Исследования

Протоиерей Сергий Звонарёв
Статья знакомит читателя с усилиями священноначалия Русской Православной Церкви по сохранению русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. Особая роль в этом принадлежала Отделу внешних церковных сношений и его председателю митрополиту Никодиму (Ротову). В решение афонского вопроса было вовлечено не только церковное руководство, но и советские власти, в том числе на высшем партийном уровне, а также на уровне Совета по делам Русской Православной Церкви (Совета по делам религий), Министерства иностранных дел СССР и посольства Советского Союза в Афинах.
Иеромонах Никон (Скарга)
В конце октября 2024 года состоялось присуждение премий XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» первой премии было удостоено издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова, изложенные в порядке возрастания добродетелей», вышедшее в марте этого года под редакцией насельника Оптинской обители иеромонаха Никона (Скарги). Ранее в интервью порталу «Монастырский вестник» отец Никон рассказал, что для издания этой книги потребовалась тщательная разработка ее научной части. Научный подход, в том числе, позволил дать ответ на важный вопрос, возникший в конце ХIХ столетия в западной патрологии и отчасти ставший проникать в современную православную патрологию, – о принадлежности святого Исаака к Церкви Востока (несторианской). В ходе работы над оптинским изданием был применен метод сравнительного анализа текстов, исследованы все доступные сирийские рукописи, содержащие творения преподобного Исаака Сирина, в том числе наиболее древние. Это дало убедительную аргументацию для прояснения вопроса. Однако, как отметил иеромонах Никон, в издании, призванном решать прежде всего аскетические задачи, дух полемики был бы неуместен, и данная проблематика в основном отразилась в научных статьях, сопутствовавших работе над книгой (см. Справку в конце публикации) Одну из этих статей мы предлагаем сегодня вниманию наших читателей. В ней приводится критика и ставится под сомнение авторство 11-го трактата из Второго Собрания, приписываемого преподобному Исааку; выдвигается тезис о принадлежности трактата перу видного восточно-сирийского богослова мар Нарсая († ок. 502 г.). Примененные методы детального комплексного исследования могут в дальнейшем способствовать выявлению иных сомнительных и подложных текстов, присутствие которых до сих пор оставалось незамеченным в новооткрытых текстах творений аввы Исаака, – святого, на протяжении более тысячелетия признаваемого одним из столпов Православной Церкви и учителем православного монашества.
Иеромонах Иов (Герасимов), иерей Вячеслав Масин
В статье магистра теологии, старшего преподавателя Таврической духовной семинарии, старшего помощника проректора по воспитательной работе Таврической духовной семинарии иеромонаха Иова (Герасимова) и магистра теологии, ассистента кафедры церковной истории Московской духовной академии, помощника проректора по воспитательной работе Московской духовной академии иерея Вячеслава Масина сделана попытка проанализировать процесс созидания ученой иноческой традиции в Свято-Владимирском Херсонесском мужском монастыре, а также влияние этого уникального опыта его насельников на общецерковную дискуссию о создании нового типа ученого монашеского братства.
Владимирский женский монастырь города Вольска Саратовской епархии
«Монастырский вестник» предлагает вниманию читателей историческое исследование, подготовленное Владимирским женским монастырем города Вольска Саратовской епархии. В повествовании о схиигумении Марии – подвижнице Церкви в годы гонений тесно сплетены судьбы многих наших соотечественников, мужественно хранивших веру в самых тяжелых испытаниях и сумевших передать ее следующим поколениям
01.09.2023
В начале XX века развитие европейской цивилизации, как тогда казалось, достигло своего пика. Изобретение доселе невиданных средств промышленного производства, в сочетании с глобальной торговлей и верой в прогресс, делали в сознании людей войну совершенно невозможной. Безусловно, то тут, то там вспыхивали локальные конфликты (например, Балканские войны 1912-1913 гг.), но возможность большой глобальной войны рассматривалась как ничтожная. В 1909 году английский журналист Норман Эйнджелл опубликовал книгу под названием «Великая иллюзия» (The Great Illusion). В ней он доказывал, что экономические издержки от глобальной войны окажутся настолько катастрофическими, что никакие приобретения, полученные в ее ходе, не смогут перекрыть потери. По Эйнджеллу, если все же война и случится, она будет скоротечной. Однако Господь распорядился иначе – и война, потрясшая все человечество, началась.
Священник Павел Бочков
Статья доктора богословия, доктора теологии, кандидата юридических наук священника Павла Бочкова затрагивает исторический аспект церковно-государственных и экономико-правовых взаимоотношений и посвящена зарождению хозяйственно-правовых отношений в процессе деятельности монастырей в границах своих землевладений в период древнерусской государственности. Арендные отношения между монастырями и арендаторами можно отнести к хозяйственно-правовой сфере. Кроме доходов от аренды земли, монастыри имели доходы от промышленной и торговой деятельности, в противном случае такие религиозные организации не подлежали бы налогообложению в пользу государства.

Запальский Глеб Михайлови
Фрагмент из книги Г.М. Запальского «Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах» (М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009)
Протоиерей Александр Берташ
Статья кандидата искусствоведения, кандидата богословия, настоятеля церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев в Бремене и прихода во имя сщмч. Владимира Московского и прп. Анастасии Киевской в Бремерхафене, древлехранителя Берлинско-Германской епархии протоиерея Александра Берташа основана преимущественно на архивных материалах из хранилищ Тарту, Санкт-Петербурга, Таллина и Риги и посвящена ранее малоизученному вопросу о роли Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божьей Матери (с 1882 г.) в устройстве Пюхтицкой Успенской женской общины (1891 г., с 1893 г. – монастырь).
А.Б. Ванькова
Предлагаем вниманию наших читателей статью кандидата исторических наук, научного сотрудника Отдела Византии и Восточной Европы ИВИ РАН Анны Борисовны Ваньковой, опубликованную в VI сборнике материалов науч-но-практической конференции «Златоустовские чтения».
Игумен Дионисий (Шлёнов)
Вниманию читателей предлагается исследование профессора Московской духовной академии, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный богословскому осмыслению «сырной» недели как подготовительного периода к Великому посту.
Иаков (Савельев), иеродиакон
В статье насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, кандидата богословия иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотреть различные проблемы выбора духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь в наше время. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор опирается на мнения старцев и известных духовников, живущих ныне или живших не так давно. Материал изложен в сопоставлении с учением преподобного Иоанна Лествичника по этой теме.
Игумения Домника (Коробейникова)
Доклад игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга на X Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, 8–10 февраля 2022 года).
М.Ю. Нечаева
Предлагаем вниманию читателей исследование Марины Юрьевны Нечаевой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника сектора методологии и историографии Института истории и археологии Уральского отделения РАН. В статье анализируется идеология реформирования монашества в России XVIII в. – от Петра I до Екатерины II.
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
23 октября 1937 года был расстрелян настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский)
М. В. Шкаровский
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра за всю историю своего существования явила немало примеров духовного подвижничества. Самым близким нам по времени и одним из самых знаковых проявлений духовной жизни Лавры стала деятельность в 1918–1932 годах Александро-Невского братства.
Алла Виденеева
Кандидат исторических наук Алла Евгеньевна Виденеева продолжает публикацию своих находок в архивах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Основываясь на документальной истории пострига в 1908 году двух послушников Новоспасской обители – Павла Ивасюка и Дмитрия Соснина, можно узнать интересные подробности церковной и собственно монастырской жизни начала ХХ столетия, сделать выводы о том, как стремились в то время сохранять преемственность традиций и заботились о достойном пополнении свежими силами монашеской братии.
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
23 октября 1937 года – день расстрела выдающегося иерарха Русской Православной Церкви настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского). Молитвенно поминая владыку, публикуем обзор одной из его статей, в которой он поднимает важную для Церкви тему роли духовенства в жизни России и причинах нестроений в духовном образовании.
Ольга Полякова
Современные исследователи неоднократно отмечали значительную роль, которую внесли православные монастыри в историю и культуру России.
Людмила Зуммер
Предлагаем вниманию наших читателей исследование Людмилы Александровны Зуммер, регента Феодоровского кафедрального собора Ярославля, преподавателя регентской школы Ярославской духовной семинарии, многие годы изучающей историю церковной певческой культуры Ярославской земли.
А.В. Щипков
Статья советника председателя Государственной Думы Российской Федерации, заместителя главы Всемирного русского народного собора, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,доктора политических наук А.В. Щипкова.