Чему можно поучиться у христиан Египта?

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Портал «Монастырский вестник» попросил участников международной конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» поделиться впечатлениями от встречи и ответить на вопрос, имеют ли подобные форумы практическую пользу для современного монашества. Предлагаем вниманию читателей ответы игуменов и игумений, представлявших монастыри разных епархий Русской Православной Церкви. Часть первая.

Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии

Много интересных докладов, выступлений, дискуссионных вопросов и обстоятельных ответов на них прозвучало на конференции. Одним из наиболее ярких впечатлений стало для меня следующее: слушая рассказы о монастырях Египта из уст людей, которые там побывали в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви, я как бы воочию увидел, что обители эти сумели сохранить любовь, чего порой не хватает нам в современном мире. Почувствовал я и то, что неким опытом, который есть в современных египетских обителях, можно воспользоваться. Например, поучиться у них евангельской простоте общения. Для меня и, думаю, для других участников форума было важно узнать, что сегодня там жив дух христиан первых веков, что и в третьем тысячелетии сохраняется преемство. У нас, к сожалению, в связи с советским периодом, ознаменовавшимся жесточайшими гонениями на христиан, оно было прервано, но, слава Богу, восстанавливается на наших глазах. Живые рассказы о посещении египетских монастырей наполнили сердце радостью и надеждой, что чувство любви к Богу и к труду во славу Божию придет и в наши монастыри – с их особенностями непростого становления в постсоветскую эпоху.

Немало почерпнул я для себя из доклада иеромонаха Ермогена (Бурыгина), сотрудника Управления делами Московской Патриархии «Игумен монастыря по творениям египетских отцов Церкви IV-VII веков». Я несу послушание игумена семь лет, и когда говорят о примере, к которому необходимо стремиться, это поддерживает и вдохновляет. Ты видишь свои немощи, свои недостатки и начинаешь осознавать, где тебе нужно немножко подтянуться, но главное – поблагодарить Бога. А общаясь с собратьями, понимаешь, что все мы находимся приблизительно в одинаковом положении. У кого-то больше, у кого-то меньше, но во всех монастырях присутствует влияние мира, и наши встречи, обсуждения наболевших вопросов на заседаниях, круглых столах, секциях, в кулуарах дают возможность находить разумные решения по преодолению негативного воздействия на души иноков.


Хотя в Давидовой пустыни насельников немного – всего восемь человек, однако есть около 20 трудников, которых можно считать послушниками – они живут у нас уже более пяти лет. В настоящее время, по моему ощущению, в нашем монастыре идет внутреннее становление монашеской жизни. Когда была стадия активного благоустройства обители, разумеется, ей сопутствовала внешняя суета. Сегодня ситуация другая. Приходит осознание главного: зачем я пришел в монастырь? Появилось духовное отношение к чтению святых отцов, что дает свои плоды. Сегодня нет ничего такого, что расстраивало бы меня как игумена. Есть стабильность. И если приходит к нам человек, который хотел бы потрудиться в монастыре или соединиться с монашеской общиной, то уже сама братия способна положительно влиять на него. Насельники помогают такому человеку почувствовать: жизнь в обители «его это или не его». Что, конечно, для меня является большим подспорьем, и я благодарю за все Бога. Иными словами, у нас появился монашеский общежительный дух. А когда он есть в монастыре, то быстро понимаешь, этого ты духа или другого.

Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Костомаровского Спасского женского монастыря Россошанской епархии (Воронежская митрополия)


Я часто бываю на монашеских форумах. Особенностью нынешней конференции можно назвать то, что мы, наверное, впервые заговорили об опыте современных египетских монахов. Прежде упор в какой-то степени делался на монашество греческое, сейчас же было очень интересно послушать о современном монашестве Египта и о сохраненных иноками древних традициях практически в чистом виде. Интересно было услышать и о жизни самих коптов, которые готовы реально, а не в мечтах, в любой момент пойти на подвиг мученичества и исповедничества веры Христовой. И идут. В наши дни в Египте христиан убивают за веру, о чем мы узнали из выступлений на конференции. Не мог пройти мимо сердца тот случай, когда мусульмане лишили жизни молодую пару и младенчика, которого родители хотели покрестить в церкви, направляясь туда. Или когда бандиты схватили 21 парня и в течение 40 дней мучили их, требуя отречься от Христа и принять ислам. Потом «неверных» убили на берегу моря, где вода окрасилась в красный цвет, а матери убиенных возблагодарили Бога за то, что их сыновья оказались стойкими в вере. Эти примеры для нас поучительны, нам есть над чем задуматься. Все-таки как бы то ни было, но россияне и греки живут в относительно благополучном мире, где православным никто не препятствует исповедовать свою веру.

Особо важные, особо волнующие моменты я записывала на диктофон, чтобы по возвращению домой обсудить их с сестрами. Надеюсь, в ближайшее время можно будет ознакомиться с текстами всех докладов конференции. У нас в обители 32 сестры. Они ждут этих бесед, обсуждений, потому что если говорить о нашей внутренней духовной жизни, то можно смело утверждать, что мы пока пребываем в детском возрасте. Независимо от того, сколько мы подвизаемся в монастыре, мы новоначальные по своему духовному состоянию. Нам очень далеко до тех вершин монашества, о которых говорилось в докладах. Скорее всего, мы находимся на пути осознания: что такое настоящее монашество? Какими должны быть мы в монашестве? Вопросы, вопросы… Я уверена, что чрезвычайно важно найти на них ответы – понять, кто ты есть на самом деле на данный момент и работать с этим, скажем так, «материалом». (Под словом «материал» имею в виду не сестер, а себя). Не будем забывать, что современные насельники и насельницы обители вышли из среды, где сильно развит индивидуализм, эгоизм и прочее, прочее. Поэтому для начала нам следует хотя бы научиться друг друга уважать. Это – азы. Когда человек освоит азы – научится уступать, промолчит, чтобы не обидеть другого, тогда со временем Господь нам даст ту самую любовь, о которой мы часто говорим и мечтаем.


Возвращаясь к теме практической пользы монашеских форумов, добавлю некое свое наблюдение. Когда обитель замкнута на себе самой, в ней неизбежно происходят какие-то перекосы, а если ты понимаешь, что с похожими проблемами сталкиваются и другие, и можно спросить, как они справляются, что предпринимают, это много дает. Во все времена было: старцы ходили друг к другу за советом. И сегодня мы, игумены и игумении обителей Русской Православной Церкви, активно обмениваемся своим опытом, извлекая из этого большую пользу.

Игумен Петр (Барбашов), наместник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Астраханской епархии


Первое, что мне бы хотелось отметить как положительный момент: масштабные собрания монашествующих, проходящие в формате международных конференций, эволюционируют. Приезжая по благословению правящего архиерея (и с радостью в душе), я вижу, что постепенно исчезают всякие шероховатости. Даже такой дисциплинированной аудитории, как монашествующие, привыкшие ко всяким нагрузкам, порой нелегко было воспринимать излишне пространные доклады. О прозвучавших на этой конференции докладах и выступлениях можно сказать, что в большинстве они были очень емкими и интересными, их содержание захватывало слушателей.

Например, во время эмоционального выступления игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы «Дух всеобъемлющей любви во Христе в жизни современных египетских монастырей» я ни разу мысленно не отвлекся от содержания ее доклада. А слушая игумена Петра (Мажетова), наместника мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии «Духовное руководство братией в современных монастырях – использование наследия древних египетских отцов», понимал, что, хотя я и не со всем согласен из того, что говорил отец Петр, поднятые батюшкой с присущей ему искренностью темы важны и актуальны. Вообще в каждый доклад было вложено немало труда, и этого нельзя было не почувствовать. Думается, многие участники, почерпнув что-то для себя лично, к материалам конференции будут не раз возвращаться, чтобы уже вместе с братией или сестрами своей обители осмысливать те или иные аспекты монашеской жизни.

Мне также хочется отдать должное хорошей организации форума и поблагодарить, в частности, Зачатьевский женский монастырь. На каждом шагу мы ощущали гостеприимство и заботу. Эта поездка в Москву не только обогатила нас духовно, но и согрела душу. По опыту знаю, что меня подробно станут расспрашивать об увиденном и услышанном в родном монастыре, и я в домашней обстановке – после трапезы или после вечернего правила – буду рассказывать братии, как съездил, что впечатлило, что особенно тронуло. Обычно на таких форумах я конспектирую услышанное, чтобы по собственным записям легко восстановить, что следует донести до братии. По приезду домой я достаю свои конспекты или полученные на конференции доклады, и мы вместе погружаемся в глубинные пласты святоотеческого наследия, пытаясь соотнести молитвенный и житейский опыт духоносных старцев со своей жизнью.


И позвольте сказать несколько слов о нашем монастыре. Это единственный мужской монастырь в Астраханской епархии, и за всю свою трехсотлетнюю историю он никогда не был многочисленным. Сейчас в нем подвизается 12 человек братии плюс послушники. Под Астраханью есть большой монастырский скит, где братия занимается виноделием (кагор мы изготавливаем по старинным рецептам, без добавления спирта и консервантов). Еще производим гумус, ухаживаем за крупным рогатым скотом, разводим разную живность. В молочном цехе налажено производство масла, ряженки, сметаны. А в самом монастыре у нас помимо нашей прямой обязанности – молитвы и проповеди Евангелия, есть ответственное послушание, связанное с Центром духовно-нравственного воспитания «БоголепЪ», где занимается около 200 детей. Этот Центр дополнительного образования, названный в честь местночтимого святого, был создан нами более семи лет назад. В нем преподаются вероучительные дисциплины, также здесь есть студия художественного мастерства, музыкальная студия. Так что дел у нас хватает, но пути к сокровенному молитвенному деланию, примеры которого мы находим в житиях и творениях святых отцов Церкви, темы монашеских конференций и их раскрытие в докладах, выступлениях, на круглых столах, дискуссиях, у монастырской братии вызывают неподдельный интерес, чему я очень рад.

Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также взяты снимки из архива монастырей


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады

Монастыри

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь
Астрахань, Магнитогорская улица, 9
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь
Астрахань, Магнитогорская улица, 9

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь