Началась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXX Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года началась работа монашеского направления XXX Международных образовательных чтений. Тема нынешнего, юбилейного, форума, перенесенного, как и год назад, из-за январских эпидемиологических ограничений на послепасхальный период: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы; ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Заседания проходят в режиме видеоконференции,транслируемой на YouTube-канале и в видеочате Telegram-канала СОММ; трансляция осуществляется из ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Пленарное заседание возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Куратором выступила игумения Иулиания (Каледа). В президиуме присутствовала настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова).

Совершив молитву и пропев пасхальный тропарь, участники приступили к слушаниям заявленных докладов.


Выступление митрополита Тульского и Ефремовского Алексия носило название «О неотмирности монашеского жительства». Владыка Алексий с самого начала сделал акцент на связи темы доклада с пророческими словами Спасителя об «узком пути» (Мф. 7:14) самоотвержения, о необходимости волевого преодоления своих страстей теми, кто последует за Ним в подвиге любви и смирения. Отказ от мира есть вхождение души в саму себя, сосредоточенность, восстановление всего духовного существа, возвращающегося к общению с Богом. Монашество как способ осуществления идеала христианской духовной жизни знаменует собой высшую ступень такого состояния, сказал митрополит Алексий, сославшись на мысль В.Н. Лосского и процитировав высказывания на эту тему преподобного Иоанна Лествичника и святителя Григория Паламы. С опорой на святых отцов древности и подвижников более близких к нам времен высокопреосвященный владыка поделился суждениями о силе молитвы, связывающей человека с Создателем, и о плоде молитвы – Божественной любви, совершенствующей человеческую природу. Особый путь монашества – тройственное единство молитвы, воздержания и любви. Этот вектор направлен от соблазнов и страстей мира, через отречение и смирение – к Богу. «Любовь к Богу доказывает себя любовью к людям, смирение перед Ним обретает дыхание в молитве, отречение от мира для Него отрекается от зла в воздержании. Если человек возлюбил своего Господа, то так же искренно он пойдет к этим трем образам совершенства, сознавая их как единый путь к Нему», – сказал в завершение митрополит Алексий.


Затем выступил с докладом митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Тему «Монастыри как хранители чистоты веры и предания Церкви в истории Святой Руси» владыка раскрыл как в аспекте историческом, так и с точки зрения духовной сути монашества, которая имеет основанием «неотмирность» христианской Церкви в целом. Его Высокопреосвященство остановился на подробном рассмотрении двух ярких периодов развития миссии русских монастырей через призму иноческого служения и подвига двух угодников Божиих, просиявших на древней Смоленской земле, а именно – преподобного Авраамия Смоленского и преподобного Герасима Болдинского.

Преподобный Авраамий подвизался в конце XII –начале XIII века, в период наивысшего расцвета Смоленского княжества, когда оно было одним из культурных центров Руси. Учительство и просвещение паствы в вере стало главным призванием преподобного Авраамия, который на этом поприще не только снискал благодарность современников, но и претерпел жестокие гонения. Духовное наследие одного из первых православных святых доныне бережно сохраняется и изучается на Смоленщине: наряду с церковным почитанием преподобного регулярно проводятся научные конференции, посвященные его памяти.

Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, – является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», – этим утверждением владыка митрополит завершил свое выступление.


Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата Московского Патриархата, посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь – место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре – это соединение с Богом через молитву.

Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Его Преосвященство напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца – преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

После перерыва работа продолжилась на заседании секции «“Царство мое не от мiра сего” (Ин. 18:36): о хранении монашеских обетов в условиях современного мира». Ее возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Игумен Иероним (Миронов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря в своем выступлении «О внешнем и внутреннем отречении от мира в современных монастырях» напомнил, что высшим выражением иноческого жития является постриг в Великую схиму («сугубое умерщвление от мира»). Это означает, что в монашеском подвиге определяющее значение имеет именно отречение от мира, что закреплено и в постановлениях Церковных Соборов. Важным способом достижения этой добродетели является соблюдение внешних правил (воздержание от разговоров на мирские темы, воспоминаний о прежней жизни, родственниках и др.), но особенное значение имеет внутреннее отречение от мира, как отречение от греха. Ведь ни пустыня, ни монастырь не спасают, если зло мира остается в сердце инока.

Затем докладчик рассказал о составляющих монашеского делания, требующих отречения, без которых непредставима жизнь инока. Среди них – молитва, внутреннее безмолвие, воспитание воли, которую монах призван направлять к Богу... Далее отец Иероним акцентировал внимание участников на том, что подлинное освобождение от рабства плоти, от того, что ниже человека по естеству, происходит именно в монашеской общине, в Церкви, понимаемой как мистическое Тело Христово (по апостолу Павлу). И что путь духовного исцеления есть в тоже время и общественное делание, ибо духовно исцелившийся человек становится общественно полезным, а возрожденный Божественной благодатью – полезен особенно. Богатством же и опорой в деле духовного исцеления является наш ум, пребывающий в Боге.

Завершая свое выступление, игумен Иероним сказал, что отречение от мира вовсе не является бегством от мирских проблем, а напротив – наиболее действенным способом их преодоления, а монастырь, который населяют преображенные Божественной благодатью иноки, преображает и окружающую его внешнюю среду.


Тема доклада митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия «Не любите мира, ни яже в мире», стала поводом для важного разговора об обмирщении монашеской жизни. По мнению владыки, сегодня этому процессу во многом способствуют современные информационные технологии, с помощью которых инок, оставивший мирскую жизнь, легко может в нее вернуться, даже не выходя из кельи. Помимо новых вызовов, по-прежнему опасными для иночества остаются соблазны нарушения монашеских обетов, уменьшение строгости монашеской дисциплины, духовное расслабление вместо подвига. Все это – различные формы обмирщения, которые приводят к полному разладу монашескую жизнь и разрушают инока.

Владыка напомнил, что монашество начиналось с практики решительного отречения от мира. Позже возникла иная форма – общежитие или киновия, которая, однако, тоже требовала прекращения контактов с людьми за исключением братии. Выражением отречения было и принесение монашеских обетов.

С проблемой обмирщения, то есть с попыткой снизить высоту монашеского подвига и вернуть инока в мирские дела и заботы, монашество столкнулось с самых ранних времен своей истории. Примерами из жизни современных монастырей митрополит Георгий проиллюстрировал вызовы, с которыми сталкивается монашество сегодня. Особо владыка остановился на факторах, которые могут при отсутствии к ним должного внимания со стороны руководителей монашеских общин, становиться причинами обмирщения в наши дни. Но сам факт существования монашеских обителей в XXI веке, по мнению председателя Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, свидетельствует о том, что монашество – это подлинный и завещанный Христом путь достижения высшего совершенства. Иночество не просто сохранилось, а стало центром духовной жизни Православной Церкви, и произошло это благодаря тому, что во все времена находились подвижники благочестия, которые возгревали огонь монашеской молитвы. Заканчивая свое выступление, митрополит Георгий призвал причастных к монашеской традиции поддерживать здоровый дух в собственной жизни и жизни тех, кто вверен Богом попечению руководителей монастырей, ведь именно монашество дает христианину возможность достичь цели христианской жизни в ее наиболее совершенном виде.


Первый день Чтений в рамках монашеского направления завершил доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Свято-Вознесенского монастыря города Орша Тверской епархии: «О нестяжании и хранении общежительного устава в монастыре».

Напомнив, что сейчас практически все возрожденные и новые монастыри в России устраивают свою жизнь по общежительному уставу, игумения Евпраксия в своем выступлении сосредоточила внимание на монашеском обете нестяжания. Матушка Евпраксия отметила, что общежительный монастырь дает монаху особую возможность исполнять этот обет, поскольку там он избавлен от необходимости самому заботиться о жизнеобеспечении – эта забота возложена как послушание на настоятеля и его помощников.

Насельнику монастыря важно понимать, какова цель нестяжания. По слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и других святых отцов, эта цель – чистота сердца и неразрывно связанная с ней добродетель смирения. Тем самым нестяжание становится неотъемлемой частью духовной жизни монаха, внутреннего его устроения. С этой точки зрения становится более понятна и взаимосвязь всех трех монашеских обетов: послушания, нестяжания и целомудрия.

Если же рассматривать обет нестяжания сквозь призму главной цели монашества – стяжания Духа Святого и обожения, то он является отказом, от всех «накоплений», собранных в миру, в пространстве душевной жизни, подверженной страстям. Монаху нужно стать по-настоящему нищим духом, освободив свое сердце для Бога, – что невозможно без постоянной внутренней борьбы с образами мира сего, которыми нагружен практически каждый человек, приходящий ныне в монастырь. В монашестве и предстоит человеку все это отбросить как ненужный, отработанный материал, чтобы не вливать вина нового в мехи ветхие, отметила игумения Евпраксия.

Вывод, который сделала матушка в конце своего доклада, звучал так: единственное, на стяжание чего монах имеет право, – благодать Духа Святого, это и есть цель и задача исполнения обета нестяжания.

По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы участников форума.

Работа монашеского направления Международных образовательных чтений продолжится 25 мая обсуждением темы миссии монастырей в историческом и современном аспектах, а также вопросов, касающихся практического опыта игуменов и игумений.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь