивале национальной кухни на Алтае, а Пасху мы праздновали на Кипре, где три команды из России представляли русскую кухню. Почему мы выбрали название «Команда Мечты»? Потому что наша мечта подготовить поваров высокого уровня, которые могли бы стать посланниками и представителями русской кухни и в России, и за рубежом».

Иеромонах Феогност (келарь Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы): «Миссию Церкви мы направили на среднее профессиональное звено – на молодежь, которая учится в колледжах. С ними мы проводим катехизаторскую, миссионерскую работу: рассказываем о монастырской трапезе, о постах, месяцеслове, церковных праздниках… Финалом учебы и мастер-классов становятся два гастрономических фестиваля – Рождественский и Пасхальный. Они обычно проводятся в значимых местах: в Храме Христа Спасителя, в Торгово-Промышленной Палате, в мэрии, во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском. Трапеза – это продолжение Литургии, и искру благодати, которую нам удается зажечь в сердцах этих юношей и девушек, они потом приносят в свои семьи. Это самое главное».


Виктор Чуклин (шеф-повар): «Сегодня здесь со мной мои ребята, студенты Лыткаринского промышленно-гуманитарного колледжа. Для гостей форума мы сегодня готовим две похлебки – чечевичную и грибную, картошку по-монастырски, салат из осенних овощей – репы, редьки, моркови, гречневые блины. По плану еще варенье и картофельные зразы с грибами. Мы говорим о русской кухне и о православной постной кухне. Постные блюда возможно с виду кому-то покажутся невыразительными, но мы сделаем их очень вкусными. Это же не химический биг мак! Мы делаем все только из натуральных продуктов. Русская кухня по своей сути очень вкусная, сытная и невероятно полезная. Недаром ее так любили наши предки, которые много трудились. Еда должна была долго храниться, потому так популярны были суточные щи, окрошки, тюри, намазки. Что такое намазка? Это то, что намазывали на хлеб. Обычно что-то сытное, простое и что могло долго храниться. Наши прадеды собирали в лесу мед, смешивали его с молотыми орехами, добавляли зелени, чесночка – и все это мазали на хлеб. Сытно и вкусно. Мы учим ребят старинным русским рецептам, которые гораздо полезнее современного фастфуда».

Иеромонах Иосиф (Королев): «На этом форуме я представляю Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, точнее его подворье – храм Покрова Пресвятой Богородицы. Мы привезли сюда наших животных: коз, кур, гусей, цесарок, индоуток. Наш храм – уникальный, деревянный, XVII века. Он стоит на том месте, где жил Пафнутий Боровский. Рядом с ним православная школа. Именно для наших детей мы и затеяли все это хозяйство с козами и гусями. Делаем и сыры. Это наше монастырское подспорье. В подобном форуме я участвую впервые. Спасибо Правительству Москвы, которое разыскало нас через сайт, и не только пригласило, но и помогло организовать наш приезд в Москву. Для всей нашей живности нам выделили фургон из цирка Никулина. Хотя, конечно, козы страшно испугались и даже не хотели вылезать из фургона. А вон тот белый гусак с перепугу все время кричал… а потом смирился и затих. Для наших водоплавающих – индоуток – сделали даже пруд, но они отказались в нем плавать, повылезали на сушу. Страшно им, обстановка непривычная, людей много».


Динара Аристова: «Я сама живу в Тарусе, а в Боровском монастыре занимаюсь технологией производства сыра. Если Господь управит, хотелось бы создать на базе обители монастырскую школу сыроделия. Изготовлением сыров занимаюсь уже 6 лет, хотя дело это весьма трудное. Мы были рады поставлять наши сыры и в торговые сети. Ведь наши сыры ничем не уступают самым лучшим импортным сырам».

Иерей Дионисий (Филимонов): «Я на форуме гость, но не удержался, захотел пообщаться со своими коллегами, которые занимаются сыроварением. Сам я из Белоруссии. Есть такое известное место – музейный комплекс Дудутки. А при нем православная церковь в честь Иоанна Предтечи. В этом комплексе мы популяризируем старинные ремесла, в том числе и сыроварение. Я как раз этим занимаюсь. У меня в хозяйстве в основном козы. Я докупаю коровье молоко и произвожу небольшое количество сыра проволоне. Удивительно вкусный сыр, напоминает сулугуни. Делаю сыры для фестивалей и немного на продажу. Благодаря сарафанному радио прихожан ко мне в Дудутки приезжают люди из разных мест, даже из Минска».

По соседству с хозяйством Боровского монастыря расположил свои сыры эффектный пожилой господин с пышной белой бородой. Оказалось, что его зовут Джон Янич Кописки, родом поляк, хотя и родился в Англии. В 1991 году он приехал в Россию, влюбился, женился, принял Православие. В начале 90-х годов купил разрушенный колхоз и на его базе создал молочное хозяйство.

Джон Кописки: «У меня в хозяйстве сегодня 4 тысячи голов. Уже шесть лет я занимаюсь в России агротуризмом. Наш комплекс называется «Богдарня». Находимся мы во Владимирской области, деревня Крутово. Это самое лучшее место на земле. У нас там свое громадное молочное хозяйство и уникальный деревянный храм в честь Жен-Мироносиц. Варим сыры, 18 сортов: Чеддер, Пармезан, Камамбер, Гауда. Приезжайте к нам в гости. Не пожалеете».

Я еще продолжал слушать Джона Кописки, когда по громадному павильону пронеслось: «Патриарх приехал». И, действительно, через несколько минут появился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Громадная толпа из журналистов, участников, организаторов и гостей форума, оставив все, что до этого момента занимало их внимание, переместилась в зону, где находился Патриарх, и пока Предстоятель Церкви осматривал проекты форума, неотступно следовала за ним. Святейший поговорил с участниками интернет-проекта «Батюшки онлайн», заглянул в храм-автобус, пообщался со спортсменами, с интересом осмотрел некоторые площадки мастер-классов и отправился в конференц-зал, где уже собралось большое количество гостей форума.


Когда я вернулся в сектор «Фермерство», с огорчением обнаружил, что гости съели практически все похлебки, салаты и картошку, приготовленные поварами Центра Возрождения Традиций. У стенда Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря стояла Динара Аристова, держа в руке пару листков с напечатанным текстом.

– Что это у Вас, Динара? – спросил я и кивнул на бумагу.

– Хотела сказать Святейшему Патриарху Кириллу несколько слов о российском фермерстве... На мой взгляд, это очень важно. Нашему фермерству очень нужна поддержка.

Будем надеяться, что подобные форумы еще не раз будут проходить в нашем городе, ведь и православной молодежи, и монастырям есть и что сказать, и что показать, и что обсудить. А самое, пожалуй, важное – это тот бесценный опыт, который люди имеют возможность перенимать друг у друга во время подобных мероприятий.

                                                                                                                                             Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь