О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь

Иаков (Савельев), иеродиакон

В статье насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, кандидата богословия иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотреть различные проблемы выбора духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь в наше время. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор опирается на мнения старцев и известных духовников, живущих ныне или живших не так давно. Материал изложен в сопоставлении с учением преподобного Иоанна Лествичника по этой теме.

Одним из возможных путей спасения для человека является монашество. Этот путь непрост, на нем человека ждет немало трудностей, могут подстерегать опасности и козни бесов, из-за которых желающий спасения может даже потерять оное. Преодолеть все эти препятствия, спастись и получить награду за свои труды монаху должен помогать, согласно учению святых отцов, его духовный отец. Вопрос о том, как его выбрать людям, которые в настоящее время подвизаются в монастыре или собираются туда поступать, будет в меру возможностей автора рассмотрен в данной статье. Актуальность и важность этой темы очевидна. Спасение человека и нахождение того, кто будет руководить тобою или оказывать тебе духовную помощь на этом пути, имеют непреходящее значение. И поэтому о выборе духовного руководителя писали и говорили многие святые отцы и пастыри Церкви. Но в настоящее время появились обстоятельства и проблемы в духовной жизни, которых не было ранее и которые не описаны в творениях ранее живших святых подвижников. И это требует особого рассмотрения.

Для исследования темы данной работы будут использованы следующие источники. Во-первых, одной из главных книг для монашествующих является «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, вместе с которой обычно печатают его же «Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец». Этим творением пользуются и руководствуются многие люди, избравшие для себя монашескую стезю. Его почитали и почитают многие святые и известные пастыри, которые рекомендовали этот труд изучать другим. Но при этом, как писалось ранее в нашей статье [1], многие духовники при всей его авторитетности старались уяснить возможности и рамки использования наставлений, изложенных в нем, теми или иными людьми при различных жизненных условиях и обстоятельствах. Последние в настоящее время отличаются от тех, которые были при жизни преподобного. И поэтому учение святого Иоанна игумена Синайского о выборе духовного отца будет рассмотрено и сопоставлено с мнениями старцев и известных духовников, современных нам, на записи слов и наставлений которых мы также будем опираться в данной статье.

Прежде чем начать рассмотрение вопроса, отметим, что в некоторых монастырях существует должность общего духовника с тем или иным объемом прав и обязанностей. Например, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре есть духовник братии. Но, конечно, это не отменяет возможности и даже является обязанностью, о чем писали и говорили многие святые отцы, каждого из братии иметь своего духовного отца, которого он изберет себе сам и который будет наставлять его и помогать ему в деле спасения. В этой статье говорится именно о последнем, выбранном человеком самим.

Итак, как же выбрать себе духовника, и каким должен быть избираемый тобою духовный наставник? Это два взаимосвязанных вопроса. Святой Иоанн, игумен Синайский, пишет об этом в «Слове особенном к пастырю». Здесь он говорит о высоких добродетелях, качествах, способностях, которые должен иметь духовный руководитель. И, имея их, руководить пасомыми, вести их по пути спасения. Таково мнение преподобного Иоанна Лествичника! Но, к сожалению, как разъясняли многие известные духовные отцы, в настоящее время духовники оскудели. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) об этой проблеме писал, что святой Григорий Синаит, живший в XIV веке, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!» [2]. И в другом месте: «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности» [3]. Также и отец Кирилл (Павлов): «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных» [4]. И другие современные нам известные и опытные пастыри говорили и писали об этой проблеме [5].

С одной стороны, по нашему убеждению, мнение преподобного Иоанна, игумена Синайского о важности пастырям духовным иметь изложенные им добродетели для спасения своих пасомых незыблемо. Подтверждает это и известный современный нам старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который, например, пишет: «Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания – воспринять великое наследие, образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: „Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою“ (Тим. 4:12)» [6]. Но, с другой стороны, учитывая оскудение духовных отцов в настоящее время, возникает вопрос: чем все же руководствоваться при выборе духовника желающим идти по монашескому пути в современных условиях монастырской жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опыту старцев и опытных духовников, живущих сейчас или живших не так давно.

Начнем с того, что даже при оскудении духовников они говорят о важности иметь и важности правильно выбрать того, кто будет руководить твоим спасением.

Например, известный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом писал: «Духовничество – одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви… Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды души» [7].

Обратимся также к рассуждениям святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, почему важно выбрать себе хорошего духовного отца. Отмечая, с одной стороны, что «с оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу» [8], святитель не отрицает возможность и необходимость нести указанный подвиг в определенных рамках или границах. В другом месте он пишет: «Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло» [9]. И одним из наиболее значимых для тебя отцов, который может быть и из числа начальствующих, чьи благословения ты должен исполнять, учитывая изложенные выше мысли святителя, является твой духовник.


Таким образом, как пишут эти два известных пастыря – архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и епископ Игнатий (Брянчанинов), важность и желательность ищущим спасения иметь хорошего духовника связаны как с необходимостью поиска того, кто мог бы уврачевать твои духовные болезни, так и с общими правилами монастырской жизни, основывающейся во многом на послушании, при выполнении которого человек зачастую руководствуется наставлениями своего духовного отца, пользуется его духовной помощью и поддержкой в решении различных вопросов и проблем. И от верного или неверного избрания своего духовного руководителя во многом будет зависеть дальнейшая жизнь монашествующего.

Говоря об этой связи подвизающегося и его духовного пастыря, известный духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин) отмечает: «Если человек уходит в монастырь <…> его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше, чем у мирян» [10]. В качестве примера можно указать, что при поступлении в монастырь, постриге и рукоположении в священный сан духовный отец подписывает письменную рекомендацию, а при хиротонии – еще и бумагу об отсутствии препятствий у кандидата, желающего принять сан диакона или священника. И хотя под какими-то из этих бумаг ставит в определенных случаях подпись общий монастырский духовник, но и мнение и рекомендация лично твоего духовного пастыря бывают и должны быть важны для решения этих вопросов. Решаются с последним и многие другие проблемы и вопросы в жизни подвизающегося.

Таким образом, большое значение имеет, какого духовника изберет себе человек. Как же его найти и выбрать? Современные старцы и известные духовные пастыри дают следующие общие советы.

Отец Кирилл (Павлов) в беседе с учащими и учащимися Московских духовных школ по этому вопросу высказался так: «Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни... От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте» [11].

Также и преподобный Паисий Святогорец говорил: «Необходимо <…> чтобы человек мог доверять духовнику и находить утешение в его руководстве» [12].

Отметим в этих словах качества духовного наставника, на которые, как указывают старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, нужно обращать внимание. В приведенных выше цитатах говорится, во-первых, о важности того, чтобы человек мог доверять своему духовному отцу, вверять ему «свои тайны сокровенные», что предполагает уверенность в порядочности, добросовестности, честности духовника [13]. А во-вторых, подвизающийся должен находить в руководстве своим духовным наставником «душевную пользу», по отцу Кириллу, или, как выразился отец Паисий, «утешение в <…> руководстве» [14].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывал аналогичное мнение: «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований» [15]. Заметим, что без этих качеств пастыря доверие ему, о чем говорилось выше, вряд ли возможно. И в другом месте святитель писал: «Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие... Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его – и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость» [16].

И известный духовник XX века игумен Никон (Воробьев) писал: «Найти опытного и “непрелестного” руководителя, пожалуй, и невозможно. Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного, идущего тем же путем и с ним советоваться, но и то его советы надо уметь проверять словом Божиим и святых отцов <…> и, если можно, с кем-либо уже вышедшим из периода бурных страстей и более или менее духовным. А опытного друга, которому можно довериться “поступать во всем по его советам”, ты не найдешь. Благодари Бога, если найдешь более или менее порядочного спутника» [17].

Как и старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, епископ Игнатий и отец Никон указывают на важность добросовестности, порядочности духовного отца, на то, чтобы обратить внимание на эти качества своего духовного руководителя, с которыми эти пастыри во многом и даже в первую очередь связывали возможность получения духовной пользы при окормлении.

Если сравнить данные рекомендации с тем, что писал о духовнике преподобный Иоанн Лествичник, то можно сказать, что для него описанные современными духовниками качества были очевидными и необходимыми, которые, как он писал, должны присутствовать у каждого духовного отца [18]. Преподобный, видимо, имея в виду, что эти и другие духовные дары и качества уже имеются у духовных руководителей и таковых руководителей можно найти, предлагал обращать внимание, например, на то, чтобы выбрать для своего спасения строгого и даже очень строгого духовного отца [19] или на то, чтобы отсекать свою волю перед ним [20]. Но в связи с этим еще раз процитируем слова святителя Игнатия: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники – великая редкость» [21]. Поэтому приходится искать хотя бы тех духовников, которые подходят описанным выше наставлениям современных старцев и известных духовных пастырей Церкви Христовой.

Это были общие наставления, на какие качества духовного наставника нужно обращать внимание при выборе себе последнего. Но попробуем продолжить исследование проблемы этого выбора. С вопросом о качествах, добродетелях выбираемого духовного отца тесно связан и вопрос дальнейшего отношения к духовнику или отношений с духовником. Человеку важно понимать, как, учитывая достоинства и недостатки пастыря, к нему правильно относиться, или какие взаимоотношения в дальнейшем будут возможны, как их нужно выстраивать. В данной статье нами не преследуется цель осветить все аспекты этой темы. Постараемся остановиться лишь на некоторых, связанных с особенностями нынешнего времени. Какие же советы дают здесь современные опытные духовные пастыри?

Объясняя, как решить вопросы нахождения духовного отца и правильного выстраивания с ним отношений, схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил: «Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать... Духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами» [22]. Эти слова относятся и к мирянам. Конечно, в монастыри сейчас многие идут, получив определенный жизненный и духовный опыт, некоторый объем богословских знаний. Но приходят и такие, у которых недостает этого. В качестве решения проблем в отношениях с духовным отцом батюшка Илий предлагает, в том числе, православное воспитание и обучение людей богословию: «Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека» [23]. Осмелимся здесь сказать, что, соответственно, задачей, в том числе и духовных школ, хотя и не только духовных учебных заведений, является преподание людям этих знаний, восполнение пробелов в области православного воспитания, чтобы человек мог вступить подготовленным на монашеский путь. Это было бы в какой-то мере решением рассматриваемой в данной статье проблемы.

Пишет ли об этом преподобный Иоанн Лествичник? Наверное, правильно сказать, что преподобный отец не уделяет внимания вопросу обучения и связанного с ним воспитания человека перед вступлением в монастырь, начиная свое описание в «Лествице» жизни желающего подвизаться в монашеской обители с намерений, по которым тот может вступить на этот путь [24], и далее говоря уже о самом подвиге иноческой жизни (необходимости выбора духовного наставника, отречении от мира и т.д.) [25]. И хотя затем в отдельных стихах святой Иоанн кратко пишет о том, что духовного врача (духовника) необходимо выбрать до вступления в монастырь, а также что нужно отказаться от имений в миру [26], что предполагает определенный объем духовных знаний, но все же он не говорит прямо о важности получения серьезных познаний в области святоотеческого учения и основанного на них воспитания до вступления на монашеский путь.

Почему нами обращено на это внимание? Как писалось выше и, в частности, как считал преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, ранее были духовные пастыри, обладавшие многими добродетелями, которым можно было отдаться в послушание (беспрекословное) и которые могли бы обучить человека правилам духовной жизни и вести по пути спасения. Сейчас, как сказано выше, оскудели духовники, которые могли бы наставить на правильный путь в монашеском делании, и такое полное послушание им уже практически невозможно. В связи с этим святитель Игнатий писал о том, что мы должны научаться духовной жизни из отеческих писаний [27], что было бы вполне разумным и удобным делать не только в монастыре, но и еще до вступления в него, о чем и говорит схиархимандрит Илий (Ноздрин). Тем более это удобно, что в настоящее время существует много различных духовных школ, в которых можно постараться почерпнуть данные знания.

Но вернемся к рассмотрению вопроса о том, как правильно строить свои отношения с духовником. Важно отметить, что в основе этих отношений лежит исповедь. При выборе духовного отца нужно исповедаться ему во всех грехах за всю жизнь, что иногда называют генеральной исповедью. В монастыре «прежде всего открой свое сердце твоему старцу и исповедуйся ему за всю жизнь… Будь осторожен, чтобы случайно не скрыть какого-нибудь своего плана (якобы духовного), потому что позже сам пострадаешь от своего плана, когда окажешься вне плана Божия и будешь подвизаться своими собственными ничтожными человеческими силами, а не Божиими», – говорил старец Паисий Святогорец [28]. То же самое про исповедание грехов духовному отцу написано и у преподобного Иоанна Лествичника. Например: «Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям» [29]. С одной стороны, эта необходимость исповеди духовному отцу кому-то может показаться очевидной. Тем не менее, все равно многие современные опытные духовные наставники обращают на это внимание [30]. И поэтому нужно внимательно отнестись к их наставлениям.

Что еще можно сказать о том, как правильно строить отношения с духовным отцом? В «Лествице» и у древних святых отцов много говорится о важности послушания (повиновения) духовнику, в том числе и беспрекословного. Но к настоящему времени в связи с оскудением духовных руководителей возможность такого послушания подвергается сомнению, о чем мы писали выше. Схиархимандрит Илий (Ноздрин), объясняя, как нужно строить отношения с духовным отцом, говорит, что «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека… Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность» [31]. Наверное, можно и даже нужно говорить, что в древних монастырях монах и его духовный отец тоже были соработниками в деле спасения, даже когда последний вел своего пасомого по пути беспрекословного послушания. Но, думается, формулировка отца Илия более широка. Даже учитывая, что подвиг беспрекословного послушания невозможен в наше время или же очень проблематичен по указанным выше причинам, она описывает, какими должны быть отношения между духовником и его духовным чадом.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в том числе и по этому вопросу писал: «Опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее... В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду на Бога… Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос» [32]. Заметим, что отец Иоанн говорит, что в духовничестве нельзя в настоящее время видеть «твердый жезл, на который во всякое время можно опереться», чтó, с одной стороны, в общем, нужно понимать, как невозможность отношений с духовником на основании беспрекословного послушания, хотя это не исключает в некоторых случаях подобного отношения. А с другой – старец указывает, что при руководстве духовником все-таки нужно опираться в первую очередь на «едину опору», иметь «едину надежду на Бога». Что значат эти слова? Думается то, что человек в первую очередь должен стараться понять, какова воля Божия о его спасении, и стремиться ей следовать. А получаемые от своего духовного отца наставления или советы, как спасаться, могут быть полезны и приняты подвизающимся, если они согласуются с этой волей Бога или не противоречат ей. Исходя из того, что твой духовник, в общем, желает тебе спасения (что ты нашел такого духовного наставника), можно говорить, что и ты сам, стараясь понять Божию волю о тебе, стремишься устроить свой путь в Царство Небесное. Эта мысль созвучна вышеприведенным словам схиархимандрита Илия, что «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга» в деле спасения [33]. При этом слова старца Иоанна подробнее описывают характер такого соработничества.

Также и святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что человек, получая наставления от духовника, должен их согласовывать с волей Божией, которую нужно узнавать из Священного Писания и творений святых отцов: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божьим нашему времени <…> основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братьев» [34]. В этих его словах опять же можно видеть согласие с вышеприведенными мыслью схиархимандрита Илия, что в деле спасения «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга», и рассуждениями архимандрита Иоанна об отношении к духовному отцу.

Отметим, что изложенное выше о взаимоотношениях с духовником нами было написано, в первую очередь, для понимания того, какого духовного руководителя человеку нужно искать в монастыре для своего спасения.

Рассмотрим теперь некоторые частные вопросы, которые возникают в связи с выбором духовного отца.

Во-первых, старец архимандрит Кирилл (Павлов) о выборе духовника говорил: «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных» [35]. Эти слова мы уже цитировали. Сейчас отметим из них только одно: отец Кирилл обращал внимание на то, что опытный духовный руководитель особенно важен для «молодых, новоначальных». Если сравнить это утверждение с тем, что писал преподобный Иоанн Лествичник, то можно заметить, что последний, говоря о важности подвига отсечения своей воли и послушания духовнику, не выделял того, что это делание важно только в начальный период жизни в монастыре. Например, про монашествующих, пребывающих в послушании своему духовному руководителю, в четвертой ступени «Лествицы» он писал: «Вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием. Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде, нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей» [36].

Почему такое различие во взглядах на то, в какой период жизни в монастыре для человека важно духовное руководство? Думается, ответ очевиден. Если преподобный говорит о важности несения подвига послушания (беспрекословного) духовнику «даже до конца жизни», то отец Кирилл, не считая возможным нести этот подвиг в настоящее время, видимо, имеет в виду здесь то, что духовник является помощником в деле спасения, о чем мы писали выше. И эта помощь духовного отца пожелавшему вступить на монашеский путь, как отмечает старец, важна именно в начальный период жизни в монастыре. И на это нужно обратить внимание желающим спасения. Что же важного происходит в этот период времени? Очевидно, что человек набирается нового для него опыта монастырской жизни, которого он не имел до этого, получает правильные или, наоборот, неправильные ориентиры и наставления, как дальше подвизаться; многие тогда принимают постриг и священный сан, или же решают, когда это сделать, или, возможно, решают отказаться от иноческого пути и вступить в брак.

Еще раз отметим, что, по мнению одного из известнейших и уважаемых старцев, жившего не так давно, можно сказать, нашего современника – отца Кирилла, первое время (первые годы) жизни в монастыре наиболее важны для желающего идти этим непростым путем. И, соответственно, важны решения, которые человек тогда примет. И чтобы не возникало у подвизающихся иллюзий, он с сожалением отмечает отсутствие в монастырях духовных наставников и наставниц, которые хорошо могли бы вести по этому пути. Но, учитывая, с какой любовью и желанием для всех спасения относился к обращающимся к нему архимандрит Кирилл (Павлов), можно с уверенностью сказать, что говорил он это, не просто обличая оскудение духовной жизни, но дабы предостеречь людей от ошибок, порою даже гибельных, и желая пробудить у подвизающихся особое внимание к этому периоду монашеской жизни и тем решениям, которые будут тогда приниматься.

В связи с этим отметим и следующую возможную ошибку. Свои решения человек принимает, согласуя их с духовным отцом, слушая его советы. Но как писали и говорили многие святые отцы и, в частности, старец Паисий Святогорец, «духовного руководителя человек выбирает себе [сам]» [37]. И, соответственно, отвечает за свой выбор сам. Поэтому возможные уговоры и благословения человеку взять определенного духовника, не им самим выбранного, или призывы сменить духовника в монастыре должны вызывать вопросы и сомнения: насколько оправданны такие советы, зачем они даются и стоит ли их принимать? Потому что ответственность в итоге будет лежать не на том, кто делает такие предложения, а на самом вступающим или уже вступившем на монашеский путь.

Рассмотрим теперь вопрос о возможной смене духовного отца. Об этом архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет» [38]. И в связи с этим попробуем разобраться, почему старец Паисий Святогорец говорил, что «в легкой смене духовников нет ничего хорошего… В прежние времена люди шли к старцам, чтобы посоветоваться с ними о своих затруднениях и получить помощь. Сегодня многие идут к старцам не для того, чтобы с ними посоветоваться, а для того, чтобы оправдать самих себя или чтобы потом рассказывать другим, что они советовались и с таким-то старцем» [39]. Что же имеется в виду под словом «легко» в обоих этих текстах? Во втором из них отец Паисий рассказывает о неком или неких легкомысленных людях, которые больше думают не о следовании по пути спасения, а об удовлетворении своей воле. Если попытаться передать одним словом, то он имеет в виду «легко» в смысле «легкомысленно». Можно ли в монастыре встретить такую легкомысленность у людей, посвятивших свою жизнь Богу, давших столь серьезные обеты и обязанных подчиняться достаточно строгой монастырской дисциплине? На взгляд автора этой статьи, это маловероятно, хотя и монашествующим надо иметь в виду слова преподобного старца. Скорее же эти мысли относится к некоторым мирянам, которые хотят жить по своей воле, а не по правилам Церкви, что также следует из контекста сказанных отцом Паисием слов [40]. С другой стороны, в тексте лаврского старца архимандрита Кирилла четко сказано, что «легкая» смена духовника возможна по объективным обстоятельствам, а именно «если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям». То есть легкость в данном случае – это не некая субъективная легкомысленность человека, а возможность спасающегося пойти на данный шаг (смену духовного отца), если он вызван объективными обстоятельствами.

Отметим, что преподобный Иоанн Лествичник тоже считал возможным сменить духовника. Он писал: «Когда духовный врач наш признает себя недостаточным для исцеления нас, тогда должно идти к другому» [41]. Но если преподобный указывает при этом на то, что сам духовный отец должен признать свою неспособность, то в словах старца Кирилла нет такого условия – решение о необходимости сменить духовного руководителя принимает сам человек, исходя из своего понимания, под чьим руководством ему устраивать свое спасение. Эту разницу в видении данного вопроса можно объяснить также оскудением духовных пастырей, которые могли бы дать правильную оценку, достаточно ли их руководство для духовного врачевания своих чад.

Следующий вопрос, который рассмотрим в данной статье, – возможность иметь духовника за пределами своего монастыря. Начнем с одного из наставлений старца Паисия Святогорца, который говорил: «Лучше иметь одного духовника там, где живешь, потому что духовник как врач: должен в любой момент знать состояние больного, чтобы суметь дать всякий раз соответствующее лекарство» [42]. С одной стороны, здесь сказано, что лучше иметь духовного отца в том монастыре, где подвизаешься. А с другой стороны, из этих же слов можно сделать вывод, что он не утверждал такой необходимости и обязательности, просто объяснял, как в общем было бы лучше. Думается, чтобы окончательно принять правильное решение о выборе наставника, нужно обратиться к словам отца Кирилла (Павлова): «От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте» [43]. И здесь важно оценить все плюсы и минусы этого решения. С одной стороны, имея духовника в монастыре, где живет подвизающийся, можно легче от него получать помощь. С другой стороны, учитывая оскудение духовных руководителей и имея в виду не только пользу, но и вред или проблемы, которые они могут принести своими действиями и своим руководством и, наоборот, пользу от руководства духовника, находящегося вне монастыря проживания, можно подумать, чтобы сделать выбор в пользу последнего.

Например, известно, что духовником некоторых монашествующих был старец протоиерей Николай (Гурьянов): настоятельницы Пюхтицкого монастыря игумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Горненского Иерусалимского монастыря игумении Георгии (Щукиной) и других [44]. Игумен Сергий (Амуницын), который долгое время служил на приходе не в Московской епархии, считал своим духовным отцом известного старца архимандрита Кирилла (Павлова) [45]. Иеросхимонах Валентин (Гуревич) свидетельствует, что у старца отца Наума (Байбородина) были духовные чада, в том числе и монашествующие, которые проживали «по всему постсоветскому пространству по обе стороны Урала» [46]. Этот список можно было бы при желании продолжить. Но, думается, и его достаточно, чтобы понять, что старцы не отвергали возможность быть духовными пастырями монахов и монахинь, которые не жили в одном с ними месте или в одном монастыре.

Отметим, что преподобный Иоанн Лествичник не рассматривает данный вопрос, как бы подразумевая, что в выбранном тобою монастыре у тебя есть возможность найти себе духовника. Например, он пишет: «Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую врачебницу, то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих. Когда же от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее, если найдешь между ними то, чего и должно искать, т. е. врачевство против душевной надменности: тогда уже и приступи к ним, и продайся на злате смирения, на хартии послушания, на рукописании служения, и при свидетелях Ангелах, раздери пред ними, раздери хартию своей воли» [47]. Но, к сожалению, в связи с оскудением духовников такая возможность находится под вопросом.

Подытоживая сказанное в данной статье, нужно отметить, что автор не претендует на полноту освещения этого вопроса. Более того, по мнению автора, затронутая тема важна, и дальнейшее ее изучение могло бы принести пользу людям, желающим спасаться в монастыре. Тема эта не исчерпана поучениями древних святых отцов. Потому что, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), в настоящее время оскудели духовники, которые были раньше: «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей... Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности» [48]. Или, как написано в письме архимандрита Иоанна (Крестьянкина), по причине оскудения духовной жизни «опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее» [49]. И поэтому те проблемы, которые возникают в связи с данными особенностями современной духовной жизни, нуждаются в разрешении, что могло бы помочь людям, идущим монашеским путем, в деле их спасения.


Использованная литература

Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. – М.: Паломник, 2014. В 5 томах.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. – М.: Паломник, 2011. В 3 томах.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996.

Паисий Святогорец, прп. Избранный сосуд / пер. с греч. иером. Христодул Агиорит. Казань, 2001.

Паисий Святогорец, прп. Слова. В 4 томах. – М.: Изд. Дом «Святая гора», 2000–2005.

Паисий Святогорец, прп. Письма. – С.-П.: Изд-во СТСЛ, 2001.

Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. – М.: Паломник, 2013.

Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.

Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. – М.: Российский писатель, 2003.

Наум (Байбородин), архим. О спасительном подходе к исповеди. Исповедь современного человека. – М.: Сибирская благозвонница, 2019.

Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013.

Орлова О. Прозорливец наших дней. О новопреставленном архимандрите Науме (Байбородине) говорят его духовные дети и сослужители // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/107158.html?ysclid=l94rgekh3w9929583. Дата доступа: 12.10.22.

Рожнёва О.Л. Будьте всегда радостны! Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/81520.html?ysclid=l779fohffp442414850. Дата доступа: 24.08.22.

Якубов И. Живем молитвами старца Кирилла // Сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stsl.ru/news/all/zhivem-molitvami-startsa-kirilla. Дата доступа: 12.10.22.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб.-М., 1880.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2014.

---------------------------------------------------

[1] См.: Иаков (Савельев), иерод. Отношение к Лествице преподобного Иоанна Лествичника на Руси // Богослов.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/2778131?ysclid=l94sbe1pqf421005751. Дата доступа: 12.10.22.

[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. – М.: Паломник, 2014. Т. 1. С. 253.

[3] Там же. С. 548.

[4] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. – М.: Российский писатель, 2003. С. 187.

[5] См.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22; Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 121–125.

[6] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.

[7] Там же.

[8] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. – М.: Паломник, 2011. Т. 3. C. 553.

[9] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений. М.: Паломник, 2014. Т. 4. С. 67.

[10] См.: Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mo.... Дата доступа: 12.10.22.

[11] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: Российский писатель, 2003. С. 185–186.

[12] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2003. С. 299.

[13] См.: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. С. 120; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб.-М., 1880. С. 461.

[14] См.: Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. Указ. изд. С. 186; Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. С. 299.

[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. С. 47.

[16] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. С. 573–574.

[17] Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 121–122.

[18] Ср.: Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник // Лествица. СПб., 1996. С. 253–254; см. также: Там же. С. 255–274.

[19] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 112. С. 65–66.

[20] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 94, 112. С. 60–61, 65–66.

[21] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. С. 573–574.

[22] Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mo.... Дата доступа: 12.10.22.

[23] Там же.

[24] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 1, 5–6. С. 16.

[25] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 1, 7 и далее. С. 16–22.

[26] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 2, 5; 4, 94. С. 24, 60.

[27] «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных <…> братий». См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: Паломник, 2014. Т. 1. С. 548.

[28] Паисий Святогорец, прп. Письма. – С.-П.: Изд-во СТСЛ, 2001. С. 45.

[29] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 46. Указ. изд. С. 52; см. также: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 66. С. 55; Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец // Лествица. Глава 7, 5. С. 260.

[30] См.: Наум (Байбородин), архим. О спасительном подходе к исповеди. Исповедь современного человека. – М.: Сибирская благозвонница, 2019; Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. – М.: Паломник, 2013; Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творении. – М.: Паломник, 2014. Т. 1. С. 184–191; Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. Об этом писали и многие другие пастыри.

[31] Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mo.... Дата доступа: 12.10.22.

[32] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.

[33] См.: Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mo.... Дата доступа: 12.10.22.

[34] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Указ. изд. С. 66–67.

[35] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. С. 186.

[36] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 5. Указ. изд. С. 16.

[37] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. С. 280; см. также: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 94. Указ. изд. С. 60.

[38] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. С. 186.

[39] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. С. 286.

[40] «В легкой смене духовников нет ничего хорошего. Если при строительстве здания будут то и дело меняться инженеры и мастера, то это здание не будет построено как следует. В прежние времена люди шли к Старцам, чтобы посоветоваться с ними о своих затруднениях и получить помощь. Сегодня многие идут к Старцам не для того, чтобы с ними посоветоваться, а для того, чтобы оправдать самих себя или чтобы потом рассказывать другим, что они советовались и с таким-то Старцем. "Я был у такого-то Старца и у такого-то, – говорят такие люди, – и отца Паисия я насчет этого тоже спрашивал". А на самом деле может быть, что, когда он меня спрашивал, я его отругал. Или даже такое бывает: он дошел до моей двери, но в последний момент побоялся постучать и ушел. Таким образом, эти люди заканчивают тем, что кружат от одного духовного отца к другому, не имея постоянного духовника. В результате они запутываются». См. Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. С. 286.

[41] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 70. Указ. изд. С. 56.

[42] Паисий Святогорец, прп. Избранный сосуд / пер. с греч. иером. Христодул Агиорит. Казань, 2001. С. 188.

[43] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. С. 186.

[44] См.: Рожнёва О. Л. Будьте всегда радостны! Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/81520.html?ysclid=l779fohffp442414850. Дата доступа: 24.08.22.

[45] См.: Якубов И. Живем молитвами старца Кирилла // Сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stsl.ru/news/all/zhivem-molitvami-startsa-kirilla. Дата доступа: 12.10.22.

[46] См.: Орлова О. Прозорливец наших дней. О новопреставленном архимандрите Науме (Байбородине) говорят его духовные дети и сослужители // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/107158.html?ysclid=l94rgekh3w9929583. Дата доступа: 12.10.22.

[47] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4, 94. Указ. изд. С. 60.

[48] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. С. 548.

[49] См.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.


 

Материалы по теме

Публикации

Петропавловский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Пензенский Троицкий женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Макарьева пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь