В Воронежской митрополии состоялась монашеская секция «Древние монашеские традиции в условиях современности»

30 ноября 2022 года по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Митрофановских церковно-исторических чтений регионального этапа XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялась монашеская секция «Древние монашеские традиции в условиях современности».

В работе секции приняли участие насельники и насельницы всех монастырей Воронежской, Россошанской и Борисоглебской епархий Воронежской митрополии.

Мероприятие предварило служение Божественной литургии в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Алексиево-Акатова женского монастыря г. Воронежа. Литургию возглавил настоятель Серафимо-Саровского мужского монастыря Борисоглебской епархии архимандрит Дионисий (Шумилин) в сослужении наместника Свято-Успенского Дивногорского монастыря игумена Алексия (Сукачева), настоятеля Воскресенского Белогорского монастыря Россошанской епархии игумена Илии (Ждамирова), проректора по воспитательной работе Воронежской духовной семинарии иеромонаха Серафима (Тищенко), насельника Серафимо-Саровского мужского монастыря Борисоглебской епархии иеромонаха Митрофана (Резникова). По окончании богослужения был совершен молебен.

Секция прошла в очно-дистанционном формате. Руководители монастырей Воронежской митрополии собрались в Алексиево-Акатовом женском монастыре, а насельники слушали выступления докладчиков по видеосвязи.

В ходе проведения секции были прочитаны доклады в рамках темы предстоящих в 2023 году Международных Рождественских образовательных чтений – «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Работу мероприятия возглавил благочинный Монастырского церковного округа, наместник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря игумен Алексий (Сукачев).

После общей молитвы с докладом на тему «"Ничто не должно обладать мною" – монашеское делание как путь к духовной свободе» выступила настоятельница Алексиево-Акатова женского монастыря игумения Варвара (Сажнева). Говоря об истинной евангельской духовной свободе, матушка игумения отметила, что самоутверждение, всячески поощряемое современным миром, создает только видимость, иллюзию свободы, ибо человек по причине своей ограниченности неизбежно будет уловлен сетями миродержца и не заметит своего порабощения. Тесный, многотрудный, многоболезненный путь монашеского жительства помогает обрести совершенную свободу. В докладе подробно рассматривались преграды на пути монашеского делания и приводились примеры из святоотеческой практики, дающие образцы преодоления внутренних пристрастий и соблазнов внешнего мира.

Доклад «Молитва и труд: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях» представил участникам настоятель Воскресенского Белогорского мужского монастыря игумен Илия (Ждамиров) начав с определения основной цели монашеской жизни – обожения, сближения с Богом путем исполнения заповедей и внимательного молитвенного делания. Благодаря усердным трудам подвижника по исправлению своей падшей человеческой природы и непрестанному молитвенному призванию помощи и милости Божией, его ум и сердце постепенно освобождается от власти греха, становится способным принять истинное знание о Боге. Игумен Илия обратил особое внимание на то, что необходимо проявлять осторожность и рассудительность при внедрении в современные монастыри аскетической практики древних обителей. Недопустимо и прямое копирование уставов монастырей (например – Афонских), где долгие годы формировались аскетические традиции монашеского жительства. Игумен должен формировать каждого насельника путем привлечения к Литургической жизни, духовных бесед, чтения, богословского образования, постепенно готовить братию к принятию монастырского устава.

Иеромонах Митрофан (Резников), насельник монастыря во имя преподобного Серафима Саровского, прочитал доклад по теме «Священное Писание как путь Богопознания по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова)». В докладе отмечалось важное значение изучения Священного Писания для нравственного совершенствования подвижника и опасность самостоятельного толкования священных текстов. Были приведены высказывания святителя Игнатия о важности очищения сердца для верного понимания Священного Писания как воли Божией. Иеромонах Митрофан отметил, что для христианина, особенно для монаха, непозволительно бесплодное прочтение Священного Писания. По выражению святителя Игнатия, его нужно «читать самой жизнью», ведь от того насколько будет исполняться Евангелие в нашей жизни зависит наша вечная участь. Стяжание Евангелия в памяти – великое богатство, которое в любых жизненных ситуациях наставляет и поддерживает человека.

В докладе и.о. настоятельницы Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря монахини Тихоны (Нефедченко) на тему «"Уклонись от зла и сотвори благо" – о духовной брани современных монашествующих», были рассмотрены вопросы последовательного совершенствования подвижника на пути очищения сердца от пагубных страстей к богоугодному жительству. Монах призван уклоняться не только от явных пороков, но и от внутренних тайных прилогов, влечений и помыслов. В завершение своего выступления монахиня Тихона отметила, что зло, от которого следует уклоняться всем христианам и, в особенности, монашествующим – это самооправдание и саможаление, к которым так склонна человеческая природа. В этом и состоит духовная брань, чтобы ничего, кроме желания Богообщения, нами не обладало.

О покаянии и трезвении как пути Богопознания рассказал наместник Успенского Дивногорского мужского монастыря игумен Алексий (Сукачев) в своем докладе «Даждь ми разум творити волю Твою». Игумен Алексий подчеркнул, что подлинное познание Бога возможно только в личном опыте подвижника, но без тщательного приготовления, без очищения сердца через покаяние, сверхъестественное Богопознание невозможно. «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1:4). Но как монаху стяжать такое действенное покаяние, как познать себя? Такое познание возможно только с помощью трезвения. При встрече различных ситуаций подвижник призван наблюдать за своим сердцем за душевными стремлениями, такое постоянное рассматривание себя постепенно приведет его к сознанию своей несамостоятельности, несамобытности, потребности в Боге. Поэтому трезвение немыслимо без Иисусовой молитвы, они неразрывны друг с другом. В заключение доклада был сделан вывод, что трезвенно-покаянный молитвенный путь – единственный путь христианина и в особенности – монаха, стремящегося к Богопознанию.

В ходе конференции докладчикам были заданы практические вопросы, касающиеся влияния современного мировоззрения на монашество, обсуждались жизненные примеры, участники делились опытом решения актуальных проблем и вопросов монашеской жизни.

В обсуждении принимали участие проректор по воспитательной работе Воронежской духовной семинарии иеромонах Серафим (Тищенко), настоятельница Костомаровского Спасского женского монастыря игумения Елена (Золотухина), настоятельница Архиерейского подворья при храме Преображения Господня (пос. Новонадеждинский Аннинского района) монахиня Тавифа (Копова).

В резолюции по итогам заседания участники секции подчеркнули, что если монастырское братство пропитано древним святоотеческим духом и искренне объединено единой целью преображения внутреннего человека, стяжания Духа Святаго, – оно неуязвимо любыми вызовами и испытаниями. Чтение Священного Писания и творений святых отцов в наше непростое время также актуально и необходимо. Монастыри должны являть пример жизни во Христе, пример ревностного совершения богослужения и помощи ближним.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Антониево-Леохновский мужской монастырь
Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь
Свято-Елисаветинский женский монастырь
Спасо-Преображенский Посольский монастырь мужской в селе Посольское
Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь
Никольский женский монастырь, г. Переславль-Залесский.
Женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь в с. Мугреевский
Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь