«Великолепие являет себя в святости»

Святейший Патриарх Кирилл

12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую c днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и его сына Даниила Московского.

У святого Иоанна Златоуста находим такие слова: «Великолепие являет себя в святости, потому что святость и есть великолепие». Летописи, исторические свидетельства донесли до нас, что князь Александр Невский, будучи великолепен в своем правлении, был и внешне очень красивым человеком, словно на нем отобразилась особым образом благодать Божия. Действительно, духовное порой не просто соединяется с внешним, человеческим, но даже через внешнее, человеческое являет себя окружающему миру.

Так же и Даниил, сын Александра Невского, князь и инок, особым образом явил в себе это великолепие, соединив в одной личности, казалось бы, несовместимое: монашеский подвиг, внешнюю красоту и сияние высшей государственной власти. Но ведь внешнее, будь то государственная власть или материальное богатство, нередко затмевает сознание людей, и даже те, кто вступает на путь служения Церкви, нередко помрачаются умом, будучи заворожены мирской властью. Однако в личности преподобного князя Даниила мы видим удивительно правильное сочетание внешнего и внутреннего. Преподобный князь таким образом осуществлял свое государственное делание, что не допускал ничего противного Божиим законам, Божиим заповедям. Конечно, он правил в трудную эпоху удельного раздробления Руси, когда брат восставал на брата, когда князь шел на князя, когда в смертельной схватке братья убивали друг друга, так что трудно было понять, кто прав, кто виноват. Но князю Даниилу удавалось, за некоторыми исключениями, избегать участия в междоусобных бранях. Напротив, он являл себя миротворцем, он примирял князей, обращая к ним слово Божие со смирением и кротостью, и своим дивным примером помогал князьям — и сродникам своим по плоти, и тем, кто не был родственен ему, — увидеть в княжеском служении возможность совмещения жизни по Божественным заповедям с высоким государственным служением, в том числе со служением военачальника.

Святой преподобный князь Даниил является действительно особой личностью в ряду русских князей. Он был успешным правителем, и при нем Москва расширяла свои владения, хотя князь избегал прямого столкновения со своими братьями, мирным путем присоединяя к Москве другие княжества. Князь Даниил явил пример мудрого христианского управления государством и, более того, показал, как самая высокая государственная деятельность может сочетаться не просто с жизнью по заповедям, но с монашеским подвигом. Трудно себе представить в настоящее время нечто подобное, слишком далеко разошлись светская жизнь и жизнь по заповедям Божиим. Но, может быть, именно сейчас следует обращать особое внимание наших современников — и тех, кто во власти, и тех, кто вне власти, — на великий пример выдающегося сына России святого благоверного князя Даниила Московского, который, соединяя духовное и материальное, духовный подвиг и государственное служение, показал, как великолепие и слава могут являться, по слову Иоанна Златоуста, в святости человеческой личности.

Обращая особые слова в адрес насельников Даниловской обители, в адрес Преосвященного наместника, всей братии и вас, мои дорогие братья и сестры, хотел бы сказать о том, что действительно великая милость свершилась над городом Москвой, когда был открыт этот монастырь, первый из тех, что некогда были закрыты, а затем снова вернулись к полноте церковной жизни. Как замечательно, что здесь есть и частица мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Замечательно и то, что память о святом князе живет особой жизнью здесь, в Москве. Москвичи поклоняются с ему с особым благоговением, притекая сюда, в Даниловский монастырь, тем самым свидетельствуя, что нельзя забывать великий духовный и государственный подвиг наших предшественников. И дай Бог, чтобы имя святого благоверного князя Даниила Московского хранилось в памяти и москвичей, и всей нашей страны, являясь примером и для мужей государственных, и для всех нас. Его молитвами да сохранит Господь град Москву и землю Русскую. Аминь.

Материалы по теме

Публикации

Епископ Солнечногорский Алексий
Епископ Солнечногорский Алексий
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сурский Иоанновский женский монастырь