Николо-Шартомский мужской монастырь принимает участие в поддержке малообеспеченных семей, а также семей, находящихся в трудном положении.
Администрация Шуйского района предоставила список с адресами тех, кому необходима помощь. Решено было до завершения эпидемии развозить продукты раз в неделю.
Краткая справка
Николо-Шартомский монастырь – один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Марина) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями.
Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских.
В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни, он занимался иконописанием.
Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году при архимандрите Иоасафе весь монастырь выгорел. После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами.
В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота.
Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.
С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство – пасека. Особое внимание уделяется земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И. С. Исаевой сортами яблонь – плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Братия некоторых подворий несут особые послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря.