Раскрывай сердце твое пред Богом…

Схиархимандрит Андроник (Лукаш)

45 лет назад, 21 марта 1974 года почил о Господе один из последних старцев Глинской пустыни схиархимандрит Андроник (Лукаш). Восприняв монашеские традиции от подвижников Глинской пустыни, он, как и прочие Глинские старцы, несмотря на многие скорби в своей земной жизни, без ропота и с полным преданием себя воле Божией бережно сохранял врученное ему сокровище – чтобы передать его новым поколениям монахов, которые придут, как он свято верил, и возродят обители, порушенные в годы гонений.

Схиархимандрит Андроник, в миру Алексей Андреевич Лукаш, родился 12 февраля 1889 года в селе Луппа Полтавской губернии. Начало монашеской жизни он положил в 1906 году в Глинской пустыни. Приняв нового послушника в монастырь после испытания, настоятель пустыни схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) поставил его на послушание в монастырскую гостиницу. Первым наставником юного подвижника стал отец Аристоклий (Ветер). В 1913 году его поручили опытному старцу Иулиану (Гагарину).

Однако в 1915 году он был призван на фронт, где попал в австрийский плен. Три с половиной года, несмотря на тяжелейшие условия, он сохранял мирность духа, помня уроки, данные ему старцами. Вспоминая об этом времени, отец Андроник говорил: «Мы землю копали: все равно ведь нужно трудиться, – и чудеса Божии сопутствовали нам».

В 1918 году, после окончания войны, послушник Алексий Лукаш вернулся в Глинскую обитель. 11 июня 1920 года он был пострижен в рясофор, а в 1921 году принял монашеский постриг с именем Андроник. В дальнейшем, в любых жизненных обстоятельствах, где бы ни был, он всегда был тверд в исполнении монашеских обетов и тому же учил своих духовных чад, в письмах призывая: «Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные вами… быть истинными монахами – вовеки не согрешите».

В 1922 году, уже после закрытия Глинской пустыни он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа Павлина (Крошечкина), будущего священномученика. 

Вскоре отец Андроник был арестован и сослан на пять лет в лагерь на Колыму. В лагере отец Андроник работал санитаром тюремной больницы. И здесь, в тяжелейших условиях, он сумел сохранить мир внутри себя и проявить любовь и сострадание к людям, служа им всеми своими силами.

Досрочно вернувшись из заключения, он снова становится келейником у владыки Павлина, который на тот период времени был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии. В 1926 году в храме Воскресения в Сокольниках иеродиакон Андроник был рукоположен владыкой в иеромонаха. В 1927 году, в период постигшей его тяжелой болезни он был пострижен в великую схиму.

В 1939 году старец Андроник во второй раз был арестован. Во время следствия к нему применяли пытки, требуя показаний против епископа Павлина. Он выдержал все испытания, не подписав ни одного документа, и вновь получил лагерный срок на Колыме.
Как и прежде, благодаря твердой вере, укрепляемый молитвой, он сумел не просто выжить в нечеловеческих условиях, но и заслужить уважение – даже среди надзирателей и начальников лагеря.

Своим духовным чадам он впоследствии напишет: «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии находиться в непрестанной молитве. Господи, посылаешь ми скорби, прошу: пошли и терпение. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Господи, Крест Твой понести… Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод… Молися почаще и говори: “Не яко аз хощу, а яко Ты, Отче”. Матерь Божию нужно просить, Она никогда не оставит… Только нужно крепко веровать». 

28 сентября 1948 года отец Андроник вернулся в Глинскую пустынь, открытую в 1942 году. В апреле 1949 года он был назначен благочинным и ризничным монастыря. Он очень быстро снискал такое доверие среди братии, что стал братским духовником. В своих советах старец всегда основывался на Священном Писании и учении святых отцов. В сохранившихся записях отца Андроника были собраны наставления из «Отечника», «Луга духовного», других святоотеческих творений. Но более всего он назидал братию своим личным примером смирения и послушания.

5 мая 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I отец Андроник был возведен епископом Евстратием (Подольским) в сан схиигумена. В 1960 году Святейший Патриарх Алексий I наградил отца Андроника палицей.

В 1961 году, после второго закрытия Глинской пустыни старец переехал на жительство в Грузию. Остановившись вначале у своего бывшего келейника иеромонаха Павлина, он затем переехал в Тбилиси, где и жил до последнего своего часа, на попечении у митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги).

В Грузии отец Андроник продолжил свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в кафедральном храме в честь благоверного князя Александра Невского, а затем принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью.

Несмотря на переезд, сердцем своим он находился в обители, где положил начало монашеского жития. До последних дней старался сохранять общение и духовное единство со своими братиями по монастырю. Из его переписки известно, что он посещал схиархимандрита Серафима (Романцова), который, так же, как и отец Андроник, после закрытия Глинской пустыни переехал в Грузию, к бывшему Глинскому насельнику – владыке Зиновию (Мажуге).

В редкие свободные минуты отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов и в беседах с духовными чадами часто цитировал прочитанное. Он вел особую тетрадь, в которую выписывал святоотеческие поучения на разные случаи жизни и сам руководствовался ими.

В 1963 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I митрополит Зиновий возвел схиигумена Андроника в сан архимандрита.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Чтобы вести, надобно видеть все распутия, опытно знать их и знать, как они отклоняются; а для сего надобно стоять на некоторой высоте, с коей можно бы обозревать и все пути, и всех идущих, и того между ними, кто вверился». Переняв от старцев Глинской пустыни опыт духовничества, соединив его со своим жизненным и духовным опытом, полученным в претерпении многих скорбей, преподобный Андроник относился к каждому обращающемуся к нему с любовью и давал те советы и наставления, которые необходимы и полезны были данному человеку в его конкретных жизненных обстоятельствах и при его личном духовном устроении.

Своим духовным чадам – инокам он напоминал: «Каждый час следует нам бодрствовать и пребывать в молитве, ибо Господь сказал своим ученикам: Бдите и молитесь. Непрестанно молитесь. Следует постоянно ожидать и помышлять о часе смертном, боясь огня вечного. Пусть не страшит мысль о трудностях и тяжести жизни в мирских условиях, ибо путем многих скорбей можно войти в Царство Небесное. Не место освящает человека, а человек место. Где монах, там и монастырь, живите по-монашески, и будет вам монастырь. Разумно проводите жизнь свою, живите чисто, кайтесь, молитесь, чтобы не постигла вас внезапная смерть и страшный гнев Божий. Многие легли спать и не встали, так и мы ложимся и не знаем, встанем ли утром. Не уклоняйтесь от исполнения правила молитвенного»

«Люби смирение. Оно покроет тебя от грехов. Будь готов отвечать “прости меня” на всякое слово, которое услышишь, потому что смирение разрушает все козни врага».


В ноябре 1973 года старец перенес инсульт, в результате наступил паралич левой части тела, и он уже не мог посещать богослужения. Он переносил болезнь без ропота и непрестанно молился дома, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин до самой своей блаженной кончины.

Одной из последних записей в его тетради были слова аввы Исаии, ими старец Андроник как бы дает завет как своим чадам, так и монахам будущих поколений: «Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое пред Богом, чтоб уразуметь невидимых деятелей, живущих в сердце твоем, – нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, которые представляются тебе в нем; если найдешь такой яд в сердце твоем, то знай, что оно будет заражено им и не может благоугождать Богу».


(Жизнеописание Глинских старцев. Издание Глинской пустыни, 2010)

Материал подготовила Анна Фейгина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ