Господь близок к человеку в его страданиях. Беседа с сестрами в Неделю о расслабленном

Игумения Викторина (Перминова)

В это воскресенье мы читаем Евангельский отрывок о расслабленном, тридцать восемь лет лежавшем и страдавшем в своей болезни. Этот человек чувствовал себя совершенно беспомощным и видел, что никто из людей не намерен оказать ему помощь. Однако он не терял надежды на Бога и продолжал смиренно и терпеливо ждать исцеления. Смирение, безропотное терпение и упование привлекли милость Господа, пожелавшего даровать расслабленному здравие не только телесное, но и душевное.

«Господи, человека не имам», – так отвечал расслабленный Христу. Как часто в своей жизни мы произносим те же слова! Мы говорим так, когда сильно нуждаемся в человеческой помощи, а она не приходит; когда имеем нужду в поддержке – и не получаем ее. Виноваты ли в этом окружающие нас люди? Чаще всего нет. А дело в том, что таким образом Господь врачует нас от духовного расслабления. Наверное, все мы расслаблены душой, умом, волей, чувствами, поскольку побеждаемся борющими нас страстями и ленностью. И подчас невозможно исцелиться от расслабления без крайних обстоятельств, когда человек чувствует себя всеми оставленным, и у него остается одна надежда – на Бога. И Господь близок к человеку в его страданиях.

Скорбные обстоятельства показывают нашу немощь и греховность, а также бессилие людей, на которых мы не можем возложить надежду. Скорби, болезни, трудности помогают понять и то, где мы должны искать помощь и поддержку. Они как бы призывают взыскать Того, Кто исцелит и исправит нас. Кого же? Господа. Помощь Божия всесильна и всегда своевременна. Но создавший человека свободным Всеблагой Бог ждет, чтобы мы устремились к Нему, доверились Ему и позволили бы действовать в нашей жизни. От нас необходимы и усилия в борьбе с грехом, которой мы показываем, действительно ли желаем быть с Богом.

«Сущность подвига против греха, подвига, которым обязан подвизаться каждый христианин, заключается в борьбе против греха, в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце, которым не может не сочувствовать тело», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов в свое поучении в неделю о расслабленном. В подтверждение своих слов святитель приводит цитату преподобного Макария Великого: «Вечная смерть… находится сокровенною внутри сердца: ею человек — мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они — освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном». Преподобный Макарий Великий говорит о том, что были и есть люди, которые, при помощи Божией, победили духовное расслабление и освятили душу и тело. И они не так уже нуждались в помощи и ободрении человеческом, но, укрепляемые Божественной благодатью, воспевали: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея: ниже воздремлет храняй тя» (Пс. 120, 2-3). В этих словах – и молитва и назидание. Бог всегда хранит нас, но, чтобы ощущать Его присутствие в жизни, Его помощь и поддержку, мы должны противостоять греху, преодолевать уныние и малодушие и благодарить Бога за все по примеру святых, о чем пишет святитель Игнатий:

«С покорностью Богу, с благодарением, славословием Бога истинные служители Божии принимали попускаемые им скорби Промыслом Божиим. Они благоволили, как выразился святой апостол Павел, о скорбях своих; находили их полезными, нужными, необходимыми для себя; попущение их признавали правильным, благодетельным. Стремление воли своей они присоединили к действию воли Божией: в точном смысле благоволили к наказаниям и вразумлениям, ниспосылаемым от Бога. Из такого сердечного залога, из такого образа мыслей взирали святые на постигавшие их напасти. Духовное утешение и радование, обновление души ощущениями будущего века были последствием настроения, внушаемого смиренномудрием» [1].

Архимандрит Кирилл (Павлов) в своей проповеди обращает наше внимание на внутреннее состояние расслабленного: «Первое, что заслуживает нашего внимания, – это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, – верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость… Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас предал на смерть Своего Единородного Сына, если мы веруем, что всею нашей жизнью управляет не кто иной, а Тот же Отец Небесный – то поэтому мы и должны возложить на Него все наши упования. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» [2].

Святитель Николай Сербский в одном из своих слов рассуждает: «Блажен человек, который пользуется своими страданиями, зная, что всякое страдание в сей кратковременной жизни попущено людям Человеколюбцем Богом для их же блага и пользы! По милости Своей Бог попускает людям страдать за грехи их, по милости, а не по правде. Ибо если судить по правде, то всякий грех влек бы за собою неизбежную смерть, как и апостол говорит: а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Вместо смерти Бог посылает лекарство чрез страдания. Страдания являются Божиим методом лечения душ от греховной проказы и смерти.

Только неразумный думает, что страдание есть зло. Разумный же знает, что страдание — не зло, но лишь проявление зла и лечение зла. Лишь грех в человеке является настоящим злом, а вне греха зла не существует. Все прочее, что люди обычно называют злом, не зло, но горькое лекарство от зла. Чем тяжелее состояние больного, тем более горькое лекарство прописывает ему врач. Иногда лекарство даже кажется больному более тяжким и горьким, чем сама болезнь его. Так и грешнику иногда страдания кажутся более тяжкими и горькими, чем сотворенный грех. Но это самообман — о, какой жестокий самообман! Нет в мире страданий, кои даже приблизительно были бы столь тяжки и пагубны, сколь тяжек и пагубен грех. Все страдания людей и народов на земле — не что иное, как обильные лекарства, предлагаемые людям и народам вечной Милостью, да спасет их от вечной смерти» [3].

Продолжая мысль о пользе страданий, архимандрит Кирилл (Павлов) говорит: «Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, – этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное» [4].

Да не будет для нас грустным и тягостным воспоминание о человеческих страданиях в радостные пасхальные дни. Ведь Сам Господь напоминает о них в сегодняшнем Евангелии и говорит о причинах болезни и страданий: «Се здрав был ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14). Это делается не для того, чтобы нас опечалить, но чтобы утешить. Ведь Бог приближается к человеку в его скорбях и страданиях и приближает человека к Себе. Господь совершенствует человеческую душу, открывает Ей Свою любовь и такие духовные горизонты, о которых человек не мог даже помыслить. Вспомним святого праведного Иова Многстрадального, с которым беседовал Бог. И в жизни каких святых не было скорбей, болезней и страданий?

Хотелось бы сказать и о том, что мы часто скорбим и даже ропщем на Бога, когда наши трудности не заканчиваются, или когда долгое время, как нам кажется, мы не преуспеваем духовно. Но Господь желает, чтобы мы смирились, потерпели и потрудились, и получили бы большую пользу. Евангельский расслабленный лежал тридцать восемь лет, чтобы не только получить исцеление, но и познать своего Спасителя – Христа.

Через скорби Господь удаляет от нас соблазны мира и показывает непрочность земных благ. Благодаря страданиям, мы перестаем надеяться на суетные и скоропреходящие вещи и становимся ближе к Богу. Как это ни удивительно, но мы находим радость, духовную свободу, мир души и помощь Божию там, где не ожидаем их встретить. И хотелось бы, чтобы благодарность Богу всегда жила в наших сердцах и приближала к нам Его милосердие.

Изображение: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/blazhenny-milostivye-ibo-oni-pomilovany-budut/
Фото из архива сайта

Примечания:

  1. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поучения в Неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих. http://www.pravoslavie.ru/3234.html
  2. Архимандрит Кирилл (Павлов) О терпении. Проповедь в Неделю о расслабленном http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-kirill-pavlov.shtml
  3. Cвятитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде http://www.pravoslavie.ru/46435.html
  4. Архимандрит Кирилл (Павлов). О терпении. Проповедь в Неделю о расслабленном. http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-kirill-pavlov.shtml
Материалы по теме

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Макарьева пустынь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь