Каждому верующему понятно: монастырь – это, прежде всего, место молитвы, место уединенного и сокровенного разговора с Богом. Но вместе с тем каждый монастырь – это также часть истории и культуры нашего Отечества. Взглянуть на Данилов монастырь именно с этой, культурно-исторической, точки зрения предложил корреспонденту «Прихожанина» заведующий офисом Даниловой обители, куратор группы экскурсоводов монастыря Александр Николаевич Блохин.
– Наш монастырь, основанный в XII столетии святым благоверным князем Даниилом Московским, по сути, представляет собой средоточие самых разных культур и эпох. В стенах нашей обители вы можете проследить древнюю историю Москвы допетровской Руси и увидеть Россию XIX века, ставшую крупнейшей европейской державой. Хотя, конечно, немало ценных исторических памятников на территории Данилова монастыря в советские времена сильно пострадали, и их пришлось восстанавливать в 1983 году, когда монастырь был возвращен Церкви.
– Александр Николаевич, а какой памятник в Данилова монастыря можно считать самым древним?
– Самой древней, несомненно, является церковь в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Она вобрала в себя четыре храма: Покровский собор в нижней части (самая древняя часть этого памятника, которая относится к XVII векe); храм пророка Даниила, который примыкает к Покровскому собору; надстройка XVIII века, где собственно расположена церковь в честь Святых Отцов и древний престол монастыря – храм Даниила Столпника. Говоря «престол», я, конечно же, имею в виду не само место, а церковное значение этого понятия. Первый каменный храм обители был построен в правление царя Иоанна Грозного, по его личному приказу, так как царь весьма почитал князя Даниила Московского.
– Если я не ошибаюсь, Москва досталась князю Даниилу в княжение чуть ли не во младенчестве, это так?
– Очень близко – когда ему было 2 года. Даниил был самым младшим из четырех сыновей cвятого благоверного князя Александра Невского. В 1263 году князь Александр Невский на пути из Орды на Русь заболел и вскоре умер. После его смерти старшие сыновья начали делить между собой большие и великие княжества – Владимирское, Новгородское, Киевское, а малолетний Даниил получил в наследство лишь Московское княжество, которое и княжеством назвать было трудно, небольшие земли, управляемые наместниками.
В младенчестве Даниил в Московских землях не жил, – он воспитывался во Владимире подле брата Александра Невского – князя Ярослава, и на московские берега прибыл лишь, когда ему исполнилось 11 лет. А вот приехав сюда, князь Даниил стал управлять своим малым княжеством очень и очень эффективно.
По своей натуре князь Даниил был человеком очень добрым, миролюбивым, совестливым и благочестивым. Во многом такие черты его характера объясняются воспитанием: в благочестии и любви к ближнему Даниила воспитывала его мать – Александра Брячиславна (в иночестве – праведная Васса). Добрый и спокойный характер помогал юному князю Даниилу в те беспокойные и суровые времена любые конфликты и ссоры решать исключительно мирным путем.
Известно, что в результате нашествия хана Батыя Русь была практически разорена. По этому поводу существуют интересные данные. Согласно историку Борисову, до нашествия Батыя на Руси существовало порядка 300 городов, в которых проживало около 10 миллионов человек (!). После татаро-монгольского нашествия треть городов никогда не восстановилась, а население в 10 миллионов человек Россия смогла достичь лишь к XVII столетию, то есть через пять веков.
Что представляла собою Русь в ту эпоху? Отдельные княжества, постоянно враждовавшие друг с другом. Родные братья князя Даниила ради наследства, оставленного им отцом, святым князем Александром Невским, вели между собой постоянные войны.
Единственным, кто сумел выбрать правильную политику, нацеленную на объединение и укрепление Русских земель, был самый младший из братьев – князь Даниил. Он постоянно уговаривал братьев перестать враждовать и объединиться для защиты Руси от внешних врагов. Благодаря такой миролюбивой позиции князя, Московское княжество потихоньку крепло и разрасталось, на Московские земли стремились люди из других княжеств, разоренных или разоряемых. Они понимали, что Москва – это тихая гавань, место, где можно спокойно жить под защитой мудрого князя.
К сожалению, об этом мало упоминается и историками, и современными политиками, но святой благоверный князь Даниил был, без сомнения, именно тем человеком, который первым заложил основы будущей российской государственности со столицей в Москве. Он взрастил росточек будущего великого государства, в котором мы сегодня живем. Именно князю Даниилу, миротворцу и собирателю земель Русских, мы обязаны тем, что Москва заняла главенствующее место в числе других русских городов и княжеств.
Поэтому с момента причисления к лику святых князь Даниил считается небесным покровителем Москвы. И, по сути, Москва начинается отсюда – с холма, на котором князь Даниил в XIII столетии основал наш монастырь.
– Вы уверены? А как же Боровицкий холм, Кремль?
– Это не мое мнение, а точка зрения археологов.
…Несколько лет назад мы проводили раскопки, пытаясь найти захоронение одного известного ученого и богослова греческого происхождения – архиепископа Никифора (Феотокиса). Греки до сих пор называют его одним из учителей нации. Он приехал в Россию во второй половине жизни, занимался просветительством, много проповедовал и дослужился до архиепископа Астраханского. Позже, в старости, архиепископу Никифору поручили управлять Даниловым монастырем. Здесь же он был и похоронен. А поскольку владыка был человеком известным, то Святейший Патриарх Алексий II благословил найти его могилу, что оказалось делом весьма непростым: ведь в 30-е годы прошлого века монастырь был сильно разорен, могилы уничтожены, надгробия вывезены. И понять, где может находиться могила архиепископа Никифора, было сложно. Тем не менее, большая и кропотливая работа велась, в ней принимали участие историки, эксперты-архивисты и даже криминалисты. И захоронение архиепископа Никифора (Феотокиса) было найдено!
Вы спросите, почему я об этом вспомнил. Так вот, в ходе этих раскопок ученые-археологи, которые помогали нам, сделали интересное открытие: древняя летописная Москва – это не привычный нам Боровицкий холм, где находится Кремль. Территория древней Москвы – это не одно, а несколько поселений: и Боровицкий холм, и место, где находится нынешнее Коломенское, и Дьяково село, и территория Данилова монастыря. И именно здесь, в границах Даниловой обители, по мнению историков и археологов, находилось самое древнее поселение. По мнению историка Леонида Беляева, на территории, где сегодня находится Данилов монастырь, люди жили еще в III веке до Рождества Христова, и от того момента до настоящего времени жизнь в этих местах не прерывалась.
Возможно, этим объясняется то, что князь Даниил остановился именно здесь, в 5 верстах от Боровицкого холма. Здесь была его резиденция, здесь он основал монастырь во имя своего небесного покровителя святого Даниила Столпника. И именно здесь зарождалась древняя Москва.
В 1303 году, незадолго до своей смерти, князь Даниил принял схиму и завещал похоронить себя на кладбище Данилова монастыря как простого монаха. Так и было сделано.
Правда, сын князя Даниила, Иван Калита, позже перенес княжескую резиденцию на Боровицкий холм, и даже перевел в Кремль, где основал Спасо-Преображенский монастырь на Бору, всю братию Данилова монастыря. В наших местах остался простой деревянный приходский храм, и постепенно монастырская территория зарастала, приходила в запустение. Так продолжалось сто с лишним лет, пока… Однажды некто из свиты великого князя Ивана III проезжал в этих местах и случайно увидел странного монаха, который вышел ему навстречу из леса. Монах приблизился к юноше и сказал: «Передай своему князю, что его родственник захоронен здесь. Я – его предок, князь Даниил Александрович Московский. И сегодня я забыт и не почитаем». Когда юноша передал увиденное и услышанное князю Ивану III, тот приказал регулярно совершать в этих местах панихиду в честь предков великих князей.
А еще столетие спустя уже первый царь всея Руси Иван IV Грозный решил не только восстановить на этой территории монашескую жизнь, но и сделать Данилов монастырь центром церковных соборов. И церковь в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – это отголосок желания царя.
– Интересно, а чем так полюбился благочестивый и миролюбивый князь Даниил Московский жестокому царю Ивану Грозному?
– Ну, во-первых, это был его прямой предок. Во-вторых, как я уже говорил, князь Даниил первым начал проводить политику объединения Русских земель. По сути, он делал то же, что впоследствии делал царь Иван Грозный, просто методы у них были разные. И, в-третьих, известно, что после того как при Иване III началось почитание князя Даниила Московского, здесь, на территории монастыря, стали происходить чудеса. Люди, приходившие сюда молиться, получали исцеление от разных болезней. Это и побудило Ивана Грозного восстановить монашескую жизнь в обители.
– Александр Николаевич, а что случилось с мощами святого благоверного князя Даниила? Удалось ли найти его могилу?
– Не сразу. Мощи святого князя Даниила были обретены лишь в 1652 году. По повелению царя Алексея Михайловича они были перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Позже в страшные послереволюционные годы мощи князя сначала перенесли в Троицкий собор, где они находились до 1930 года, времени, когда монастырь был закрыт и превращен в колонию для беспризорных детей и детей репрессированных «врагов народа». После святые мощи благоверного князя какое-то время находились в храме Воскресения Словущего за южной стеной Данилова монастыря. Спустя два года, был закрыт и этот храм. С этого момента мощи святого князя Даниила Московского считаются утраченными.
В наших монастырских храмах имеются лишь малые частицы его мощей…
– Как же удалось их сохранить?
– Частица мощей принадлежала последнему перед закрытием настоятелю монастыря, архиепископу Феодору (Поздеевскому) и была увезена в Америку, где хранилась в Американской Православной Церкви. Когда Данилов монастырь был возвращен Церкви, то Предстоятель Американской Православной Церкви митрополит Феодосий их нам вернул, и сейчас они находятся в храмах Даниловой обители.
Другая часть мощей князя Даниила хранилась дома у академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В свое время их ему передал его учитель профессор Игорь Евгеньевич Аничков. Тот получил их во время ссылки на Соловки от неизвестного епископа. Перед смертью профессор Аничков отдал их Лихачёву, и тот тайно хранил их у себя дома, в деревянном пенале, а потом передал нашему монастырю. Теперь одна их часть находится в Троицком соборе, а другая хранится в Храме Святых Отцов.
…Но мы не теряем надежды найти святые мощи преподобного и благоверного князя Даниила. В свое время Патриарх Алексий I обратился к председателю комитета по делам религий с просьбой вернуть Церкви мощи митрополита Алексия Московского и князя Даниила Московского. Мощи митрополита Алексия Московского вернули, и сегодня они находятся в Богоявленском соборе. А вот почему не вернули Церкви мощи князя Даниила, – неизвестно. Возможно, власти не захотели их отдавать. А возможно, они утрачены до поры до времени и просто ждут своего часа. В любом случае их судьба пока покрыта завесой тайны, но работы по их поиску мы не прекращаем.
– Какой интересный рассказ у Вас получился, Александр Николаевич! Я так понимаю, всё это экскурсоводы Данилова монастыря рассказывают и тем, кто приходит сюда на экскурсию?
– Да, мы рассказываем экскурсантам много интересного: и о князе Данииле, и о Церкви, и о монастырских храмах, и о некоторых, особо почитаемых и чудотворных иконах.
К примеру, о Владимирской иконе Божией Матери, что находится в храме Святых Отцов. Она была написана в XVI веке по повелению царя Ивана Грозного – специально для Данилова монастыря. Помимо того, что Владимирский образ Божией Матери – это чудотворная икона, она еще величайший шедевр мирового значения.
То же можно сказать и об иконе Божией Матери «Троеручица», которая находится в Троицком соборе и принадлежит монастырю с XVIII века. Считается, что она написана учеником известного иконописца Симона Ушакова.
Есть в нашем монастыре и другие реликвии, в частности, частицы мощей святого князя Александра Невского, переданные нам из Московского Кремля. Есть и мощевик с крупными частицами мощей апостолов и святых раннего христианского периода. Это – великая святыня. Изображение каждого святого дано в эмалевой иконке, а под ним частица его мощей. И всё это в одном большом ковчеге…
– Александр Николаевич, а кто может заказать экскурсию по Данилову монастырю?
– В принципе любой человек или группа людей. Раньше к нам приезжало много школьников, но сейчас, в связи с террористической опасностью, школьные экскурсии проводятся редко. Обычно провести экскурсию нас просят из Патриархии или Московского Правительства. Но любого желающего мы можем присоединить к готовой экскурсии или для этого человека будет устроена отдельная экскурсия.
– А если экскурсанты захотят подняться на звонницу или попросят осмотреть монастырскую просфорню, которая, как известно, делает просфоры для храмов всей Москвы? Это возможно?
– Что касается звонницы, то на колокольню ведет очень узкая и крутая лестница, по которой далеко не каждый человек сможет подняться. Это реально опасно. И, конечно, о посещении колокольни надо заранее договариваться с главным звонарем монастыря отцом Романом.
Что касается просфорни, она находится под храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вы правы, она снабжает просфорами и артосами многие московские храмы… Но туда мы экскурсии не водим. Это же производство, и как всякое производство оно имеет свои технологические особенности, с которыми мы должны считаться.
– А могут ли экскурсанты поближе узнать жизнь монахов Даниловской обители? И, интересно, самих монахов не раздражает, когда они видят группы экскурсантов?
– Подобное может раздражать лишь бездельных людей. А монахи постоянно в трудах: ведь, помимо ежедневных богослужений, они выполняют многочисленные послушания.
Что касается монашеской жизни, наши экскурсоводы могут ответить на любые вопросы. Расскажут, к примеру, о трех обетах, которые дают монахи, уходя от мирской жизни: нестяжания, послушания и безбрачия. Порой люди спрашивают, дают ли монахи обет не есть мяса. Такого обета монахи не дают – это традиция. И если вы придете в монастырскую трапезную, то самые скоромные блюда монашеского обеда в непостные дни – это блюда рыбные и молочные.
Мы рассказываем также о том, почему человек, принимая монашеский постриг, меняет имя; и о том, как монахи защищали монастырь во время страшного набега крымского хана Казы-Гирея на Москву летом 1591 года.
– Монахи воевали?
– Только те монахи, которые не имели священного сана. Вместе с крестьянами из близлежащих поселений они с оружием в руках обороняли монастырь от татарских полчищ. И отстояли: монастырь не сдался врагу. Когда рассказываешь эту историю, возникает чувство гордости за наших предков, защищавших Отечество.
…Или история о том, как братия монастыря освящала атомную подводную лодку «Даниил Московский»…
– Постойте! А как монастырь оказался замешан в ситуации с атомной подлодкой?
– Дело в том, что в 1996 году у монастыря возник тесный контакт с руководством Северного флота, конкретно – с адмиралом Кузнецовым. Если вы помните, 90-е годы были очень тяжелыми для нашей армии. Военным не платили зарплату, не хватало запчастей... Представляете: морская дивизия с девятью атомными подлодками… и голодные моряки, которые не могут выйти в море, потому что нет продовольствия и запасных частей.
В результате тесного сотрудничества возникло решение назвать одну из атомных подводных лодок именем святого князя Даниила Московского. Монахи освятили подлодки на военно-морской базе в Видяево, а после опекать ее взялся Южный округ Москвы. С благословения монастыря администрация Южного округа стала «подтягивать» финансирование. Аккумуляторы не работают – собрали средства и купили новые, выделили автобус для личного состава, подготовили гуманитарную помощь – продовольствие для экипажа…
Сегодня у нас с моряками атомной подлодки «Князь Даниил Московский» очень тесная дружба, они всегда приезжают в нашу обитель на дни памяти благоверного князя Даниила. А еще можно вспомнить такой интересный факт: по примеру нашей подлодки и другие подводные лодки Российского флота стали называть именами древних русских городов, и администрация этих городов обеспечивала финансированием «свои» суда. В трудные 90-годы годы дивизии атомных подлодок были самыми боеспособными в нашей армии.
– Как интересно! Спасибо Вам, Александр Николаевич, за увлекательный рассказ. И остается последний вопрос: как заказать экскурсию в Даниловом монастыре?
– По телефону: 8 (495) 958-05-02. Всегда есть дежурный экскурсовод, который сможет принять заявку на конкретное время. Мы приглашаем всех желающих, кто хочет прогуляться по территории Данилова монастыря и послушать увлекательные рассказы наших экскурсоводов о славных страницах истории нашей обители: благочестивом и миролюбивом князе Данииле, зарождении Москвы на этих берегах, монастырских храмах и чудотворных иконах.
Беседовал Петр Селинов